Mel Milton: 15 способов победить артблок
Mel Milton — дизайнер персонажей Marvel и бывший аниматор в Disney Interactive. В его копилке работа над Van Helsing, Narnia Prince Caspian, Toy Story 3 и Cars 2. Но даже больше он известен благодаря своим стилизованным портретам, которые выкладывает в соцсетях практически каждый день.
Мне был подарен величайший шанс — возможность заниматься рисованием. Посылаю благодарности самому себе из прошлого за то, что я смог этим шансом воспользоваться. Впервые я задумался о карьере художника в тридцать лет. Ещё три года я провел в размышлениях, не предпринимая никаких шагов, чтобы ворваться в индустрию. Я знал, что мне многого не хватает, что в моих работах полно недочётов, поэтому не особо верил в успех этой затеи. В конце концов, я решил, что мне нечего терять. Это был трудный путь. Тропинка, вымощенная камушками неуверенности и сомнений.
Я верю, что весомый вклад в мой успех внесли не только часы практики и совершенствования технических навыков, но и настройка моего образа мыслей. Анализ того, что возникает у меня в голове при мыслях о рисовании. Почему я хочу быть художником? Как зарождается мотивация и чувство потока в процессе? Как не дать этому чувству увянуть?
Некоторые мои советы покажутся очевидными. Я не всегда понимаю, почему они работают. Но они работают. Это мой способ спасаться от артблока. Надеюсь, они и вас замотивируют творить без остановки, плодотворно и с радостью.
01. Поставь цель и брось себе вызов
Чтобы куда-то прийти, тебе нужны две вещи: знать, откуда ты идешь, и куда ты хочешь попасть. Вычеркни любой из этих двух пунктов, и в итоге ты утонешь в болоте фрустрации от ощущения, что все твои усилия впустую. Поставить себе четкую цель — лучший способ сделать дорогу к самосовершенствованию прямой и проходимой.
Много лет я просто хотел стать лучше. Беда в том, что я не особо понимал, что это на самом деле значит. «Стать лучше» — это такое расплывчатое понятие, одновременно обо всем и ни о чем. Постановка кратко-, средне- и долгосрочных целей позволяет превратить хаотичные метания в осмысленное движение вперёд.
Мне помогла идея устраивать себе 30-дневные челленджи. Месяц, посвященный какой-то одной конкретной задаче. В среднем этого достаточно, чтобы выполняемое действие закрепилось и превратилось в привычку, которая останется на подкорке после того, как ты переключишься на что-то другое. Если ты в первый раз замахиваешься на ежедневное рисование, то не пытайся сразу же начать безудержную прокачку скила. Пусть первый месяц будет посвящен расслаблению и получению удовольствия. Выбери тему, которая тебя по-настоящему радует. Я, например, провел месяц, рисуя разные варианты Чудо-женщины.
Рано или поздно такие ежемесячные забеги войдут в привычку, и тогда можно будет перейти к более сложным вещам и начать работать над своими слабыми местами. Моё слабое место — работа с цветом. Я делал небольшие стадики по какому-то из аспектов цветоведения каждый день. Через месяц я стал чувствовать себя намного увереннее в этой области.
Если вы хотите пройти подобный ежемесячный челлендж в компании единомышленников, присоединяйтесь к дейликам, которые проводятся в группе CG LAB.
02. Спроси себя: «Зачем?»
В юности я любил говорить, что хорош в рисовании, потому что был плох во всём остальном. Мой ответ на вопрос, зачем я рисую, был очевидным и незатейливым. Но этого хватало для того, чтобы быть довольным и чувствовать себя на своем месте.
Ответ на вопрос изменился, когда я встретил свою жену. Зачем мне рисовать? Чтобы заботиться о своей семье. Раньше я никогда не думал, что стану профессиональным художником. Но вот пришло оно, это новое «зачем?», угнездилось во мне и заставило меня делать вещи, которые я до этого считал невозможными. Но мне пришлось. Я увидел возможности, на которые раньше не обращал внимания. Я стал меньше фокусироваться на самих проблемах и больше — на их решении. Легче всего сказать: «Я хочу быть хорошим художником». Понять, зачем тебе нужно быть хорошим художником, куда сложнее. Но ответ приведет тебя к цели.
03. Удели время бессмысленным каракулям
Иногда на вдумчивые стадики и шлифовку своих навыков просто нет сил. Когда у меня творческий затык и мотивация на нуле, я трачу 15 минут на простые дудлы. Я даю себе свободу и экспериментирую с формами, размерами и цветами, рисуя то, с чем обычно не сталкиваюсь.
Я не ставлю перед собой задачи что-нибудь обязательно изучить, не давлю на себя, просто расслабляюсь. Обычно через пару дней я возвращаюсь к этим наброскам и смотрю на них повнимательнее в поисках новых идей. Зачастую из таких дудлов в итоге можно выжать много вдохновляющего и полезного. Иногда я специально даю себе задание порисовать всякую ерунду, которая мне совсем не нравится, чтобы потом как следует посмеяться над результатом. Такие деньки напоминают мне о том, что не нужно воспринимать процесс рисования слишком серьезно. Нет ничего страшного в том, чтобы чиркать на листочках, разводить грязь и дурачиться, выдавая нелепости, которые никогда не будут дорисованы. Никогда не знаешь, к каким грандиозным идеям в итоге приведут тебя твои каракули.
04. Регулярные мозговые штурмы
Составь список любимых и вдохновляющих лично тебя вещей. Все, что угодно — фильмы, игры, книги, отдельные жанры и персонажи, животные, еда, любимые праздники, интересные тебе люди и места для путешествий. Подумай, что привлекает именно тебя.
Обычно я пишу и обновляю свой список в начале недели. Это даёт мне возможность сразу решить, что я буду рисовать следующие семь дней. Привычка еженедельного брейнсторминга помогает находить вдохновение повсюду. Ты начинаешь обращать внимание на мелочи и видеть вокруг ещё больше прекрасного. Ты формируешь свою библиотеку тем и идей, к которым можно обратиться, когда твой креативный фонтан иссякнет.
05. Изучай то, к чему лежит душа
Я рисую преимущественно женские портреты уже 18 лет кряду. Не ради заработка и не в рамках рабочих задач. Это мой долгоиграющий вызов самому себе.
Я всегда ощущал, что я недостаточно умён для того, чтобы понимать человеческую анатомию. Поэтому раньше я рисовал монстров, которым можно придумать альтернативную анатомию и спрятать за этой отговоркой все ошибки.
Все художники, которыми я восхищался, умели потрясающе изображать женщин, придавать им сильный характер, сохраняя при этом их женственность и привлекательность. Мне подумалось, что если я тоже начну уделять внимание портретам, то приобрету больше контроля над формой и линией. Мои работы стали лучше, но я осознал, что я никогда не смогу сказать себе, что я знаю про портреты абсолютно всё, что я изучил эту тему до конца. Поэтому я продолжаю учиться.
Я начал замечать нюансы, которые раньше ускользали от меня. Я не знал об этих вещах, поэтому не обращал внимания.
06. От общего к частному
Когда я воодушевлённо ловлю волну в процессе рисования, мне сложно удержаться и не перепрыгнуть сразу к приятному этапу полировки и добавления деталей. Но если не торопиться, то в итоге придёшь к лучшему результату, затратив меньше усилий.
Вот пример моего процесса:
Вначале я крупными мазками набрасываю основные цвета и парой мазков обозначаю важные моменты — направление света, форму тени, участки тёплого и холодного оттенков. Было непросто приучить себя работать таким образом. На данном этапе картинка выглядит непритязательно. Трудно продолжать обобщать, хочется скорее броситься исправлять это безобразие.
Затем я начинаю править черты лица. Я смягчаю края, смешивая цвета и добавляю более мелкие формы, проявляя структуру лица. На этом этапе всё ещё легко попасться в ловушку и уплыть в излишнюю детализацию, но, в любом случае, внести правки будет проще.
И вот, наконец, зарываемся в детальки. Всё, что я сейчас добавляю, заставляет взгляд зрителя путешествовать по изображению. Я стараюсь не переборщить и убедиться, что всё добавленное дополняет важные элементы на картинке, а не перебивает их. Если к этому этапу целостность рисунка сохранена, то детали станут вишенкой на торте.
07. Анализируй чужие работы и референсы
Когда я только начинал, то был уверен, что использовать референсы нельзя. Копирование работ других художников тем более было табу для меня. Но когда я попал на свою первую работу в студию, я заметил, что мои коллеги по полной используют вспомогательный материал. Они собирали вдохновляющие картинки и разбирали их на составляющие. А затем собирали из этих составляющих что-то принципиально новое. Я чувствовал себя преданным.
Я-то думал, что все идеи придумываются с нуля и отрисовываются из головы!
Ты заходишь в интернет и видишь огромное количество крутых художников. Легко поймать себя на печальной мысли, что ты никогда не оставишь свой след в художественном мире, ведь вокруг так много людей, которые лучше тебя. Не нужно отчаиваться, нужно вдохновляться. Учись у своих любимых художников, подмечай те вещи, которые тебя цепляют. Возможно, ты испытаешь творческое озарение. Особенно, если потом отложишь чужую работу в сторону и попытаешься применить изученные фишки к своей персональной работе, переваришь информацию и будешь использовать её по-своему.
08. Встречайся с единомышленниками
У меня особо не было друзей в арт-сообществе. Мне было так интересно, испытывал ли кто-то ещё те же трудности, что испытываю я. Мне казалось, что другим-то проще. Как только я начал заниматься дизайном персонажей профессионально, я постарался окружить себя как можно большим количеством творческих людей. Я ходил на художественные сходки и жадно впитывал знания.
Я не искал советов по технике рисования. Мне было интересно, как эти ребята справляются с психологическими проблемами; что они за люди, а не что они за художники. Они рассказывали о всевозможных испытаниях, которые жизнь подбрасывала им на разных этапах творческого пути. Я счастлив, что обрёл таких друзей. Обычно мы устраиваем еженедельные арт-сходки в местной кофейне. Это отличный способ совмещать общение, образование и обмен опытом.
09. Мечтай по-крупному
Я был мечтателем всю свою жизнь. Наверное, это причина того, что искусство не отпускает меня. Я проживал жизнь великого художника в своей голове. Но что-то сломалось во мне, когда я начал серьёзно работать. Ушёл новичковый запал. Хотелось просто плыть по течению и не рисковать. Вытащить наружу внутреннего мечтателя становилось всё сложнее. Но я не хотел, чтобы он покинул меня насовсем.
Рождение дочери бросило вызов моему подходу к жизни. Я понял, что именно внутренний мечтатель заставляет меня двигаться вперёд и радоваться тому, чем я занимаюсь. Благодаря нему я продолжаю делать то, что должен, даже в те моменты, когда мне это не нравится.
Представь себе того художника, которым ты хочешь стать. Испытай радость от этого зрелища прямо сейчас. Сохрани в себе искру восторженности.
10. Веди дневник
«Дорогой дневник, я не спал всю ночь. А ещё на меня навалилась куча дел и дедлайны горят. Как же всё бесит!». Дневниковые записи отлично помогают вспомнить, что было у тебя на уме перед тем, как ты сел за рисование. Я заметил, что упаднические настроения моментально снижают качество работы.
Когда я стал делать записи перед тем, как сесть рисовать, я перестал так резко критиковать себя за неудачные работы. Понятно, что когда я раздражён, я не выдам такого же супер качества, как в хорошем настроении. Следует проявить к себе сострадание, словно к другу, переживающему тяжелые времена.
Я стал искать способы улучшить свой учебный процесс и быстрее входить в состояние потока. Ещё один плюс постоянного ведения дневника: можно сделать ретроградный анализ — вернуться к старым записям и проанализировать, насколько менялся твой мыслительный процесс, как постепенно появлялись и закреплялись негативные паттерны и, наоборот, успешные модели поведения. Анализ помогает мне принимать более осознанные решения и придаёт уверенности в себе.
А ещё письмо от руки непосредственно перед началом рисования хорошо разминает и разогревает руки, помогает разрисоваться быстрее.
11. Ограничь время
Когда родилась моя дочь, я с головой бросился в исполнение отцовских обязанностей. Я сократил время, отведенное на работу. Я чувствовал вину за то, что мне приходится рисовать. Работа короткими урывками, пока дочь ела завтрак или спала, стала нормой.
У нового режима дня обнаружились неожиданные преимущества. Мой злостный внутренний критик угомонился и перестал ныть, что мой арт никогда не будет достаточно хорош. Теперь диалог с самим собой выглядел так: «Да ладно, всего 15 минут! Бро, ты можешь больше! У меня тут куча классных идей для тебя, давай попробуем и посидим за работой еще чуть-чуть!»
Я стал с нетерпением ждать этих коротких рабочих сессий. Ограничение во времени постоянно держало меня в волнительном ожидании. Артблоки случались всё реже и реже. Мой мозг постоянно был занят мыслями о том, какими прекрасными вещами я займусь в следующий раз, когда удастся сесть за работу. Сейчас у меня появилось больше свободного времени, но я по-прежнему стараюсь разбивать свой процесс на короткие сессии, чтобы сохранить чувство радостного предвкушения.
12. Чувства и эмоции
Большинство моих советов относятся к настройке образа мышления. Наши чувства определяют то, как мы принимаем решения. Не только как художники, но как люди в целом. Многие художники чувствуют себя неуверенно по отношению к своим творениям. Я из их числа. Я думал, это ощущение уйдет, когда я стану профи — но нет.
При создании рисунка полезно поразмышлять, что ты чувствуешь и почему. Изучение способов выражения эмоций через формы, цвета и композицию улучшило мои рисунки и помогло глубже понимать чужие.
На работе у тебя есть заказчик, и именно он диктует тебе, как должен выглядеть конечный продукт. Такая работа может выматывать, потому что ты не можешь залезть ему в голову и понять, что же он хочет на самом деле. Остается только догадываться, основываясь на словесных описаниях. Но чем лучше ты понимаешь самого себя, тем больше у тебя шансов понять другого, посмотреть на мир глазами заказчика и попасть в его видение.
13. Повтори основы. Опять.
Я так спешил стать крутым художником, что не уделил должного внимания академической базе. Я был уверен, что и так всё знаю. Это же основы! Позже я осознал, что если ты не можешь применять свои знания, то они бесполезны. Чем больше я учился, тем больше понимал, что я ничего не знаю. Это полезный настрой для художника. Поначалу мы все просто хотим быть мастерами своего дела. И я начинал так же. Важно понять, что лично для тебя значит быть мастером.
Чудо совершается не при достижении цели, а на пути к ней. Если ты будешь готов учиться всю жизнь, то ты с энтузиазмом повторишь уже пройденное. Твердая база дает свободу.
14. Не бойся ошибок
Трудностей не избежать. Когда я их переживал, я понял, что именно они лучше всего заставляют меня расти над собой. Особенно если посмотреть на них под правильным углом.
В плохие дни в твоей голове может поселиться злобный внутренний критик, который твердит, что всё отвратительно, что ты никогда ничего не достигнешь. Он тыкает тебя носом в тот факт, что ты находишься далеко не там, где хотел бы. И это не так плохо. Внутренний голос хочет помочь тебе, он хочет, чтобы ты стал тем художником, какого представляешь себе в мечтах. Если ты стремишься стать лучше, то ощущение неудовлетворения — это мера твоего прогресса.
15. Не так серьёзно
Я очень серьёзно отнёсся к работе в индустрии. Слишком серьёзно, по правде говоря. Я с детским восторгом относился к видеоиграм, комиксам, игрушкам и мультикам. А потом я прекратил восторгаться и сел рисовать.
Казалось бы, я зарабатываю деньги, рисуя вещи, которые приводят меня в восторг. Мне можно только позавидовать. Но вскоре я стал относиться к своему занятию просто как к работе: без огня, без детской радости. Никогда бы не подумал, что со мной такое случится. Особенно учитывая то, что до того я не мог и мечтать о такой возможности. Я делал свою работу хорошо, но мне не хватало того огня, что был раньше.
Тогда я стал воспринимать работу как хобби. Я стал ценить время, которое отвожу рисованию. Даже когда я работаю с клиентами — я делаю это не ради денег, а потому что рисование приносит мне счастье. Такой подход вдохновляет меня и делает более продуктивным. Я продолжаю в том же духе, потому что я счастлив продолжать. И я не собираюсь останавливаться.