Что не так в королевстве Уолта Диснея, или вся правда о больших корпорациях

Джанет Чан проработала в Disney четыре года, прошла путь от джуниора до ведущего художника по раскадровкам, получила повышение и... уволилась. Вместо “работы мечты” Джанет с горечью выбрала собственный бизнес. Почему? Художница рассказала об этом в видео, и вскоре ей ответил аниматор и режиссёр Джин-Дэнис Хаас из Industrial Light & Magic. Публикуем выдержки из их диалога о том, как устроена индустрия большой анимации.

Джанет Чан: Главная причина моего разочарования - в том, что мультиндустрия изнутри выглядит совсем не так, как я ожидала. Что думает человек, когда идёт работать в корпорацию Дисней? Вау, меня выбрали из многих! Я буду художником на полную ставку! У меня будет нормальная работа, но при этом я буду творить! И, может быть, однажды смогу создать собственный фильм или телешоу. Но нет. В реальности всё не так. Это огромный бизнес, главное в нём - деньги, а ты - просто винтик в механизме.

1200

"Главное - деньги, а ты - просто винтик в механизме”.

Джин-Дэнис Хаас: Я не хотел бы обесценивать мнение Джанет, и мне очень жаль, что ей пришлось пережить весь этот негатив. Но стоит понимать, что эти черты присущи любой индустрии, и отрицательное отношение к ним субъективно. Работа в любой корпорации принесёт стрессы и разочарования, и каждый студент должен хорошо подумать и разузнать о компании, куда хочет пойти работать.

Джанет Чан: Индустрия заботится только о деньгах. Твою работу оценивают некомпетентные люди, просто дельцы без всякого художественного опыта и образования. Мы работаем над передачей для дошкольников, и нам говорят: “Не рисуйте больше персонажам насупленные брови. Мы не должны показывать детям, что злиться - нормально!” Хей, разве передачи для дошкольников не должны показывать, как устроен мир?!

Джин-Дэнис Хаас: Что ж, действительно, менеджмент не всегда может оценить работу художника по достоинству. Иногда мнение руководства действительно ошибочно, а иногда нам это только кажется. Вам говорят что-то поменять, вы делаете это с большой неохотой, а потом смотрите готовый фильм и думаете - хм, а ведь в правке был смысл. В некоторых компаниях над душой висит целая куча таких поправщиков, которые все время меняют что-то просто потому, что им за это платят. В компаниях поменьше, но более творческих, с этим полегче. Зависит от места, где работаешь.

Джанет Чан: Нетворкинг стоит во главе угла. Неважно, что ты можешь, важно, с кем ты знаком. Если хочешь карабкаться по карьерной лестнице, нужно тратить время на то, чтоб кучковаться с нужными людьми, а не на то, чтоб хорошо делать свою работу.

unnamed.gif

“Если хочешь карабкаться по карьерной лестнице, нужно тратить время на то, чтоб кучковаться с нужными людьми, а не на то, чтоб хорошо делать свою работу”.

Джин-Дэнис Хаас: Что ж, и это верно. Но на одном нетворкинге, без навыков и опыта, далеко не уедешь. Нетворкинг используют, когда нужно показывать, что именно вы умеете делать. Знакомства могут быть полезны, особенно для студентов: круто, если вы знаете кого-то, кто может замолвить за вас словечко. С другой стороны, куча людей справились с карьерой и без этого.

Конечно, нетворкинг может быть хорошим подспорьем. Я всегда говорю своим студентам: идите в народ, общайтесь, выкладывайте работы в сеть. Но важнее ли он, чем собственно работа? Джанет говорит, что в Диснее это так, и я ей верю. Но в целом в индустрии? Нет, мой опыт этого не подтверждает.

Джанет Чан: Профессионализм не ценится. Наверх взлетают те, кто ничего не умеет, а множество талантливых людей остаются за бортом, никаких повышений, полный игнор. Иногда целые процессы разваливаются из-за раздутого ЧСВ и некомпетентности одного человека.

900

“Иногда целые процессы разваливаются из-за раздутого ЧСВ и некомпетентности одного человека”.

Джин-Дэнис Хаас: Да, так и есть. И снова: это так в любой индустрии. Вы имеете дело с людьми, а люди могут быть эгоистичны, некомпетентны и пристрастны. Вас будут сравнивать с другими, и не все смогут - или не захотят - оценить ваш талант по достоинству. Но происходит ли это только в индустрии анимации и кино? Нет, в любом крупном бизнесе с корпоративной структурой, для которого актуально понятие “карьерная лестница”, вам придётся столкнуться с подобным.

Джанет Чан: Очень много токсичного поведения. С тобой вежливы, только если от тебя что-то нужно. Если люди выше по рангу, они обращаются с тобой, как с мусором. Просто представьте: вы приходите работать к людям, которыми восхищаетесь и которых безмерно уважаете, а они делают вид, что вас тут нет.

1200

“В Disney очень много токсичного поведения”.

Джин-Дэнис Хаас: Опыт Джанет говорит, что это так. Мой опыт этого не подтверждает. Возможно, все зависит от места: где-то люди принимают тебя хорошо, где-то плохо. Иногда один и тот же человек может по-разному реагировать на тебя в понедельник и в пятницу. Но можно ли сказать, что вся индустрия - надменные неприветливые уроды? Конечно же, нет. Поэтому я снова говорю: изучите место, где собираетесь работать, их культуру общения, историю, как они ведут себя в соцсетях. Может быть, это для вас менее важно, чем возможность построить карьеру, но в любом случае к таким вещам лучше быть готовым.

Джанет Чан: Рабочий процесс организован скучно, в нём слишком много бюрократии. В итоге работа в Disney оказалась обычной нудной офисной работой с 9 до 6, где ты либо торчишь весь день в своём закутке, уткнувшись в монитор, либо сидишь на бесконечных собраниях, обсуждая следующие собрания.

1200

“Проводим время в бесконечных собраниях, обсуждая следующие собрания”.

Джин-Дэнис Хаас: В анимации много рутины, в крупных компаниях много бюрократии. Но скучно ли это? Кому как. Если вы ожидали от работы другого, то конечно, эти вещи могут вас разочаровать. Я не работаю в Disney, но работаю на компании, которые им принадлежат. Скучно ли мне? Нет, совсем не скучно. У меня каждый день куча дел, связанных с анимацией, и это прекрасно! Моя жизнь прекрасна.

Офисная работа с 9 до 6? Да, иногда и до семи, если берёшь паузу, или с понедельника по воскресенье - бывает по-разному, но ведь это и есть офисная работа! Ты приходишь в офис, и торчишь в кабинете, кстати, обожаю свой кабинет и возможность его оформлять, как мне нравится. На работе я провожу больше времени, чем дома, так почему бы не сделать из кабинета второй дом? Правда, это тоже зависит от того, где работаешь и разрешает ли подобные “редизайны” компания.
Думаю, дело просто в том, что кому-то офисная работа подходит, а кому-то нет. Кто-то делает инди-игры и работает из дома, ни от кого не зависит. Но при этом на нём лежит полная ответственность за проект, он всё время на работе, не может переключиться. А кто-то работает в офисе с 9 до 6. Утром он пьёт кофе, принимает душ, приходит в офис и погружается в работу, а в 6 выходит из кабинета и может позволить себе отключить мозги. Что касается совещаний - ну да, они могут раздражать, но иногда бывает даже приятно оторваться от компьютера и посмотреть на коллег.

Джанет Чан: Индустрия не говорит обо всё этом открыто. Нет ничего плохого в том, чтоб работать в корпорации. Я просто хотела бы, чтоб колледж, рекрутёры и сама студия более честно рассказали мне, на что я подписываюсь.

1200

“Я бы хотела, чтобы колледж, рекрутеры и студия честно рассказали, на что я подписываюсь”.

Джин-Дэнис Хаас: Абсолютная правда. Работа в корпорации имеет свои нюансы. Кому-то это нравится, кто-то приспосабливается, кто-то всего этого не выносит и уходит. Но Джанет абсолютно права в том смысле, что не бывает так: “Хей, делай так и так, и через полгода станешь аниматором, и все будет просто прекрасно”. Нет. Это трудный и долгий процесс. Ты всё время учишься, проходишь курсы, ищешь информацию в сети. И никто не гарантирует, что в какой-то момент тебе не захочется всё бросить. Даже я, после шестнадцати лет в индустрии, не зарекаюсь от такой возможности.

Должны ли люди говорить честно о том, что происходит в корпорациях? Я считаю, что да. Если спросить моих студентов, в курсе ли они проблем индустрии, скорее всего они скажут “нет”. Проблемы принято замалчивать. И это неправильно, потому что к любому делу стоит приступать с пониманием. Знать, что бывают скандалы, недооцененность, несправедливая оплата. И в целом индустрия - это скучная машина для зарабатывания денег, работающая на человеческой креативности, амбициях и энтузиазме. Питательная среда для всех видов токсичного и нечестного поведения. Но это ещё и творческая среда, которая может помочь вам взлететь, и исполнить свои мечты, и просто здорово провести время.

1200

“Индустрия может оттолкнуть вас, разочаровать и обескуражить, лишить мотивации и вынудить уйти”.

Я говорю всё это, чтоб люди понимали: необходимо исследовать индустрию прежде, чем идти туда работать. Что бы это ни было - игры, фильмы, анимация, 3D - не нужно представлять себе, что вы просто закончите учёбу, устроитесь в топовую компанию, и всё будет шикарно. Индустрия может оттолкнуть вас, может разочаровать и обескуражить, лишить мотивации и вынудить уйти. А может быть и так, что вы проработаете в ней 16 лет, и каждый день будет приносить вам радость, несмотря на все трудные моменты, дедлайны, стрессы и прочий негатив. Для меня это сбывшаяся мечта. Я счастлив. Я работаю с офигенной графикой, иногда даже не верится, что это я вот прямо сейчас анимирую. Я - часть большого потока, и мне это нравится.

1200

“Я счастлив. Я работаю с офигенной графикой, иногда даже не верится, что это я вот прямо сейчас анимирую. Я - часть большого потока, и мне это нравится“.

761 0 850 3
5
2020-11-27
В целом ничего нового. Любая компания - это в первую очередь про деньги, а не про творчество. Самому приходилось работать в фирме, наверное в миллион раз меньше Диснея, но и там так же: творчество, смешанное с грызней между работниками и скучными задачами.
Зато это всегда очень хорошая школа
2020-11-27
"Дисней, я думала ты хороший, а ты вон какой!!!". На самом деле про специфику работы в Disney у гр-ки Чан и нет ничего, просто вчерашняя студентка делится первыми впечатлениями от того, как столкнулась с реальным миром людей, где начальники не расстилают перед тобой красную ковровую дорожку и не целуют ручки только за тот факт, что ты ими чего-то там можешь рисовать, коллеги не являются единорогами с радугой из задницы, а частные корпорации в условиях капитализма, о ужас, хотят максимизировать прибыль. Люди везде одинаковые - в больших корпорациях, в маленьких частных лавочках или гос. учреждениях. Странно, например, ожидать от некомпетентных коллег-карьеристов, забравшихся как примат на ветку повыше, уважительного и достойного отношения к новичку. Они не для того карабкались по головам, облизывая кому нужно и что нужно, чтобы потом не реализовывать свое доминирующие положение. Это их цель в жизни, они другого ничего не умеют. Пришли они на эту работу не для того, чтобы что-то там сделать в мире лучше. Талантливых (ну или компетентных, способных) людей, болеющих всей душой за дело, в любой сфере крайне мало, и вот именно они, будучи реально увлеченными своим делом и неприспособленными к миру людей, будут сидеть годами на одном месте, не двигаясь никуда в плане карьеры. Основная масса работников просто просиживает штаны, решает какие-то свои вопросы и т.д. Я к анимации никакого профессионального отношения не имею, просто интересующийся, но за 10 лет работы в одном из правоохранительных органов наблюдаю все то же самое, аналогично и с моей супругой, занимающейся наукой.
2020-11-30
Жизнь - это игра, а здесь лишь один из ее сценариев. Мое мнение, что эти сценарии изучать необхоимо, но на более компетентном уровне. Драма вышеизложенной истории в том, что ее исследует некомпетентный человек, поэтому мало кто сможет извлечь полезное из этого диалога.
2020-11-30
Когда человек думал что в большой индустрии бабочки творчество и единороги 😏😏😏
2020-11-30
Видел ее подробное интервью как то на dtf. Тоже считаю что шестеренка в огромной машине не имеет права выбирать водителяи решать за него - проще заменить шестиренку
RENDER.RU