Как начать рисовать людей. Пропорции человека. Жесты.
Автор – Майк Матесси «FORCE: Drawing Human Anatomy»
Для того, чтобы начать изображать фигуры стоит отойти от мысли о рисовании анатомии и начать показывать функции изображаемого,а потом уже переходить к анатомии, используя ее лишь для уточнения форм. Например, если вы нарисуете дельтовидную мышцу, вы получите просто дельтовидную мышцу. Если вы рисуете сокращение дельтовидной мышцы, то вы продемонстрируете движение и пластичность, и в итоге изобразите и саму дельтовидную мышцу.
Эта важная разница в мышлении при рисовании фигуры.
Человеческое тело функционирует благодаря сокращению мышц. Когда одна сторона сокращается, другая растягивается за счет расслабления мышц антагонистов.
Когда мышца сокращается, она укорачивается и часто сближает две кости. Мышцы корпуса зачастую напряжены с обеих сторон для удержания тела в прямом положении и преодолении силы гравитации. Также для удержания тела все мышцы находятся в постоянном тонусе.
Гравитация влияет на форму мышц, когда они расслаблены и также влияет на их форму, как и сила их сокращения.
Линия
Важно обратить внимание на линию, потому что сама линия выражает движение.
Перерывы, зигзагообразные направления тормозят движение линии.
По аналогии со спуском на лыжах с горы более острое и сильное изменение угла на поворотах замедляет движение. Справа более тупые углы сглажены, в результате чего движение по такой траектории будет быстрее. Тот же принцип увеличивает скорость движения по фигуре.
Линия, которая сильнее всего выражает движение, имеет начало, вершину и направление в своей динамике.
Действующая сила
Воздействующая сила (оранжевая стрелка) задает силу сопротивления (синяя стрелка). Вместе они формируют общее движение.
Эти три элемента, соединенные вместе, создают один ритм.
Баланс и ритм
Человеческая фигура в своем движении сбалансирована.
Сила движения проходит через фигуру, создавая ритмы и динамику форм, а ритм поддерживает баланс.
На левом верхнем рисунке представлена сбалансированная фигура, поскольку сфера в верхней части стоит на середине вертикальной оси. Центральное изображение показывает, как полусфера, находясь по одну сторону от вертикальной синей линии, стремится упасть. На правом нижнем изображении полушария смещены так, что сохраняется баланс и при этом создается ритм.
Когда основной объем массы располагается только с одной стороны от центральной линии, рисунок сразу же выходит из равновесия. Поэтому важно, чтобы линия движения прошла через всю фигуру человеческого тела, создавая баланс и интересный ритм, а не задерживалась в одной части.
Сокращение мышц
Мышцы человеческого тела сокращаются, совершая движения в суставах и меняя положение костей относительно друг друга.
Например, при сгибе предплечья сокращается бицепс через локтевой сустав, совершая в нем движение и меняя положение предплечья относительно плеча.
Сокращение обозначено зелеными стрелками. Оно образует силу сопротивления (синяя стрелка), вместе они поддерживают силу движения (оранжевая стрелка) и ритмы.
Движение таза вперед ведет всю фигуру вперед. Затем движение верхней части тела влево стремится к дельтовидной мышце, которая позволяет ему течь вниз по рукам.
Грани и срединные линии
Красным цветом обозначена срединная линия, а зеленым – грани поворота формы.
К маркерам срединной линии человека можно отнести грудину, пупок, яремную ямку, лобковый симфиз. На руках – локти, на ногах – коленные чашечки.
Срединные линии и грани поворота помогут в понимании объемов и сокращений фигуры.
Простые формы в фигуре
Через сочетание простых форм мы можем понять сложную фигуру. Использование труб и коробок придаст уверенность в рисовании человеческого тела.
Но важно помнить про функцию, которая выразится в динамике и ритмах. Рисунки ради простых форм получаются неживыми и пресными. Движение – важная цель при изображении фигуры.
Жизнь в формах
Форма, не имеющая движения – мертвая форма. Симметрия забирает движение и вместе с этим и жизнь формы. Сверху фигуры, лишенные движения и энергии – мертвые, снизу фигуры, имеющие направленную силу – ассиметричные и живые.
Фигура человека лишена симметрии, за счет этого она живая и динамичная. В ней движется сила и энергия, задающая ритмы формам.
Большая кривая движения остаётся ведущей, ее балансируют остальные направления силы. Балансирующие силы и основное движение задают асимметричный ритм.
Остов тела – скелет
Скелет состоит из подвижных и неподвижных отделов. Неподвижные отделы перемещаются друг относительно друга с помощью подвижных. Например, череп движется относительно грудной клетки с помощью шеи, и также таз движется относительно грудной клетки с помощью поясницы. Неподвижные отделы не изменяются внутри формы, а лишь меняют положение.
Серые фигуры представляют неподвижные формы. Сокращение мышц обозначено зеленым, растяжение мышц на противоположной стороне обозначено оранжевым. И так как все формы связаны позвоночником, движение в одной области задает ритм движения, включающий все области.
Все движение происходит в суставах. В организме их несколько видов и каждый имеет свои возможные оси вращения и объем движений.
Кроме формы сустава движение ограничивается мышцами, связками, сухожилиями, сумками.
О пропорциях
Каждый человек пропорционально уникален, и, определяя конкретные пропорции легко попасть в ловушку одинаковых фигур. Вместо этого интереснее анализировать пропорции в каждом человеке, используя референсы для своих работ.
Полезные видео
https://www.youtube.com/@AlexanderRyzhkin