МАСШТАБ И МАСШТАБНОСТЬ В ИЗО


Такое понятие как Масштаб не часто используется в ИЗО, чаще он используется в картографии и в черчении, в техническом рисовании, которое применяется в чертежах, для решения инженерных, архитектурных задач. Также может использоваться в некоторых разделах дизайна, в основном как масштабы чертежей, например в дизайн игрушек, автомобильном дизайне, или интерьерный дизайн, одним словом, там, где предполагается предметная визуализация проекта.

img1_138.jpg

img-QvUICs.png


Вот что говорит про масштаб Википедия:
Масшта́б (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия, нанесённая на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Есть четыре вида масштаба: численный, именованный, линейный, масштаб по осям координат.

slide-4.jpg


Типы масштабов
Масштабы на картах и планах могут быть представлены численно или графически.
1. Численный масштаб записывают в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5000 см (50 м) на местности. Более крупным является тот масштаб, у которого знаменатель меньше. Например, масштаб 1:1000 крупнее, чем масштаб 1:25 000.
2. Именованный масштаб показывает какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане. Записывается, например: «В 1 сантиметре 100 километров», или «1 см = 100 км».
3. Графические масштабы подразделяются на линейные и поперечные. 3.1. Линейный масштаб — графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части 3.2. Масштаб по осям координат — графический масштаб в виде масштабных шкал для каждой из осей координат, которые имеют различный коэффициент масштабирования. 3.3.Поперечный масштаб — графический масштаб в виде номограммы, построение которой основано на пропорциональности отрезков параллельных прямых, пересекающих стороны угла. Поперечный масштаб применяют для более точных измерений длин линий на планах. Поперечным масштабом пользуются следующим образом: откладывают на нижней линии поперечного масштаба замер длины таким образом, чтобы один конец (правый) был на целом делении ОМ, а левый заходил за 0. Если левая ножка попадает между десятыми делениями левого отрезка (от 0), то поднимаем обе ножки измерителя вверх, пока левая ножка не попадёт на пересечение к-либо трансвенсали и какой-либо горизонтальной линии. При этом правая ножка измерителя должна находиться на этой же горизонтальной линии. Наименьшая ЦД = 0,2 мм, а точность 0,1
4. Иррациональный масштаб — масштаб, представленный в виде иррациональной дроби. Нестандартный вид масштаба. Определителем является простое число, исключая 2 и 5.
5. Десятичный или кратный масштаб — масштаб с определитем кратным 5 и 2. Все стандартные масштабы являются такими.


Масштабность — соразмерность объектов, или форм, и элементов данных форм по отношению к человеку, другим объектам или формам, а также к окружающему пространству.

3e6d97122f4583f181c891b9d1c22972--puzzle-photo-photo-collage-template.jpg


Масштабность понятие подразумевающее сопоставление элементов композиции друг с другом по размеру, и особенно в дизайне, сопоставление изделия с антропометрией потребителя. Стул, и его части, должны быть совершенно определенных размеров, чтобы на нем было удобно сидеть. В реалистичной картине, элементы должны иметь определенную масштабность по отношению друг к другу, чтобы восприниматься как реалистичное изображение, иначе есть риск, что изображение будет восприниматься как сюрреалистическое, или вообще, как неуместная шутка.

3J60gYdI1H0.jpg


Мерилом, от которого отталкивается все сопоставления, чаше всего является обобщённый, средний человек, элементы дизайна должны сопоставляться с пропорциями человека, чтобы быть удобными в использовании. А в рисовании, и живописи, элементы композиции тоже соразмеряют с размерами человека, чтобы они выглядели реалистично.

slide-25.jpg


Данное понятие, часто перекликается с понятиями модульность, и пропорциональность.

architecture-black-and-white-buildings-city.jpg


Одинаковые по размеру объекты, например архитектурные сооружения, могут иметь разный масштаб, чем больше дробления на части (меньше модуль), тем визуально объект воспринимается как менее масштабный, а крупные обобщенные формы, воспринимаются как более масштабные. Таким образом получается, что понятие о масштабности не может быть подменено представлением о размере объекта.

1674426201_papik-pro-p-zolotoe-sechenie-risunok-41.jpg


Данное понятие применимо в любом дизайне, и не только дизайне, если вы, например художник пейзажист, работающий в реалистичной манере, то для получения эффекта реалистичности, вам придется учитывать соотношение изображаемых объектов по отношению друг к другу. А например, в графическом дизайне идет сопоставление шрифтов, элементов верстки, и иллюстраций, по отношению к общему формату, который в свою очередь сопоставляется, с антропометрией среднестатистического читателя, чтобы читателю было удобно им пользоваться. И, например детские журналы, печатаются крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобнее читать, а записные книжки делают маленькими, чтобы они легко помещались в карман.

de3c67305d218fbb2f3c5c6ad18c4a7a.jpg


Ощущение масштабности может меняться. Большие элементы, которые воспринимались как, более масштабные по отношению к другим, часто если их дробить на более мелкие, перестают восприниматься как один более масштабный по отношению к другим, а начинает восприниматься как набор более мелких отдельных элементов.

black-and-white-architecture-white-skyscraper-monument-cityscape-line-landmark-facade-black-monochrome-tower-block-symmetry-shape-monochrome-photography-77235.jpg


Более мелкие элементы (Модули) с уменьшением, могут перестать восприниматься как отдельные сопоставляемые элементы, и сливаться в единую фактуру, или текстуру, не воспринимаемую как набор отдельных сопоставляемых элементов, и таким образом переходит на больший размер сопоставляемого модуля. Или если, например архитектурный объект, имеющий сильное членение на сегменты, и из далека воспринимаемый как мелкомасштабный объект, при приближении, когда членение уже не видно, потому что нет возможности охватить взглядом весь объект, а виден один, или только небольшое количество сегментов, таким образом, тот же объект может восприниматься как очень масштабный. Эти и подобные эффекты, можно использовать как художественный, или дизайнерский прием.

black-and-white-architecture-skyline-city-skyscraper-cityscape-downtown-line-black-monochrome-tower-block-shape-metropolis-urban-area-monochrome-photography-metropolitan-area-95401.jpg


Надеюсь, я смог донести основной смысл данных понятий. На этом буду заканчивать данную статью.
Всем удачи.

Данная статья на ЯндексДзен.

Дмитрий Бодяенв.

522 0 850 2
0
RENDER.RU