Раздвоение личности в АЕ
Всем Доброго времени суток :)
В данном уроке мы рассмотрим способ, с помощью которого можно сделать видео с один или более двойников главного действующего лица в кадре. Я думаю, теоретически все знают, как это делается. Берётся зелёнка ("Зелёный Экран"), актёр снимается в пару дублей, монтаж - и готово. Либо первый дубль снимаем в исходном месте, второй - на зелёнке.
Но мы подробно рассмотрим, как добиться этого (в том числе, хочу описать процесс съёмок) в условиях квартиры, при минимальных технических средствах. В данном случае, я взял простейшие условия, намереваясь передать суть процесса. В результате всех манипуляций, вы получите следующий видео ряд:
Но сначала - будем знакомы :). Я - Ksi2, или как меня ещё иногда называют - Ксионда Евгений. Мне 19 лет, живу на Украине, в городе Днепропетровск. С 16 лет работал в Рекламном Агентстве, в роли видеоинженера, занимаюсь 3D и ещё много чем, но основное направление - Видео. Приятно познакомиться ;).
Итак, начнём. Что нужно для начала работы:
1. Видео камера (читай, любой девайс, снимающий видео хотя бы 640х480 с fps не менее 15 кадров в секунду);
2. Adobe After Effects CS3 или CS4, в более ранних версиях я не работал, (с установленным plug-in паком Saphhire);
3. Прямые руки;
4. Сценарий действий;
5. Желание работать;
Вам, я предлагаю, в целях лучшего усвоения материала, провести монтаж и композинг вместе со мной. Для желающих, ниже ссылка на исходный (отснятый и отобранный) материал, и ссылка на триал-версию Sapphire plug-in с 15 дневной лицензией.
(ну, вот нечего к моему торсу приставать, я 190см ростом и вешу 72 кило)
http://www.genarts.com/download - Триал Сапфира
Часть 1. Постановка.
Для начала, Вам необходим сценарий, чётко описывающий все действия. Он поможет полностью представить, что делать в кадре.
Я использовал Canon A460 PowerShot, ибо ничего другого нет. Камера, как вы могли видеть в ролике, статична (как и в многих моих роликах). Итак, фиксируем камеру, снимаем для подстраховки секунд 30 пустой сцены. Визуально делим сцену на две части, в каждой будет жить свой "двойник".
В данных условиях важно, чтобы движения двойников не пересекали друг друга (не пересекали нашу незримую черту), ибо выйдет откровенный конфуз, парадокс, коллапс планеты и прочие лишние проблемы.
Далее, по сценарию, мои дубли лишаются частей одежды. Значит, нам нужно зафиксировать их положение в кадре с элементом одежды, и без него (для последующей реализации процесса трансформации). Я использовал 4 монетки, номиналом в 50 копеек, обозначив ими места, где стоят пятки одного и второго "актёров". Для того чтобы зритель сильнее верил в реальность происходящего, можно вставить предмет, который будет передан одним персонажем другому. В моём случае, мы берём пульт от телевизора. Просмотрев финальное видео, можно заметить, что "двойник" пропадает первый раз без пульта, пульт мы "роняем" на его место.
Часть 2. Сценарий.
При таких съёмках очень важен сценарий, в котором чётко будет расписана последовательность действий. Это поможет вам совершить меньше ошибок и не путаться в действиях. Итак, давайте рассмотрим сценарий для данного ролика (в сценарии «1» - обозначение Основного персонажа, который первый появляется и последний исчезает, стартует на ближнем плане. Соответственно «2» - наш двойник):
1. Появился «1», осмотрелся.
2. *спустя несколько секунд* появился «2», осмотрелся, увидел «1».
3. «1» Увидел «2». "Удивлённо отстранился".
4. «2» берёт пульт с полки, направляет на «1» и, совершая характерный взмах рукой, нажимает кнопку, после чего у «1» пропадает футболка.
5. «1»удивлённо ощупал себя, смотрит на «2».
6. «2» хитро улыбнувшись, машет ручкой и пропадает, *пульт просто падает на его место*
7. «1» "Провёл взглядом падающий пульт", подошел на то место, где стоял «2», поднял пульт, рассматривает.
8. «2» *через какое-то время* появляется на ближнем плане, там, где стоял «1», видит пульт, делает жест "не надо", отклоняется назад "отпрянув от угрозы".
9. «1» направляет пульт на «2», делает характерно-злое движение рукой, на «2» пропадает вся почти вся одежда :) *при этом «2» остаётся "отпрянувшим"*.
10. «2» ощупывает себя, видит второй взмах руки, сжимается.
11. «1» злорадно ухмыляясь, делает взмах рукой, направляет пульт на «2».
12. «2» исчезает.
13. «1» осматривает опустевшее место, довольно ухмыляясь "делает ручкой" и пропадает.
Конец.
Надеюсь, тут всё ясно. Остаётся один вопрос: Как передать пульт?
Отсмотрев исходный материал, вы увидите, что перед началом действий первого персонажа я не выходя за "воображаемую линию", высунул за неё руку и бросил пульт. Примерно запомнив стартовую высоту полёта (точку, с которой хочу, что бы пульт падал в финале), и, подняв руку чуть выше (что бы не мешала при монтаже) - роняем его на пол. Как видно на рисунке ниже, я держу руку над горизонтальной красной линией, с неё, примерно, в финале в кадре появляется пульт.
Потом отходим на исходную позицию и начинаем. Сразу снимаем полностью действия персонажа 1, после чего кладём пульт аккуратно на полочку. Собственно, от куда его потом и возьмёт Двойник :). Тут главное угадать позы, когда снимаем футболку. Замираем на секундочку до снятия футболки, и после, дабы было пространство для монтажа.
Избавляясь от одежды двойника, главное угадать позы до и после трансформации. В идеале, надо угадать так, что бы они были максимально похожими (Я вот не угадал ;) ), при этом не забывая замирать в ключевых позах, мысленно каждый раз отсчитывая две секунды.
Я снял 15 дублей кряду, примерно по 4 минуты каждый, чтобы отточить действия и получить при монтаже возможность выбирать. Мы никуда не спешим, так что ставим камеру, нажимаем Rec, и, забыв про неё, делаем сразу как можно больше дублей. Не ленитесь ;)
Часть 3. Черновой монтаж.
Выбираем дубли, которые показались более-менее приличными (я это сделал за вас, поверьте, это лучший :) ). Перетягиваем их на кнопку Create new Composition, автоматически создавая композицию, подогнанную под снятое видео:
Для начала ищем и вырезаем наш чистый фон. Выделив слой, нажимаем Enter и пишем "BG" (что значит Задний Фон). Затем нажимаем CTRL+D, делая дубль слоя, и отбираем действия "первого" персонажа. Слой обзываем "Pers", следом дублируем его и выбираем там момент, когда первый уже без футболки, называем слой "Pers No Top". Поскольку у меня была непрерывная съёмка, композиция сейчас смотрится так:
Теперь дублируем последний слой (Pers No Top), ищем дубль двойника (место, где он появляется, нажимает на пульт и пропадает). Вырезаем его. Обратите внимание (!!!), на позу "Исчезновения" двойника. Мы замираем, держа пульт, примерно на той высоте, что была при его броске (Признаюсь, я немного не угадал, но при монтаже это мы сгладим).
Далее, находим и вырезаем момент, когда двойник появляется первый раз, на заднем плане. Называем слой "Dv 1", находим момент, когда он появляется на первом плане, режем, потом отдельно вырезаем "голого двойника", пока что монтируя это "встык" (т.е. друг за другом). Слои называем "Dv 2" и "Dv no clo".
Кстати, сделайте ещё один дубликат самого первого слоя (BG), найдите там и отрежьте пульт, с момента, когда рука его отпускает, до момента, когда он пропадает из кадра. Называем слой "Pult" и в итоге получаем следующий внешний вид линейки:
Часть 4. Композинг.
Итак, мы имеем нарезанные дубли, готовые к монтажу. Теперь, давайте определимся с "последовательностью" расположения слоёв. От этого будет зависеть то, как и где будут, расположены маски.
BG оставляем в самом низу, так как это наш задник для подстраховки. Оставляем и пока о нём забываем. Слой DV1 кладём сверху слоя Pers, сейчас мы предварительно их смонтируем.
Выделив слой DV1, выбираем инструмент Pen Tool,
или нажимаем G на клавиатуре. Далее, рисуем маску таким образом, чтобы двойник был "внутри неё", отрезая кадр по нашей "воображаемой линии".
Очередная ошибка съёмок на лицо, я пересёк линию и накладываюсь сам на себя, но этого не будет заметно в движении, к тому же, давайте чуть сгладим маску. Выделите слой DV1 и два раза быстро нажмите "М", раскроются параметры маски. Находим параметр Mask Feather и присваиваем ему значение равное “5”. Этим мы несколько сгладим края маски, сделав переход от слоя к слою более плавным.
Следующим у нас идёт слой "Pers no top". Задача такая. Ставим встык слои “Pers” и “Pers no top”, а слой DV1 подгоняем по времени так, чтобы момент "нажатия кнопки" двойником (то есть "указывающее движение") попал встык между слоями “Pers” и “Pers no top”. Чуть подвигав слой влево и вправо, должны получить следующее: двойник нажимает на пульте кнопку, направив пульт на первого персонажа, и на том пропадает футболка. Вы можете заметить, что позы первого персонажа, с футболкой, и без неё, различаются. Но это мы исправим позже. Так же, внимательно отсмотрев фрагмент, следите, чтобы маска не зарезала персонажей в основном движении, конечности мимолётно вылазящие за маску, мы пока не учитываем. Корректируйте её в случае надобности. Все "ляпы" исправим немного позже.
На данный момент мы имеем:
Появляются оба персонажа, двойник "раздевает" первого и пропадает. Прокручиваем ползунок чуть далее по фрагменту "Pers no top", ищем место, где он первый раз "злобно нажимает кнопку". К финальной стадии первого взмаха пультом, подгоняем слои "DV2" и "Dv no clo" так, чтобы стык между ними пришелся чётко на "мах" руки персонажа.
На слоях "DV2" и "Dv no clo", рисуем маски, оставляя "внутри" маски правую часть кадра. Параметры Mask Feather ставим так же равными «5».
Ищём второй взмах пультом, и на ключевом движении обрезаем слой "Dv no clo", тем самым убирая двойника. Черновой Композинг почти готов, осталось "врезать" падающий пульт. Находим место, где двойник первый раз исчезает после того как снял футболку с главного героя. Перетягиваем слой с пультом в начало, к тому месту, где заканчивается слой Dv1. Пульт начинаем обрабатывать с места, где рука его уже отпустила. Делаем круговую маску
Пульт летит всего 2 фрейма, посему, дублируем слой ещё раз, отрезая его "лесенкой", как видно на скриншоте выше. Во втором слое, маску смещаем чуть ниже, ловя в неё падающий пульт.
Теперь берём слой "BG", вставляем его секунды на две перед появлением перового персонажа в кадре, и, продублировав, ставим ещё секунды две после исчезновения персонажа в самом конце.
Собственно всё, черновой композинг готов. Теперь мы будем всё подгонять по таймингу, исправляя допущенные ошибки и ляпы монтажа.
Часть 5. Работа над ошибками.
Сейчас наша линейка выглядит следующим образом:
Начнём по порядку. Внимательно отсмотрев рабочий материал, заметите, что в момент когда "двойник" на заднем плане поднимает голову вверх и кивает плечами, персонаж на первом плане отгибает назад спину, при этом руки на пару фреймов вылезают за маску, и, естественно, ей обрезаются. В общем-то, при просмотре на нормальной скорости этого никто не увидит, но не хорошо как-то, да? Ну вот, и я так думаю.
Давайте, это исправим. У меня сейчас это место растянуто на 9 фреймов. Работа нудная и не очень приятная, но всё же, нужная. Дублируем слой DV1, работать сейчас будем с дублем, оригинал скрываем (!!!). С первого фрейма, где обрезаются руки, выставляем наш первый дублированный слой (у меня вышло имя DV3), длинна фрагмента - 1 фрейм. Далее начинаем работу в дубле фрейма, аккуратно двигаем маску так, чтобы она повторяла контуры рук. В результате этого действия вы должны получить примерно следующую картинку:
Повторяем операцию со всеми девятью фреймами. В качестве скриншота приведу самую дальнюю фазу закидывания рук, у меня это вышел четвёртый фрейм:
В видео это выглядит следующим образом:
Вернёмся к оригинальному слою, сделаем ещё один его дубль. Первый фрагмент мы сжимаем так, чтобы его последний фрейм граничил с первой маской. Второй дубль мы сжимаем так, чтобы он начинался с места, где заканчивается последний слой-маска. Всё, это место готово, всё относительно чисто.
Внимательно, по кадрам досмотрите видео до конца. Я у себя обнаружил ещё одно место, где рука заходит за маску. В тот момент, когда двойник остаётся без одежды. (через 2 секунды я излишне размахался руками :D ). С этим местом мы повторяем туже операцию, но тут можно обойтись тремя масками, а если повезёт, то хватит и одной. (я в итоге обошелся-таки тремя).
Всё, ошибок больше не вижу. Теперь необходимо удобоваримо оформить появления-исчезновения персонажей.
Часть 6. Спецэффекты.
Ну что ж, начнём следующий этап работы над роликом.
Ищем стык слоёв BG и Pers, BG немного, на 1-1,5 секунды заводим внахлёст за Pers. Дублируем Слой Pers, оставляя курсор в начале региона (!!!), правой кнопкой нажимаем на нём, в контекстном меню выбираем Time --> Freeze Frame, тем самым получаем замороженный фрейм появления персонажа.
Растягиваем слой на 1 секунду, ставим его внахлёст поверх задника и слоя с персонажем.
Нажимаем "Т" при выделенном слое Pers2, тем самым получая доступ к настройке канала прозрачности (Opacity). Рядом с названием параметра есть такой себе "секундомер". Нажимаем на него, поставив курсор в начале региона, после чего в этом месте автоматически ставится анимационный ключ (KeyFrame). В этой точке мы скручиваем Opacity до 0%. Дальше, проводим курсор до места, где заканчивается регион заднего Фона, и меняем параметр Opacity на 100% (программа автоматически поставит ключ). В итоге персонаж у нас "появляется" плавно. Выделяем оба ключа и нажимаем F9, тем самым смягчая их. Получаем такую картинку:
Поскольку слой Pers 2 у нас заморожен, мы спокойно обрисовываем мою фигуру маской, убирая ненужный сейчас фон, и немного сдвигаем наш регион влево, как на картинке:
Далее я использовал эффект "Saphhire" S_DissolveGlow. Перетягиваем его на наш регион, анимируем следующим образом: параметр Dissolve Percent меняем от 0 до 100%, и - обратите внимание (!!!!!!) - меняем параметр Transition Dir на Dissolve on from BG (всё-таки, финальный ключ Opacity, я бы поставил раньше, где-то чуть раньше половины региона):
Повторяем операцию со всеми появлениями и исчезновениями. О трансформациях сейчас поговорим отдельно.
Находим стык регионов, где я лишаюсь футболки. Делаем ту же самую процедуру с первым фреймом без топа, закидывая его потом на несколько фреймов, на место, где я ещё одет.
Фреймы, которые оказываются под нахлёстом (там я ещё одет) тоже дублируем и делаем Freeze Frame. У этого кусочка плавно сводим Opacity от 100 к 0.
Теперь находим стык, в котором наш двойник раздевается до трусов. Дублируем слой, в котором уже голый персонаж, замораживаем первый фрейм. Закидываем его на 3 - 5 фреймов поверх одетого меня. Вырезаем маской отдельно персонажа. Анимируем Dissolve эффект. Далее, с места, где начинается появление голого, дублируем одетого персонажа, делаем процедуру Freeze Frame.(!!!)Для исчезновения необходимо ставить Transition Dir на Dissolve off from BG, а для появления - Transition Dir на Dissolve on from BG. И сводим Opacity параметр к нулю, нажав T и получив доступ к параметрам анимации.
Вроде всё. Остаётся одна мелочь: нажмите layer -> New -> Ajustment Layer. Режем наш слой, начиная с того места, где появляется голый персонаж, и до того места, где он пропадает.
Выбираем Ellipse Tool, выделяем слой и кликнем два раза по эллипсу, автоматически создастся маска, вот внутри неё и будет блюр.
Масштабируем слой, чтобы прикрыть область трусов. Накладываем его на персонажа. И применяем к слою любой из Blur эффектов. Анимируем Opacity для слоя, делая "вход" вначале и "выход" в конце слоя. Должна быть примерно следующая картинка:
Длинны и параметры переходов двигаем по желанию. Калибруем всё, рендерим. Открываем Premier Pro, подкладываем музыку (это можно сделать не рендеря видео в After Effects ,а просто нажав в Premier Pro: import -> Adobe After Effects composition).
Вот, собственно, и всё. Предлагаю только, прибраться немного на нашей линейке, ибо в результате всех манипуляций, появились несметные нагромождения. Давайте выделим первый «массив» масок, выберем пункт layer -> Pre-compose. В выпавшем диалоговом окне, ставим галку move all attributes into the new composition, имя пишем «Mask1Precomp».
Нажимаем, ОК. Повторим тоже самое с другими масками, при желании можно так по группам разбить и остальные рабочие слои.
Пост обработка на ваш вкус и цвет. Следует серьёзней относиться к съёмке, что бы не было таких проблем на стыках, как у меня.
Я надеюсь, что написал понятно, и не сильно вас утомил. В домашних условиях можно делать много всяких интересных вещей с графикой, далее я постараюсь написать ещё несколько уроков. По короче :)
Хочу поблагодарить halinka и Master Trigger за вклад в подготовку урока. Ребята, без вас было бы трудно.
Всем спасибо.