Интервью с Сергеем Свистуновым
Уважаемые пользователи RENDER.RU, представляем вашему вниманию интервью с интересым 2D художником Сергеем Свистуновым. В данном интервью Сергей расскажет нам о себе и о своём творческом пути.
RENDER.RU: Здравствуйте, Сергей! Очень благодарны Вам за выделенное время! Расскажите, откуда Вы родом, где живёте сейчас и кем работаете?
Сергей: Добрый день. Я родился на юго-востоке Подмосковья, в небольшом городе, где и проживаю на данный момент. Работаю я в рекламно-производственной компании дизайнером наружной рекламы, что, собственно, с рисованием слабо связано.
RENDER.RU: Как давно Вы занимаетесь рисованием? С чего всё начиналось?
Сергей: С самого детства рисование и лепка из пластилина (из оконной замазки) стало для меня наиболее приоритетным занятием среди других детских забав. Я очень люблю технику: поезда, автомобили, самолеты. Я живу на 8ом этаже высотного дома и с детства наблюдал за поездами, проезжающим по железной дороге двумя километрами левее моего дома (различал по звуку и свисту вид локомотива). Соответственно потом я их рисовал и лепил, лепил на весь стол железные дороги, четко разделяя товарные поезда, поезда дальнего следования, электрички и редкие бонусные одиночные тепловозы. Мечтал стать железнодорожником в детстве. Также в поле моего зрения находился военный аэродром и дорога под домом с серией автомобилей ВАЗ-2101(11) - 2107 на тот момент, о моделях которых я знал уже в 4 года, несколькими видами Москвичей и небольшим количеством иномарок. В 4 года у меня родился брат, которому я сразу нарисовал все виды грузовых автомобилей ЗИЛ и, как до сих пор помню, в роддоме показывал эти вырезанные машины, а родители смеялись, т.к. мелкий грудной брат ничего не понимал. Так же я очень любил праздники 9 мая и 23 февраля, потому что показывали военные фильмы, из которых я визуально наполнялся всякой военной техникой, которая в дальнейшем являлась причиной порчи кучи бумаги. В общем начиналось все именно с этого: самолеты, вертолеты, машины, военная техника и скелеты. До сих пор обожаю милицейский ГАЗ-24 желтого цвета с синей полосой. Их часто показывали в русских детективах того времени, ради чего я их и смотрел. Момент погони, да. После каждого фильма или мультфильма, после каждой прогулки я брался за бумагу с карандашами или за пластилин. Что касается школьных лет, то рисовал гораздо меньше или просто не помню. Я ходил в сумме года три в кружок рисования в разные годы школьных лет. Более плотно я стал рисовать уже после 18 лет, когда купил компьютер. Да и ранее рисовал немало, ночами висел на кухне, как шарик, с красками и карандашами.
RENDER.RU: Насколько нам известно Вы самоучка. Сложно ли было обрести художественные навыки самостоятельно? Не возникало ли у Вас желания всё-таки получить профессиональное образование?
Сергей: Ну по сути дела так и получается, что в основном я самоучка. Но я обязан отдать должное сперва отцу, который в 5 лет выводил меня на улицу и, указывая пальцем вдаль улицы на уменьшающиеся дома, объяснял, что такое перспектива. Лишь о воздушной перспективе я узнал много позже, когда сам понял, что теряю объем, рисуя все в одной насыщенности. Далее я обязан сказать спасибо моему молодому учителю по рисованию, к которому я ходил в школьные годы, за то, что он приучил меня к мелким деталям и к реализму в целом. Может оно и само во мне жило, но все же необходимый толчок для дальнейшего развития я получил именно от него. Далее пару месяцев я ходил к одному старому художнику (царство ему небесное), но не прижился из-за его стиля (намажь, отойди на 100500 метров и увидишь картину). Но он научил не бояться краску.
Что касается профессионального образования, то уже даже и не знаю. Жаль конечно, что в юности пошел не по той дороге, а с другой стороны, может оно и к лучшему. Не страшно, что мы когда-то ошибаемся и делаем что-то не то, из-за чего сталкиваемся с массой проблем. Страшно, когда с нами вообще ничего не происходит.
RENDER.RU: Каким программным обеспечением Вы пользуетесь в работе и почему? Пробуете ли что-то новое?
Сергей: Начинал я конечно с Фотошопа, как помню, версия 3.5, это такой черно-бордовый ярлычок в виде лупы, как помню. В компьютерном клубе показал один человек, увидев, что я неплохо владею карандашом и ручкой. Тогда я и загорелся компьютером, увидев чудесные возможности этой программы Остановился я на версии 7.0.1 и работал в нем до 2010 года. В августе 2010 года я познакомился с Easy Paint Tool SAI, которая поразила меня своим весом в 3 мегабайта и своей функциональностью, касающейся именно рисования. На момент 2010 года я уже пару лет, как приучил себя рисовать одной кистью в Фотошопе и в одном слое, в связи с чем весь остальной функционал мне был не нужен. Так же я пробовал Пеинтер, 3 раза ставил, но так и не подружился.
RENDER.RU: Насколько часто Вы используете натуральные материалы? Делаете ли наброски на бумаге перед тем как рисовать в цифре?
Сергей: Иногда я рисую с натуры некоторые вещи, которые в дальнейшем мне понадобятся в моих работах. Часто на улице я разглядываю детали, которые также необходимы для дальнейшей работы. Кстати каждый день я смотрю на деревья и небо по несколько раз, утром, днем и вечером, но до сих пор боюсь это рисовать =) Просто наверно я не могу найти определенной закономерности или больше надо рисовать с натуры. Последнее время мои работы спонтанны, поэтому я их не эскизирую. Получается так что примерно с минут 40 я делаю набросок в цифре, сразу работая в цвете и без контура, о чем можно судить по моим видео, а на следующий день, дожидаясь вечера, я думаю, что изменить и как прорисовать фактуры материалов персонажа. Но иногда рисуется все за один присест. Конечно для каких-то крупных продуманных работ нужна масса эскизов, огромная масса, я считаю. Чтоб нарисовать действительно что-то достойное, нужно прорабатывать отдельно каждого персонажа, их эмоции, стиль одежды, настроение, каждую деталь композиции. На мой взгляд нельзя просто так взять, сесть и нарисовать шедевр. Я рисую на бумаге иногда на работе, иногда дома, иногда на улице, сидя на лавке.
RENDER.RU: Есть ли у Вас кумиры среди зарубежных/ наших художников? Стараетесь ли что-то перенять от данных авторов?
Сергей: На данный момент имеются несколько зарубежных и русских цифровых живописцев, в рисунках которых я пытаюсь понять некоторые технические моменты, их хитрости, но не стану их перечислять. Всегда есть люди, чьи работы будут превосходить по всем параметрам, да они и должны быть, обязаны. Мы, как никак, все друг от дуга зависим и наши успехи, безусловно, тоже.
RENDER.RU: Принимаете ли Вы участие в каких-либо CG конкурсах? На Ваш взгляд, насколько полезно участие в данных мероприятиях?
Сергей:Нет, я не вижу в этом смысла. От этого рисовать лучше я не стану, более того, в душе появляется некая нервность и корысть. Я не хочу сказать, что это вовсе бесполезно, но по собственному опыту, как для меня, так если победа — это не более, чем потеха самолюбия от собственной гордыни и от торжественных возгласов окружающих. Поражение — просто нет вышеописанного + у многих разочарование и раздражение. Мало кто после поражения дает себе установку биться дальше, крепко сжав кулак.
RENDER.RU: Важно ли Вам мнение окружающих о Ваших работах? Как относитесь к критике?
Сергей: Мне важно даже мнение моих товарищей, которые и карандаша в руке не держали, потому как именно они зачастую сразу видят ошибки. Менее серьезно я отношусь к критике других рисовальщиков или к критике не по теме. Я прислушиваюсь к каждому слову и, даже иногда злясь, не стану это показывать и лучше просто успокоюсь и подумаю над своими ошибками. Критика — это всего лишь слова, а человека ценить за дело надо.
RENDER.RU: Помимо рисования есть ли у Вас какие-то увлечения/ хобби? Как проводите свободное время?
Сергей: Я много чем занимаюсь понемногу, будь то лепка из керамического пластика, резка по дереву, в прошлом работа с металлом, когда работал на заводе. Очень люблю походы с рыбной ловлей, велосипед. Походы желательно не в милую жаркую погоду, а с контрастом — немного дождя, отсутствие каких-то важных деталей для выживания. От этого и еда вкуснее, и отдых интересней.
RENDER.RU: Бывает ли у Вас недостаток вдохновения? Если да, то как с этим боретесь?
Сергей: Я искоренил в себе понятие "вдохновение", так же как и "творческий кризис". У меня, как в общем-то и у каждого человека есть лень. Вот с ее помощью я не рисую, да и много чего не делаю еще. Раньше еще было понятие страх в рисовании, когда я сидел и думал что не смогу и пока так думал — не мог. Вдохновение — это некая мотивация к рисованию, оправдание своей пустой фантазии черпанием сюжетов, например, из эмоций, произошедших событий. Но рисовать можно без всего этого и рисовать при этом всегда, не задумываясь о том, что именно рисовать. Я вот иногда задумываюсь, почему каждый год тысячи людей поступают в художественные училища, да и рисуют-то достаточно неплохо. Взять вот детишек из школы Андрияки. Так их работы превосходят многих нынешних "художников" по технике и превосходят в разы. Таких детей огромное множество, но скорее всего, по достижению 20+ лет, они бросят рисовать из-за недостатка сюжетов в голове, из-за каких-то семейных обстоятельств, из-за карьеры, еще чего-либо или просто будут срисовывать, как и такое же огромное множество нынешних цифровых живописцев, который, будучи взрослыми людьми, просто срисовывают (божественно копируют) фотографии и работы других художников, называют это "study", что на мой взгляд является глупым и безрезультатным занятием, отмечу, конечно же не для всех, но для многих. Это те же самые музыканты. Вокруг нас живет огромное множество отличных музыкантов, виртуозов, струнных мастеров и хозяев клавиш, но они, к сожалению, не пишут свою музыку. Они всю жизнь играют то, что было написано сейчас и сотни лет назад.
RENDER.RU: Какой совет можете дать начинающим художникам? На что стоит им обратить внимание при начале изучения цифровой живописи?
Сергей: Ну прежде всего хотелось бы посоветовать не браться сразу за сложные вещи, не стоит рисовать эльфов в доспехах, категорично не рекомендую начинать с плоского и гипертрофированного анимэ, а побольше рисовать натуру. Так же советую задавать поменьше глупых вопросов, таких как например: "А как рисовать металл?" Отвечу сейчас на этот вопрос, т.к. мне он задавался уже великое множество раз.
Берем ложку, простую, до зеркала отполированную ложку. Крутим ее, вертим, отвечаем себе на вопрос о том, почему наше отражение вверх ногами, внимательно вглядываемся во все грани, закругления, смотрим как строится отражение. Все это нужно понять, как физику в школе и математику. Далее берем эту ложку и рисуем карандашом ее раз 20 в разных ракурсах и не просто срисовываем, а рисуем, внимательно вглядываясь в отражение, блики, тени, рефлексы. Но прежде, без металлической фактуры ее еще нужно построить, на что, как правило может уйти тоже не один десяток листов.
Вот на этом этапе кстати многие и ломаются.
Не в коем случае не срисовывайте такие вещи с фото. Нужно четко знать, что находится за вами, что видит и отражает ложка. Так гораздо проще понять, как строятся отражения в металлических хромированных и матовых предметах.
Тоже самое с фактурой дерева. Не надо лениться обращать внимание на деревья и заборы, гуляя по улице. В разное время года, в мокрую, сухую, солнечную и пасмурную погоду нужно смотреть, трогать, стараться понять структуру и запоминать ее, чтоб потом применить эти данные в своих эскизах к крупной работе.
В общем начинать нужно с простых предметов, детских городков в виде кубиков и пирамид, далее можно перейти на предметы домашнего быта: техника, еда. Нужно научиться строить предметы один в один как они есть с натуры, далее нужно научиться работать со светом и тенями, советую немного почитать об этом, в интернете информации полно. Далее нужно научиться работать с цветом, но не тыкать пипеткой в срисовываемое фото, а опять же рисовать с натуры. И вот когда это все дойдет до автоматизма, когда Ваша голова наполнится знаниями, шаблонами, фактурами и т.д., тогда уж можно начинать и фантазировать, применяя приобретенные навыки в своих работах.
RENDER.RU: Сергей, благодарим Вас за интересную беседу. Редакция RENDER.RU желает Вам неиссякаемого вдохновения, успехов в творчестве и во всех Ваших начинаниях, и с нетерпением ждем Ваши новые работы в галерее RENDER.RU.