Арт-ликбез: Искусство, порождающее ужас
Иногда творчество помогает автору справиться с ужасом жизни, а ответственность за психическое состояние ложится на зрителей. И судя по количеству страшных картин, которые стали мировыми шедеврами, эта идея близка к истине. Такие картины не стоит использовать для украшения дома, но знать о них будет полезно. Искусство, вызывающее ужас, представляет собой сложный и многогранный феномен, изучение которого позволит глубже понять природу человеческих эмоций и переживаний.
Билл Стоунхем «Руки противятся ему»
Картина, окутанная тайной. Стоунхем, который провел свое детство в приемной семье, хотел через это произведение передать ощущение неопределенности и одиночества ребенка, который рос без близких родственников. Всю жизнь он стремился найти сестру, с которой ему удалось встретиться только в зрелом возрасте.
Стоунхем писал картину по своей детской фотографии, на которой он был запечатлен в возрасте 5 лет вместе с соседской девочкой. Будучи сюрреалистом, Билл превратил соседку в жуткую куклу, а себя — в мрачного мальчика, смотрящего прямо в душу.
Самые пугающие элементы в картине — это детские ладони за стеклянной дверью. Стоун объяснял, что через эти образы он хотел передать чувства приемного ребенка, который не знает, что его ждет впереди.
Франсиско Гойя «Две старухи, поедающие суп»
Или же «Два старика, поедающие суп». Определить пол полуживых, карикатурно неприятных созданий, едва напоминающих людей, сложно.
В последние годы жизни Гойя, известный своим пессимизмом, впал в глубокое уныние. Его мучили болезни (он потерял слух), страх смерти и встречи с существами из загробного мира, похожими на этих стариков.
Кен Карри «Gallowgate Lard» (автопортрет, 1995)
В процессе создания этой картины, которая вызывает у зрителей ужас, художник много думал о философии человеческой жизни. Результатом его размышлений стал этот мистический автопортрет, который изображает существо, похожее на человека, но с ярко выраженными животными чертами. Чтобы придать картине реалистичности, художник добавил в масляные краски пчелиный воск.
Карри в своих работах часто изображает неказистую жизнь рабочего класса, а также активно критикует и высмеивает стремление к материальному благополучию и богатству. Он не объясняет, что означают его работы, оставляя зрителю возможность самостоятельно разгадать их смысл.
Сантьяго Карузо «Марионетка для племянницы»
Художник-сюрреалист из Аргентины создал образ зловещей куклы, которая хочет вселиться в тело своей маленькой хозяйки и убить, завладев её душой. Этот образ часто используется в произведениях искусства, чтобы вызвать у зрителя страх и ужас.
Фабиу Магальяйнш «Великий труп»
Художник выражал весь ужас смерти, применяя в своей работе технику гиперреализма — направления в живописи, где черты реального мира доведены до крайности, до абсурда.
Его творчество — это сочетание метафор, пронизанных духом некрореализма, разнообразных символов и личных переживаний.
Ричард Дадд «Детская задача» (1857)
Перед нами произведение, которое можно назвать настоящим безумием.
Картина создана на тринадцатый год пребывания в психиатрической лечебнице, куда Дадд был помещён после отцеубийства.
«Детская задача» — одна из самых тревожных работ художника. Бабушка главного героя дремлет в кресле. Маленький мальчик, с безумным взглядом испуганного, но смертельно опасного сумасшедшего, уставился в пустоту. Он протягивает руку, чтобы сделать ход, но из-за маленького роста, не понимает, куда именно.
Шахматист и искусствовед Мартин Смит воссоздал позицию, изображённую на шахматной доске художником. По его мнению, на акварели показан мат в два хода. Исследователь отмечает, что доска на картине повёрнута так, что белые фигуры обращены к зрителю, в то время как мальчик находится у начальной позиции чёрных фигур.
Эварист Люмине «Расслабленные из Жюмьежа» (1880)
На картине юноши лежат на плоту, окружённом водой. Их заботливо укрыли покрывалами, но лица их выражают не спокойствие, а безысходность. На голеностопах пережжены сухожилия.
Здесь скрывается страшная история о сыновьях, которые, воспользовавшись отсутствием отца, короля Хлодвига, попытались захватить власть. Он же, узнав об этом, немедленно пустился в обратный путь. Сыновья выслали ему навстречу войско, однако победа осталась за королем.
Кару для мятежных сыновей придумала жена Хлодвига, Батильда: поскольку они дерзнули применить силу против собственного отца, их надлежало лишить этой силы. Для этого к ним применили старинную восточную пытку: пережгли сухожилия в ногах. Искалеченные юноши выжили и изъявили желание посвятить себя Богу, и родители решили отдать их на волю Провидения, пустив на плоту по реке. Плот пристал к берегу близ Жюмьежского аббатства, где его заметил Филиберт. Остаток жизни братья провели в монастыре, а Хлодвиг и Батильда щедро одарили аббатство.
Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына» (1819-1823)
В основе сюжета лежит древнегреческий миф о титане Кроносе. Согласно предсказанию, Кронос должен был быть свергнут своим сыном. Опасаясь этого, Кронос пожирал своих детей сразу после рождения. Его жена Рея спасла шестого ребёнка, Зевса, который, повзрослев, исполнил пророчество.
При жизни художника и после его смерти не было никого, кто бы захотел купить картину. Сейчас это произведение искусства находится в испанском национальном музее Прадо.