Метр и ритм в ИЗО

Метр - Повторяющиеся в определенной, неизменной последовательности элементы. Метр, это относительно простая разновидность ритма.

1.png

M.C. Escher

Ритм – это повторение в определенной последовательности и с изменением (нюансом).

1432941-mc-escher-wallpaper-1200x800-mc-escher-mc-escher-escher-art-mc-escher-art.jpg

M.C. Escher

Часто в данном контексте используется термин метрический ряд, и ритмический ряд, иметься в виду ряд элементов, в отношении которых применяется понятие ритм или метр.

2.png


Еще иногда упоминается термин метрометрический ряд, это когда сочетаются метр, и ритм. К примеру, несколько элементов составляют ритмический
ряд, который продолжается как метрический, потом опять сменяется на ритмический, и так сколько угодно, пока не будет достигнут желаемый результат.

3.jpg

Венеция. Гондолы. Никиреев С.М.

Элементы не всегда воспринимаются как ряд, если объектов пять или меньше, они часто не выглядят как ряд, потому что зрительно ощущаются как группа,
которую можно подсознательно посчитать, больше пяти элементов, подсознание среднестатистического человека, уже не считает, а воспринимает как неопределенное множество, и появляется ощущение ряда.

5.jpg

Левый марш. Александр Дейнека.

Считается, что в некоторых случаях, по средствам ритмических рядов, можно управлять направлением движения взгляда зрителя по композиции.

Простой метр а.jpg
Простой метрический ряд.

Ритм может быть простым, когда повторяется одна форма, через равные промежутки, и сложным, когда повторяются несколько сгруппированных, и часто,
постоянно меняющихся форм, иногда через разные интервалы.

Сама единичная форма составляющая ряд, может быть простой, или сложной, и содержать в себе, либо ритм, или симметрию, или быть абстрактной, не как не упорядоченной, что тоже может визуально усложнять ритмический ряд.

6.jpg


Ритмический ряд может быть плотным, или разряженным. Плотность, может увеличиваться до тех пор, когда ритм перестанет восприниматься как
последовательность, и тогда он не будет читаться как ритм, то есть, например, элементы, составлявшие ряд, сольются в один сплошной объект. В свою очередь слишком разряженный ритмический ряд тоже может перестать восприниматься как ряд, а будет выглядеть как разрозненные не связанные между собой элементы композиции.

Сложный метр 1а.jpg

Сложный метрический ряд, с разновеликими элементами.


Часто, используемый в некоторых видах композиции ритмический ряд, нужно завершать или закрывать. Для этого используются разные ухищрения, например, концы ряда делают более или менее массивными или более или менее контрастными, относительно середины, словом как-то выделяют крайние элементы. Хотя часто хватает просто прервать распространение ряда, чтобы он казался законченным или разорванным, или закрыть, прервать ряд другим элементом композиции, не являющимся частью ряда.

7.jpg

Ужасы войны. Франсиско Гойя.


Ритмический ряд, не обязательно распространяется прямолинейно, может, как угодно, загибаться, но смена направления должно быть, достаточно плавное, чтобы не создалось ощущения прерывания, разрыва, или остановки ряда, если в этом нет необходимости.

Сложный метр 2а.jpg

Сложный метрический ряд, с разновеликими пробелами.

Считается, что метрический ряд на самом деле, тоже может быть простым, или сложным.

Простой метрический ряд, состоит из одного элемента формы, повторяющегося через одинаковые, равные промежутки.

8.png


Сложный метрический ряд, может состоять из группы однотипных элементов, чередующихся, отличающимися от основной группы, однотипных элементами, через равные промежутки. Или состоит из группы элементов, которые внутри компактной группы, могут быть одинаковыми или не одинаковыми, но группы, повторяются через равные промежутки.

Ритм 1 а.jpg
Ритмический ряд, нисходящий.

Ленточный орнамент, часто строится именно по этим принципам, как метрический ряд той или иной степени сложности.

9.png


Также иногда применяются сочетания отрезков сложных, и простых метрических рядов, объединённых в единую композицию, являющуюся еще одним примером ритмического ряда.

Ритм 3а .jpg
Ритмический ряд, сокращающиеся размеры пробелов между элементами.

Ритмический ряд, особенно в сложных его примерах, строиться на нюансах, формы, размера, или цвета, или на сочетаниях нюансов формы, цвета и каких-нибудь других параметров. Промежутки между элементами ряда тоже могут быть не одинаковыми. Ряд может быть восходящим, или нисходящим, убывающим, или прибывающим, в разных направлениях, и не однородным по разным параметрам. Например, в перспективе, уличные столбы могут выглядеть, как убывающий ритмический ряд, прерывающийся на линии горизонта.

10.png


Направленность ритмических рядов (движение взгляда) происходит от больших элементов к меньшим, от темных к светлым (или наоборот зависит от фона), от
малых интервалов к большим, и от контрастных к менее контрастным.

11.png


Соразмерность элементов в ритмическом ряду могут быть выстроены по определенным соотношениям, будь то, например, золотое сечение, или любые другие системы соподчинения размеров в композиции.

Без имени-1.jpg
Ритмический ряд, нюанс положения элементов, состоящих из группы объектов, относительно друг друга в пространстве.

Надо понимать, что, более динамичный ритм получается, при одновременном изменении величины элементов, и промежутков между ними. Тональный
и колористический контраст, часто усиливает динамичность ритмического ряда. Сочетание более динамичных форм элементов, составляющих ритмический ряд, с более спокойными, тоже часто усиливает эмоциональное восприятие конкретной композиции. Сочетание малых интервалов между элементами, с большими, также позволяют воспринимать ритм, как более динамичный.

12.png

Казимир Малевич

Вот такие они ритм, и метр.

Приведенный здесь несколько известных принципов, применяемых к ритму и метру, на самом деле не являются абсолютной истиной, применимой для всех
композиционных и художественных задач, например часто, и три, или четыре объекта могут казаться целым рядом элементов, или ряд продолжается через всю композицию, не прерываясь (ленточный орнамент). Но данные правила, и принципы наиболее часто употребимы в композиции, многих художественных работ и задач, и как проверенные инструменты, редко подводят специалистов, работающих с композицией в ИЗО.

Экспериментируйте с ритмами, и будет вам счастье.

Дмитрий Бодяев.

497 0 850 1
0
RENDER.RU