На что пришлось пойти известным художникам ради рисунка
Из Катерины Белокур страсть к “малеванию” выбивали розгами. Чтобы обучиться ему же — малеванию — Исаак Левитан пешком ходил в Москву из Подмосковья, а Джама Джурабаев спал в коробках в интернет-клубе. А на что вы готовы ради дела своей жизни?
Нищета и дискриминация
Мальчик по имени Исаак родился в большой и бедной еврейской семье. Грамоте его и братьев с сёстрами по вечерам учил отец: денег на то, чтобы послать детей в школу, у Ильи Левитана не водилось. Благодаря очевидному таланту Исааку удалось поступить в Московское училище живописи, но учёба оказалась под вопросом, когда в 15 лет парень потерял мать, а через год и отца. В виде исключения ему позволили учиться бесплатно, но жить будущему художнику приходилось на чердаке училища, а питание стало трёхразовым: понедельник, среда, пятница.
В довершение всех бед Александр II издал указ о запрете для евреев жить в исконно русской столице. Молодой Левитан был вынужден уехать в Подмосковье, откуда каждый день приходил в город на занятия пешком. Денег не было не то что на дорогу, но даже на еду, и одежду приходилось носить ношеную и не по росту. В полученном с таким трудом дипломе стояло: «Учитель чистописания». Преподаватели считали, что еврейская кровь не даёт автору «Осени в Сокольниках» и «Заросшего пруда» права именоваться русским живописцем.
«Избушка на лугу», 1885 год. “Березовая роща”, 1989 год. Исаак Левитан.
"Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу".
Исаак Левитан
«Над вечным покоем», 1894 год. Исаак Левитан
Со временем Левитан завоевал признание и любовь публики. Пейзаж «Над вечным покоем» был признан одной из самых «русских» картин. Он мог и не появиться, если бы автор спасовал перед трудностями и нуждой.
Отверженность и депрессия
Архип Куинджи в детстве плохо учился, зато рисовал на всём, что попадалось под руку. Мальчик осиротел ещё раньше, чем герой предыдущей истории, и с детства был вынужден зарабатывать на хлеб. Это закалило его характер: подростком Архип пешком прошёл почти пятьсот километров, отделяющих Мариуполь от Феодосии, чтоб попроситься в ученики к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Увы, рисунки Куинджи мэтра не впечатлили. Амбициозный юноша был отправлен в младшие подмастерья, растирать краски и красить заборы. Это не охладило пыл Архипа: прожив лето в Крыму и ухитрившись-таки получить несколько уроков живописи от Адольфа Фессера, родственника Айвазовского, он вернулся домой и нанялся ретушёром в фотоателье. Свободное время Куинджи посвящал кистям и краскам.
"Я работал от десяти до шести. А вот всё утро от четырёх до десяти было в моём распоряжении".
Архип Куинджи
Лунная ночь на Днепре, 1880 год. Архип Куинджи
Невероятное мастерство Куинджи в работе со светом поражает воображение даже в репродукциях
Неудача у Айвазовского не обескуражила молодого художника. Не остановило и то, что его дважды отказались принять в Академию художеств. Даже закрывшись от мира на 20 лет, Куинджи продолжал рисовать. А будь он чуть больше ориентирован на чужое мнение, мир, возможно, не увидел бы его удивительных работ.
Диктат родителей и попытка суицида
Екатерине Белокур не повезло родиться девочкой в крестьянской семье в начале XX века. В те времена в деревнях дочерей в школу не посылали: только обувь трепать, всё равно сразу замуж, как подрастёт. Обнаружив, что дочка увлеклась «малеванием», отец попросту высек её розгами, а рисунки сжёг — нечего тратить время на ерунду. Но Катерина не отступилась. Она делала кисти из кошачьего волоса, краски из ягодного сока и другого растительного сырья, рисовала углём на дощечках и обрывках полотна. Масляные краски и холст попали ей в руки только во взрослом возрасте, но и тогда родители продолжали настаивать, чтоб девушка бросила «малевать чертей» и нашла себе мужа. Не вынеся давления, Катерина попыталась утопиться в реке. Только после этого отец кое-как признал за ней право самостоятельно принимать решения о своей жизни.
Известность пришла почти случайно: в 1940 году, услышав по радио песню Оксаны Петрусенко «Чи я в лузi не калина була», Катерина написала артистке восторженное письмо и вложила в конверт рисунок калины. Рисунок был так хорош, что художницей-самоучкой заинтересовались в Центре народного творчества. Уже через год в Полтаве открылась её первая персональная выставка. Полотна «Царь-Колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» высоко оценил Пабло Пикассо на Международной выставке в Париже в 1954 году.
"Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!"
Пабло Пикассо
Екатерина Белокур стала одной из самых ярких представительниц советского наивного искусства. Этого могло не случиться, если б девочкой она послушала родителей и променяла холст на сковородки.
Гражданская война и жизнь в коробке
Сейчас Джама Джурабаев рисует концепты персонажей для Стивена Спилберга и Marvel, но так было не всегда. Детство художника пришлось на развал Советов и гражданскую войну. В Таджикистане царила катастрофическая бедность. Чтоб иметь возможность оплачивать учебу в турецком университете, Джама пошёл работать администратором в интернет-кафе. Ночевал он там же, на самодельной кровати из картонных коробок, и в свободное время осваивал Photoshop.
Привычка к скромной жизни пригодилась ему позже в Душанбе. Работу по специальности там было не найти, зато он смог устроиться в дизайн-студию, где занимался вёрсткой визиток и разработок логотипов для бизнеса. Поворотным моментом в развитии стал заказ на съёмку кастрюль и сковородок из нержавеющей стали. В полированной поверхности отражался объектив, это отражение нужно было убрать. По факту, изображения пришлось почти полностью перерисовывать в фотошопе. В процессе Джама понял, что рисовать ему нравится куда больше, чем делать визитки. Одна проблема: в Таджикистане никто не хотел за это платить. Рисование пришлось сделать хобби, но в процессе обучения Джама набрёл на форум ConceptArt.org, где быстро понял, что тем, что ему нравится делать, можно зарабатывать. Он рисовал ночами, выкладывая результаты на форум.
"Я рисовал всякие города, космические корабли. Получалось ужасно, но я не останавливался".
Джама Джурабаев
Четыре года упорной работы принесли плоды. ConceptArt запустили онлайн-курс иллюстрации и анимаций и предложили Джаме бесплатное обучение. Смотреть уроки приходилось по ночам, но об отказе не было и речи. После года обучения созданный им мини-фильм выиграл конкурс от образовательного проекта Cgsociety. В результате с художником связались представители британской компании Moving Picture Company и пригласили на работу в рекламный отдел. С этого момента карьера Джамы пошла в гору. После Джама попал во Framestore, где сотрудничал напрямую со Стивеном Спилбергом, а потом — в Industrial Light&Magic, разрабатывать концепты для «Алладдина» и «Мира Юрского периода-2».
По образованию Джурабаев — инженер-авиаконструктор. Его сильная сторона — умение отключить «внутреннего художника» и взглянуть на рисунок с технической точки зрения.
История таджикского дизайнера-самоучки похожа на мужскую версию сказки о Золушке, если забыть о том, что за его успехом стояла не фея-крёстная, а целеустремлённость, готовность работать и верность своему таланту.
Вера в себя
Все мы иногда устаём и любим поныть. Но тот, кто хочет пойти далеко, должен признать, что препятствия — это часть пути. За долгую дорогу неизбежно сотрутся подошвы, набьются мозоли, может случиться и что-то более неприятное. Но если цель в конце пути того стоит — нужно идти, как бы ни хотелось остановиться и присесть на травку.
Такого же мнения придерживается Кистина Халида, иллюстратор из Малайзии. Приводим выдержки из интервью с ней.
"Многие люди убеждали меня выбрать другую профессию, более «практичную» карьеру. Я думала пойти изучать психологию, литературу и даже судебно-медицинскую экспертизу, но мои мысли всегда были сосредоточены на искусстве.
Творческий путь был трудным. В какой-то момент мои работы стали отвергать, и это подкосило меня. Но я слишком люблю рисование, чтобы просто так его отпустить. Мама убедила сжать зубы и просто пройти через это — и я это сделала.
Мои работы всё ещё иногда отвергают, но я научилась не сдаваться так легко, когда сталкиваюсь с препятствиями. У меня есть проблемы, но я учусь с ними справляться. Могу искренне сказать, что всё идет отлично. Я никогда не жалела, что стала художником. Столько людей говорили, что нужно выбрать другой путь, что я не смогу зарабатывать на чистом фрилансе, но вот она я, сильна как никогда. Не сдавайтесь!"
Кистина Халида, создает иллюстрации для книг и игровых проектов