Что такое Модуль, и модульные системы, в ИЗО.

«Модуль» (с англ. «module» - часть, единица чего-либо) – это какая-либо часть, единица, выраженная, применительно к изобразительному искусству (ИЗО), в пятне, линии, точке, мазке кистью, или в элементах формальной композиции. Здесь иметься в виду любая часть изображения в том числе элемент композиции какого либо изображения, например, это элементы как формальной композиции, так и композиции в живописном, или графическом изображении, в дизайне, архитектуре, скульптуре, во всевозможных декоративно прикладных техниках ИЗО, или элементы построения изображения штрих, мазок, точка, или пиксел. То есть любое произведение ИЗО, можно разделить на модули.

570130.jpg
«Enter», Андрей Анатольевич Шустов

8422c5dc5b2c310738c93ee5983851a8.jpg
Витраж


В ходе работы над произведением, модуль может поэтапно меняться в размерах. На этапе композиционных поисков, набросков, и построения
предварительного рисунка, или подмалевка, он может состоять из максимально больших сегментов, которые являются элементами, формальной композиции. Например, в натюрморте это общие контуры наполняющих натюрморт предметов. В дальнейшем повышая детализацию большие элементы, при ближайшем рассмотрении, могут дробится на более мелкие модули, мазок, штрих, или даже точка.

910423ae1b913f82acbbc061697d2289.jpg
Katie G. Whipple

maxresdefault (1).jpg
«Натюрморт С Черепом» Ольга Цюпка. Хорошо виден крупный модуль на этапе подмалевка,
и более мелкий на конечном детализированном варианте.


При рассматривании картины или иллюстрации, видимый модуль может меняться от расстояния, с которого картину рассматривают. Из далека видны
только большие модули, являющиеся основными композиционными элементами, при приближении картины будет виден более мелкий модуль. Поэтому нужно учитывать с какого расстояния зритель будет рассматривать данное произведение, и должен ли он видеть мелкий модуль. Особенно это актуально в прикладных направлениях ИЗО, например в каллиграфии, шрифтовых композициях, нужно чтоб воспринимался самый мелкий модуль, определяющий читаемость текста. А вот, например, во все возможных монументальных росписях, например фреска, мелкий модуль может быть, не востребован, просто по тому, что, он не виден с того расстояния, с которого на данное изображение смотрит зритель.

775880 gh.jpg
«Венеция. Гондолы». Никиреев Станислав Михайлович. На увеличенных частях хорошо виден мелкий модуль. А на полной картине, виден крупный модуль, продиктованный крупными деталями композиции, архитектурой на заднем плане, набережной на переднем, гондолы, и торчащие из воды жерди, на среднем.


Модуль может быть, однообразным, и однотипным, то есть иметь на всем пространстве композиции одинаковый размер всех сегментов, например пиксель арт, живописные работы пуантилистов, или кусок смальты в мозаике.

63c04797901adf9fb6ef1b5e6fdb--kartiny-i-panno-mozaichnaya-ikona-bozhiej-materi-kasperovskay.jpg 9a2b6365bc46afd33e14999b55874b01.jpg 1627402025_7-kartinkin-com-p-piksel-art-ikonki-art-krasivo-9.png

На предложенных к рассмотрению изображениях (мозаика, живопись раздельным мазком, пиксел арт), виден
однообразный по размеру, однотипный модуль, продиктованный техникой исполнения произведения.


Или иметь разные размеры модульных сегментов, например если речь идет о применяемых элементах формальной композиции. Или еще пример, в живописных картинах, или графических иллюстрациях, где основной формирующий композицию элемент, это пятно; шелкография, линогравюра, или витраж.

69761b601fb7ec24a1be9ca55676d012.jpg 9cc88eaab839f812586225079912d38e.jpg maxresdefault.jpg
В данных примерах витражной композиции и линогравюры, виден крупные модули, имеющие вид больших прихотливых пятен.


Часто модульность вытекает из техники исполнения произведения, например витражи, или мозаичные панно. И структура модульности в предложенных техниках заметно различается. В мозаичных панно, самый мелкий модуль, это кусочек смальты, приближенный к мазку, или точке, а в витражных композициях, дробление более крупное, даже на уровне самых маленьких модулей.


Из всего выше сказанного можно сделать вывод что модуль в одном и том же произведении, часто имеет несколько уровней. Модульная система, продиктованная композицией, то есть состоящая из основных элементов композиции. И модулей, продиктованных техникой, по средствам которой формируется изображение, раздельный мазок в живописи, кусок смальты в мозаичных композициях, штрих в некоторых графических техниках, или пятна разной степени прихотливости и размера, например в линогравюре, или цинкографии, в последних эти уровни, часто максимально приближены друг к другу. И не всегда, большое с прихотливым контуром пятно, воспринимается как один сегмент модуля, одно пятно может восприниматься как несколько сегментов, или как несколько сливающихся краями пятен.


Есть понятие «Модульные сетки», чаще всего используются в графическом дизайне, в верстке и типографике, хотя можно найти примеры применения данных
сеток и в других разделах ИЗО.

Examples+of+layouts+with+grids.jpg 4156880.jpg

63067074524563.5c3324aea59b4.jpg


То есть это сетки, в которые вписывают или вставляют элементы композиции, и таким образом упрощая, и в некоторых случаях формализируя построение
композиции. Это актуально, в производстве, например полиграфической продукции, чтобы ускорить производственный процесс, вогнать его в рамки определенных стандартов.


Или в фотографии часто в визире фотоаппарата видна сетка, с помощью которой по «Правилу третей» предлагается выстраивать композицию. Эту сетку тоже
можно рассматривать как модульную, хотя как мне кажется, последний пример, чаше всего, относится к пропорционированию, но как модульная сетка он используется, когда по средствам данной сетки, в визире определяют соотношение земли к небу, в пейзажной фотографии.

Untitled-2007.jpg

1548f98146b4c5bb1251a.jpg


Про модульные сетки можно почитать в книге "Модульные сетки, проектирование многополосных изданий", Владимир Лаптев.

Пропорционирование по средствам соотношения модулей. Да всю модульную систему можно выстроить в каких-нибудь пропорциях, пытаясь таким образом гармонизировать композицию. Это может быть золотое сечение, или числа Фибоначчи, или какая-либо другая система геометрического пропорционирования, например Модулор.

1646704553_53-kartinkin-net-p-zolotoe-sechenie-kartinki-60.jpg

4fd6478ad34e4acd33984de47d4fdff3.jpg


Но надо понимать, что если вы взялись пропорционировать таким образом, то вам придется, применить тотальное пропорционирование всего, от соотношения сторон формата, до соотношения всех других элементов композиции, в рамках одной системы. И если хоть один элемент будет заметно выбиваться из выбранной системы, это уже не будет пропорционированием, и вы зря потратите время. Хотя надо понимать, что большинство опытных художников, не утруждают себя подобными задачами, а рисуют по ощущениям, при этом достаточно убедительно гармонизируют свои произведения.


Про пропорционирование в разных системах можно почитать в книге «Эстетика пропорций в дизайне (Система книжных пропорций)» С.С. Водчиц. Книга
достаточно универсальная, для всех, кто работает в ИЗО, и дизайне будет полезна.


И еще есть понятие «Модульное искусство», где модульность, используется как художественный прием. Но об этом, как ни будь потом.


На этом я закончу статью, если будут вопросы задавайте в комментариях.

Всем удачи и до новых встреч.

541 0 850 3
1
2023-04-20
Прям годнота
RENDER.RU