Что такое Модуль, и модульные системы, в ИЗО.
«Модуль» (с англ. «module» - часть, единица чего-либо) – это какая-либо часть, единица, выраженная, применительно к изобразительному искусству (ИЗО), в пятне, линии, точке, мазке кистью, или в элементах формальной композиции. Здесь иметься в виду любая часть изображения в том числе элемент композиции какого либо изображения, например, это элементы как формальной композиции, так и композиции в живописном, или графическом изображении, в дизайне, архитектуре, скульптуре, во всевозможных декоративно прикладных техниках ИЗО, или элементы построения изображения штрих, мазок, точка, или пиксел. То есть любое произведение ИЗО, можно разделить на модули.
«Enter», Андрей Анатольевич Шустов
В ходе работы над произведением, модуль может поэтапно меняться в размерах. На этапе композиционных поисков, набросков, и построения
предварительного рисунка, или подмалевка, он может состоять из максимально больших сегментов, которые являются элементами, формальной композиции. Например, в натюрморте это общие контуры наполняющих натюрморт предметов. В дальнейшем повышая детализацию большие элементы, при ближайшем рассмотрении, могут дробится на более мелкие модули, мазок, штрих, или даже точка.
«Натюрморт С Черепом» Ольга Цюпка. Хорошо виден крупный модуль на этапе подмалевка,
и более мелкий на конечном детализированном варианте.
При рассматривании картины или иллюстрации, видимый модуль может меняться от расстояния, с которого картину рассматривают. Из далека видны
только большие модули, являющиеся основными композиционными элементами, при приближении картины будет виден более мелкий модуль. Поэтому нужно учитывать с какого расстояния зритель будет рассматривать данное произведение, и должен ли он видеть мелкий модуль. Особенно это актуально в прикладных направлениях ИЗО, например в каллиграфии, шрифтовых композициях, нужно чтоб воспринимался самый мелкий модуль, определяющий читаемость текста. А вот, например, во все возможных монументальных росписях, например фреска, мелкий модуль может быть, не востребован, просто по тому, что, он не виден с того расстояния, с которого на данное изображение смотрит зритель.
«Венеция. Гондолы». Никиреев Станислав Михайлович. На увеличенных частях хорошо виден мелкий модуль. А на полной картине, виден крупный модуль, продиктованный крупными деталями композиции, архитектурой на заднем плане, набережной на переднем, гондолы, и торчащие из воды жерди, на среднем.
Модуль может быть, однообразным, и однотипным, то есть иметь на всем пространстве композиции одинаковый размер всех сегментов, например пиксель арт, живописные работы пуантилистов, или кусок смальты в мозаике.
На предложенных к рассмотрению изображениях (мозаика, живопись раздельным мазком, пиксел арт), виден
однообразный по размеру, однотипный модуль, продиктованный техникой исполнения произведения.
Или иметь разные размеры модульных сегментов, например если речь идет о применяемых элементах формальной композиции. Или еще пример, в живописных картинах, или графических иллюстрациях, где основной формирующий композицию элемент, это пятно; шелкография, линогравюра, или витраж.
В данных примерах витражной композиции и линогравюры, виден крупные модули, имеющие вид больших прихотливых пятен.
Часто модульность вытекает из техники исполнения произведения, например витражи, или мозаичные панно. И структура модульности в предложенных техниках заметно различается. В мозаичных панно, самый мелкий модуль, это кусочек смальты, приближенный к мазку, или точке, а в витражных композициях, дробление более крупное, даже на уровне самых маленьких модулей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод что модуль в одном и том же произведении, часто имеет несколько уровней. Модульная система, продиктованная композицией, то есть состоящая из основных элементов композиции. И модулей, продиктованных техникой, по средствам которой формируется изображение, раздельный мазок в живописи, кусок смальты в мозаичных композициях, штрих в некоторых графических техниках, или пятна разной степени прихотливости и размера, например в линогравюре, или цинкографии, в последних эти уровни, часто максимально приближены друг к другу. И не всегда, большое с прихотливым контуром пятно, воспринимается как один сегмент модуля, одно пятно может восприниматься как несколько сегментов, или как несколько сливающихся краями пятен.
Есть понятие «Модульные сетки», чаще всего используются в графическом дизайне, в верстке и типографике, хотя можно найти примеры применения данных
сеток и в других разделах ИЗО.
То есть это сетки, в которые вписывают или вставляют элементы композиции, и таким образом упрощая, и в некоторых случаях формализируя построение
композиции. Это актуально, в производстве, например полиграфической продукции, чтобы ускорить производственный процесс, вогнать его в рамки определенных стандартов.
Или в фотографии часто в визире фотоаппарата видна сетка, с помощью которой по «Правилу третей» предлагается выстраивать композицию. Эту сетку тоже
можно рассматривать как модульную, хотя как мне кажется, последний пример, чаше всего, относится к пропорционированию, но как модульная сетка он используется, когда по средствам данной сетки, в визире определяют соотношение земли к небу, в пейзажной фотографии.
Про модульные сетки можно почитать в книге "Модульные сетки, проектирование многополосных изданий", Владимир Лаптев.
Пропорционирование по средствам соотношения модулей. Да всю модульную систему можно выстроить в каких-нибудь пропорциях, пытаясь таким образом гармонизировать композицию. Это может быть золотое сечение, или числа Фибоначчи, или какая-либо другая система геометрического пропорционирования, например Модулор.
Но надо понимать, что если вы взялись пропорционировать таким образом, то вам придется, применить тотальное пропорционирование всего, от соотношения сторон формата, до соотношения всех других элементов композиции, в рамках одной системы. И если хоть один элемент будет заметно выбиваться из выбранной системы, это уже не будет пропорционированием, и вы зря потратите время. Хотя надо понимать, что большинство опытных художников, не утруждают себя подобными задачами, а рисуют по ощущениям, при этом достаточно убедительно гармонизируют свои произведения.
Про пропорционирование в разных системах можно почитать в книге «Эстетика пропорций в дизайне (Система книжных пропорций)» С.С. Водчиц. Книга
достаточно универсальная, для всех, кто работает в ИЗО, и дизайне будет полезна.
И еще есть понятие «Модульное искусство», где модульность, используется как художественный прием. Но об этом, как ни будь потом.
На этом я закончу статью, если будут вопросы задавайте в комментариях.
Всем удачи и до новых встреч.