Сегодня поговорим об таком явлении как композиционный центр, (Часто используются другие термины для обозначения данного явления, - доминанта, фокусный центр, или центр фокуса, смысловой центр, центр сосредоточения внимания, основной акцент, центральный элемент, логический центр).
Казимир Малевич, «Супрематическая композиция»
Композиционный центр, это место на изображении благодаря которому вся информация в конкретной композиции упорядочена определенным образом, и подчинена этому месту, упорядочена таким образом чтобы подчеркивать эту доминанту, и выпячивать ее как основной и самый важный элемент композиции.
Казимир Малевич, «Супрематическая композиция»
Иногда это место на картине, где сосредоточено максимальное количество информации, (но это не обязательно, главным является соподчинение второстепенных элементов основному, смотри предыдущий параграф, информация может распределяться достаточно равномерно).
Таким образом композиционный центр является элементом который держит на себе всю конструкцию определенной композиции, (в том числе и смысловую, если рассматривать композицию с семиотической точки зрения, когда любое явление рассматривается как знаковая система, составляющая определенный текст, который можно прочитать, и или расшифровать, зная по каким правилам составлялся данный текст) если убрать доминанту композиция рассыплется, и превратиться в нагромождение бессмысленных элементов, которых ничто не связывает (не надо путать отсутствие композиционного центра, с композиционной паузой, последняя не является отсутствием центра, просто роль центра выполняет пустота. Про композиционную паузу будет упоминание и разъяснение ниже).
Надо понимать что в каждой конкретной композиции может быть несколько разновидностей центров: - геометрический, - оптический, - сюжетный (семантический), - композиционный (логический). Все центры, кроме оптического, с геометрическим, могут быть в одном месте.
Геометрический центр, это середина картины, графического листа, или другого формата, в который вписана композиция, определяется пересечением линий, проведенных из диагонально расположенных углов. Считается, что геометрический центр визуально расположен слишком низко, то есть если располагать доминанту в данной точке, будет ощущение более тяжелой композиции. Но если расположить основной элемент также посередине в вертикальной координате, но несколько выше, то композиция будет восприниматься как более сбалансированная, гармоничная, и легкая по восприятию, этот эффект можно использовать для достижения определенного восприятия зрителем. Чем ближе доминанта к нижней границе композиции, тем более тяжелой, в большинстве случаев она будет восприниматься, и наоборот, чем ближе к верхней границе, тем более легким и воздушным будет восприятие от центрального элемента.
Так вот, точка на центральной вертикальной линии картины но выше геометрического центра, и есть оптический центр, может определяться по золотому сечению, или по правилу третей.
Сюжетный центр (семантический центр), это место на композиции, где расположена основная смысловая, и эмоция образующая информация, по средствам которой мы можем прочитать данную композицию как некий рассказ, о чем нибудь или о ком нибудь. Обычно сюжетный центр, имеет повествовательную функцию, и в формальной композиции, данного центра не бывает. Но изображения, иллюстрирующие какую то мысль, которую хотел сказать художник, без семантического центра существовать, не могут.
Как уже стало понятно из данного повествования композиционный (логический) центр это элемент формальной композиции, который присутствует в любой возможной композиции.
Так как же композиционный центр проявляется в композиции, как его организовывают, и поддерживают, давайте рассмотрим несколько примеров.
Иллюстрация из журнала «Моделист-конструктор», СССР, 1970-80
Контраст, композиционный центр часто является сильно контрастным по отношению к другим элементам, это может быть тональный контраст, или цветовой контраст,по факту любой контраст может выделить основной элемент по отношению к другим элементам композиции, в том числе контраст формы, контраст положения, относительно других элементов, или контраст размера в сильно большую или меньшую сторону по сравнению с другими составляющими композиции.
Доминирующий элемент может быть не только контрастным по отношению к другим элементам, но и непосредственно в этом элементе могут присутствовать самые сильные контрасты, если этот элемент является не одним пятном а набором пятен, главное в данном случае, чтобы основной элемент не разваливался на отдельные пятна, не потерял целостность, чтобы не терять доминирующее положение.
Так же, основной элемент часто более детализирован, тщательней прорисован, вплоть до того что остальные элементы могут размываться до почти полной утраты информации, когда они представляют набор абстрактных пятен, а на их фоне сильно детализированная доминанта собирает на себя все внимание. Такой способ выделения часто используют в фотографии, когда наиболее резким делается только тот план, в многоплановой композиции, на котором находится основной элемент, остальные планы размываются в той или иной степени. Современные, особенно цифровые художники, тоже используют элемент размытости планов, или не планов а краев композиции, ближе к доминанте увеличивая резкость, и детализацию.
Willem van Aelst (Виллем ван Алст, 1625-1683, Dutch)
При выделении цветовыми контрастами, могут применяться любые цветовые схемы, главное чтобы композиционный центр был наиболее заметен на остальном фоне. Тут можно играть насыщенностью, тональными свойствами конкретных цветов. Например ярко желтый или оранжевый, всегда будут выглядеть более активными рядом с таким иже по площади, например синим или фиолетовым. Но изменив соотношение площадей цветных пятен, можно добиться что синий или фиолетовый станут доминировать, за счет значительно большей площади.
Жибинов Алексей Петрович (1905-1955) «Натюрморт с пейзажем» 1950
Фон на котором находятся пятна тоже может делать их более ли менее активными, выпячивать вперед (поддерживать), или наоборот скрадывать делать менее активными.
Комплиментарные цвета, считаются более контрастными по отношению друг к другу.
Пятна более сложной формы, будут заметно выделятся на фоне более простых форм, особенно если сложное пятно воспринимается как более динамичное. Динамика, чаще всего, заметнее чем статика, с этим тоже можно играть, добиваясь определенного восприятия зрителем.
Примеры выделения по положению, размеру, форме.
В ряду одинаковых элементов будет выделяться тот который расположен немного не так как остальные, нарушает фоновый порядок, например смещен, или повернут, относительно основного ритма, (нарушает неизменное построение), или ритмичного нюанса, (нарушает последовательность изменений). Или в ряду одинаковых элементов, затесался элемент другой формы. Особенно эффекта доминирования добиваются контрастные элементы. Например в ряду кругов, присутствует квадрат. Такие элементы воспринимаются как более динамичные на остальном фоне.
Движущиеся персонажи (принимающие более энергичные позы) или объекты на композиции совершающие какое то действие, тоже воспринимаются как более динамичные, а значит доминирующими над остальным спокойствием композиции.
Шепелев Вячеслав Васильевич (1924-1992) "Вечер" 1960
То есть можно создать на композиции какой то порядок, потом каким то элементом нарушить этот порядок, и этот нарушитель, как правило, будет восприниматься как доминанта, особенно если подержать этот элемент, одним или несколькими, другими способами выделения центра.
Так же, на фоне достаточно дробной композиции, более целостное пятно, может заметно выделятся и доминировать, особенно если усилить этот эффект большим размером данного пятна.
Рынок в Египте. Художник Алексеев Михаил Юрьевич (1927–1999)
Человеческое восприятие так устроено, что знакомые формы забирают на себя внимание, особенно если это фигура человека, или животного. Наиболее узнаваемым считается если это человеческое лицо, а также звериная морда, если она достаточно антропоморфная.
В портрете, в иллюстрации, часто размещают лицо или фигуру на всю или почти на всю композицию, в некоторых публикациях по композиции, упоминается, что если на почти весь формат лицо, то все это лицо автоматически становится доминантой. Это не всегда, и не совсем так, на самом дел, все равно придется думать, как это лицо сделать целостным, чтобы оно не разваливалось на отдельные части, или какую то часть лица делать главным элементом, или как отделят лицо от фона. Но хорошо нарисованная фигура, или лицо, с правильно расставленными акцентами, если ничто не отвлекает от него внимания, безусловно будет очень понятным, и удобным для восприятия, и по праву займет доминирующее положение на композиции.
Несколько разрозненных элементов, если их расположить слишком близко, могут восприниматься как один композиционный элемент, и могут занимать доминирующее положение, на изображении, (закон гештальта). Чтобы этот закон работал, элементы должны быть очень близко друг к другу, вплоть до того чтобы соприкасаться и наслаиваться друг на друга, чем ближе, тем более целостной и неразрывной группой они выглядят. Чем дальше элемент от группы, тем меньше он воспринимается как часть группы.
На рекламном постере шоколадных батончиков Twix две конфеты, но они воспринимаются как один элемент, потому что расположены близко друг к другу, и ни что эту связь не нарушает.
Где располагать композиционный центр? На самом деле доминанта может быть в любом месте композиции, но для достижения, если требуется, гармоничной и сбалансированной композиции, например, делят формат по золотому сечению, или по правилу третей (является упрощенным вариантом деления по золотому сечению). И в получившихся пересечениях линий размещают доминанту, (это не все способы геометрического пропорционирования, о других способах читайте в статье «Пропорции и пропорционирование в изобразительном искусстве»).
Правило третей не требует деления по относительно сложному алгоритму как в золотом сечении, где отношение частей к целому, это когда большая часть относится к меньшей так же, как целая к большей. Правило третей просто делит стороны на три равные части, и проводятся линии из получившихся точек, параллельно сторонам формата, точки пересечения линий считаются наиболее удобными для расположения доминанты.
Также доминанту иногда располагают в оптическом центре картины, часто для достижения гармоничной симметрии.
Хотя, как уже говорилось, любое другое расположение доминанты, возможно, если это целесообразно применительно к конкретной композиции.
Есть ряд приемов усиления доминанты, то есть, построение вокруг нее композиционного пространства таким образом, чтобы составляющие композицию элементы, как бы указывали на композиционный центр, подчеркивали его главенствующее положение, на композиции, подчеркивали, и поддерживали его. Более того, художник, по средствам данных элементов, управляет вниманием зрителя, заставляет его осматривать композицию по определенной траектории, уделяя больше всего внимания доминирующему элементу.
«Доки Кардиффа», (Cardiff Docks), 1894 год Художник Лайонел Уолден (Lionel Walden, 1861-1933)
В данном контексте считается, что люди воспитанные в европейской культурной традиции, воспринимают информацию с лева на право, и сверху вниз, это связано с письменностью. То есть, в европейских языках, пишут с лева на право, и сверху вниз. И люди воспитанные в этой традиции всю зрительную информацию воспринимают по указанным направлениям.
В композиции тоже считается что левая сторона произведения изобразительного искусства воспринимается в первую очередь. И любая динамика слева, на право, и сверху вниз, считается более активной, чем в других направлениях. Диагональ из верхнего левого угла в правый нижний воспринимается как более сильная, если мы хотим показать движение сверху в низ, а если нам нужно показать, очень активное, восходящее движение, то диагональ нижний левый угол, верхний правый, в данной концепции буде6т более уместной. Верхний край картины считается более легким, воздушным в восприятии зрителя, символизирующим небо, высоту. А нижний более тяжелым, символизирующим землю, тяжесть. И так далее, я не буду в этой статье подробно рассказывать об этой теории, она не единственная, но наиболее востребованная современными художниками, очень удобная, и имеет достаточно обоснований.
Федор Рабичев, литография плакат 1932г. Интересный пример направлявших, в поддержке доминанты.
Так вот, один из способов усиления доминанты, это направляющие линии, которые как бы указывают на композиционный центр, это не всегда буквально линии, но край какого то нарисованного объекта, или некий сильный контраст может быть направлен в сторону доминанты, или это может быть ряд отдельных элементов выстроенных по определенной траектории в ряд составляющий направляющую. Линии схождения в геометрической (линейной) перспективе, тоже могут выступать в роли усиливающих направляющих. И если мы будем выстраивать эти самые усиливающие линии в определенном направлении, делая в каких то направлениях их более активными и заметными, мы сможем управлять вниманием зрителя и создавать у него определенное эмоциональное восприятие. Если эти линии будут направлены в сторону доминанты, мы будем сосредотачивать взгляд зрителя на ней, будем таким образом делать ее более значимой, весомой, и сильной.
Рисунок "В самолете" Гапоненко А.Т, Еще пример направляющих в композиции.
Располагая центр, ближе или дальше от какого то края картины, меняя его эмоциональное восприятие, делая направляющие более активными по определенным направлениям, можно управлять восприятием зрителя.
Несколько простых примеров подчеркивания, или усиления доминанты направляющими , и поддерживающими линиями, и градиентами.
Направляющие могут идти по разным траекториям, прямые линии однообразны, более изогнутые придают больше динамики. Очень востребована S образная кривая, считается что она очень хороша для управления вниманием.
Направляющими не надо злоупотреблять, одной достаточно активной, навязчиво проведенной, через всю композицию линии, достаточно чтобы перечеркнуть любую, самым тщательным образом выстроенную, доминанту. Композиционный центр должен прерывать, или не давать забирать на себя слишком много внимания, всем, близ него расположенные, не относящиеся к нему направляющим, будь то диагонали, вертикали, или горизонтали.
Плакат, Техника безопасности, при работе на тракторе
Еще как усилитель доминанту? Могут использоваться всякие градиенты, от края картины к композиционному центру, как вариант такого подхода можно рассматривать виньетирование.
Также кулисность, можно использовать как вариант ступенчатого подчеркивающего градиента.
Или вариант подчеркивания и усиления, чем ближе к композиционному центру, тем резче, и детализированное второстепенные элементы, то есть не только доминанта делается более резкой, и детализированной, но и фон чем ближе к центру, тем контрастней, и детализированное, но не перебивая своей активностью доминанту.
Шепелев Л.В. «Энергетик».1960г.
И любое усиление компонентов композиции от периферии, к доминанте, при условии что центр остается более активным, будет направлять внимание зрителя, к доминирующему элементу.
Композиционная пауза это когда композиция построена, так что все элементы указывают на некое пространство в композиции, подчеркивают его как композиционный центр, но там па первый взгляд, а иногда и на второй, ничего нет.
Делается такая композиция с разными целями. Например рама для картины можно в ряде случаев рассматривать как самостоятельное произведение, в котором отсутствует композиционный центр. Или постер для некой рекламной компании, в который еще не поместили слоган, на который предполагается делать акцент, тоже пример такого построения композиции. Над которыми художник вынужден работать, как над произведением с композиционной паузой. Подразумевая что центр, вставят потом, и центральный элемент может меняться в течении рекламной компании. Примеров можно приводить много. Например в европейской традиции, потолочные плафоны часто расписывались так, что в центре сюжета оказывалось небо, с его бесконечным, ни чем не наполненным пространством. Пытаясь, таким образом, увеличить визуальную высоту помещения в котором, данный плафон находиться, где выпячивалась как основной элемент композиции, пространственная пустота неба.
Но все это не значит что композиционного центра нет, просто его место выполняет беспредметная пустота, то есть доминанта не предметна. И данная композиция всегда должна быт правильно выстроена, с, в том числе правильным подчеркиванием доминанты, которой вроде бы нет. Тогда композиция будет выглядеть законченной и целостной.
Несколько композиционных центров.
В композиции может быть несколько композиционных центров. Но часто присутствует градация основной центр, и второстепенный, или второстепенные. Основной, организуется как самый значимый, остальные центры ему подчинены. Если центров больше двух, то может быть выстроена иерархия, по значимости, от самого главного к наименее значимому через промежуточные градации.
На самом деле, все правила композиции в разной тематической литературе, подаются как инструменты для построения наиболее сбалансированной, и целостной композиции. В большинстве пишут, что сбалансированная композиция имеет один главный центр.
Но в реальности не всегда нужна сбалансированная композиция, а иногда главных центров может быть несколько, а композиция все равно сбалансирована.
Например в рекламе «батончика Twix, 2 палочки», где противопоставляются левая и правая палочки друг другу, как равнозначные, и независимые сущности, производимые на двух разных но однотипных фабриках. При таком раскладе можно было создать на рекламных постерах, и другой рекламной продукции, два композиционных центра, которые будут бороться друг с другом, за первенство на композиции. Это можно обыгрывать разными композиционными приемами, но центра будет два, и они будут равнозначны. Хотя в большинстве публикаций по композиции, будет написано что главный центр должен быть один. Потому что в учебниках речь идет о стандартных ситуациях, и наиболее распространенных случаях, построения сбалансированной формальной композиции.
В предложенном примере, авторы изображения сбалансировали композицию с помощью симметрии, и одновременно, два равнозначных акцента разрывают композицию на два пространства, подчеркнув противопоставление, и соперничество, при этом картинка не воспринимается как неестественная.
Ниже на трех постерах батончиков Twix, приведены три примера построения композиции.
Две равнозначные доминанты, спорящие друг с другом.
Надпись «Twix» является основной доминантой, остальные элементы обрамляют, и поддерживают ее.
Здесь работает правило гештальта, два близко расположенных предмета сливаются в один центральный элемент.
И если требуется, все так называемые правила композиции, могут быть нарушены, ради достижения определенного смыслового, и эмоционального восприятия зрителем, конкретной композиции. И только одно правило нарушать не стоит, а именно правило целесообразности.
Мы тут рассмотрели не все возможные способы выделения, и организации композиционного центра. Это творческий процесс, который можно в зависимости от поставленных задач усложнять, или наоборот упрощать, иногда не самыми очевидными, и простыми приемами.
Старайтесь думать в данном направлении, и рано, или поздно вы сможете достаточно свободно, в зависимости от имеющихся творческих задач, выделять доминанту, тем или иным способом.
Всем творческих успехов, и до новых встреч.
Дмитрий Бодяев.