Маленькое, но гордое колдунство
Ах, мечты о дальних странах, походы по референсы, источники вдохновения, бьющие ключом...
Помню, когда я была маленькой девочкой, то не вылазила из энциклопедий. Мною было перечитано всё: изучены разнообразные язвы и каталоги болезней по версии Большой Советской Энциклопедии за тысяча лохматый год, справочники по морским обитателям (там были хорошие картинки), какая-то чудовищная книга для детей, где дифтерит назывался "полуночным душителем" и в которой описывались воскрешения собак, и много прочей забористой литературы из тех времён, когда писали без обильной рефлексии и без ошибок.
Но что дифетерит и гемоглобин... В кладези премудрости были такие суперские вещи, как всемирная история от неандертальцев по распад Союза, народоведение, история костюма, история архитектуры, обычаи, сказки, мифы и легенды... Мой кругозор и увлечения были предопределены. На протяжении всей жизни мне хотелось быть: слависткой, археологом, этнологом, а особенно - культурным антропологом, чтобы изучать связь между развитием человека как биологического вида и его умственной деятельностью. Даже в универ ходила узнавать, что да как, но поскольку у нас тут взрослая жизнь, ответственность и рабочая занятость, то пришлось этот план отложить на неопределённое время.
Я и сейчас та любопытная девочка, только у меня есть загранпаспорт и возможность не только рассматривать картинки в книжках, но и просто взять и махнуть в далёкие дали и увидеть всё самой.
И одним из самых сильных этновпечатлений за 2019 год для меня стала макумба -- языческие ритуалы, импортированный в Новый свет вместе с рабами из Африки, с территории Нигерии, если не ошибаюсь. Бастард магии вуду и простых добрых милых языческих богов. Всё, как мы любим.
Со словаря academic.ru: "Объединяет элементы верований бантуязычных народов Африки, индейцев тупи-гуарани и католицизма."
На перекрёстках дорог, в лесных кущах, возле рек и ручьёв можно найти миски, осколки бутылок и свеч. Вся эта система довольно заморочена, в одну кучу свалены язычество и католическое христианство, а злобные протестанты взирают на это недовольно и велят прекратить. Такое дикое сочетание я могу сравнить ну с чем... Это как креститься на православную икону, вдыхая дым палок-вонялок, сжимая оберег Сварога и бормоча индийские мантры. Вот что-то такое, только если кушать манго вместо солёного огурца. Диковато, но со стороны очень увлекательно. Большой популярностью пользуется Йеманжа, у которой, как у Марии, просят всяких базовых благ вроде доброго сердца, милосердия, любви, высоких, высоких отношений, за нею следуют всякие божки, ответственные за бездуховность: за плотские утехи, материальные блага, крепкое здоровье и скатерть-самобранку.
Подобную картину, вот как на фотке, я наблюдала всего один раз. Обычно это выглядит поскромнее, но тут место жирное, благое: и река, и лес, и дорога. Мой знакомец из местных идентифицировал это подношение как благодарность; то есть, кто-то до этого оставлял там дары, прося о здоровье или деньгах, получил их и таким вот изобилием выразил свою признательность. Я видела, как подметальная машина тщательно объезжала эту инсталляцию. Великолепие порой подъедается местными бомжами, но тут они не успели набежать -- через несколько часов всё уже было убрано.
Дыни, манго, папайя, яблоки, бананы, виноград, вино и пшеница -- изобилие, достойное внимания богов, которые проявили к просящему милость. За кадром остались останки птиц и коз, которые явно там уже какое-то время пролежали.
Обычно всё выглядит значительно скромней:
Если приглядеться, то на предыдущей фотке видны остатки красной свечки -- это явный знак подношения Помба Жире, духу страстной любви, женской секусуальности, разнузданности, такой менаде, в общем. Всем нужна страстная любовь, все хотят привораживать, завораживать и головы дурить. А вот остатки алтаря, абсолютно точно предназначенного той же Помба Жире: красная свеча, шампанское и сигареты. Великолепие было подсмыто ливнем, но мы его смогли опознать.
Ниже по улице мы нашли разбитую бутылку, другие свечки и сигаретные пачки, почти смытые в канаву.
Тема смешения католичества и диковинных обрядов меня сильно увлекла, хотя и не удивила, ведь у католиков и так все священники наряжены "как колдуны у первобытных народов" (Э. М. Ремарк), так что тут сошлось тютелька в тютельку, я не могла пройти мимо такой жирной темы и забабахала иллюстрацию "Придорожная часовня в джунглях обрастает языческими дарами, потому что а почему бы и нет?".
Какими я могу поделиться выводами:
- Если вам надо рисовать какой-то проходной языческий алтарь, узнавайте, какие в вашем придуманном мире атрибуты у богини любви и страсти и смело их туда пихайте. Тогда это будет выглядеть правдоподобно. Я имею в виду такие маленькие места вдоль дорог, которые призваны символизировать наличие в локации обыкновенных людей, а не только жрецов-громовержцев
- Ну или у бога денег и торговли
- Алтари местным богородицам прячьте в кусты, скалы и прочие труднодоступные места
- Мешайте объедки со свежими подношениями
- Ну и высший шик -- запилить подворовывающего ценные продукты бездомного (если нет страха потерять загадочность места). Бездомный придаст оттенок живости и сатиры на жизнь, но пафосности заметно поубавится.
АПД: как же я могла забыть... Это официальная карнавальная песня 2019 года одной из школ самбы, Academicos do Salgueiro, посвящённая одному из таких вот богов. Квинтэссенция просто. Самба, да ещё и на тему оришас. Песня про Шанго, бога побед, закона, и вообще "поделить по справедливости". "Закон этой земли, Шанго, принеси победу нашей Салгейру". Три женщины в масках, появляющиеся в клипе -- Ошун (жёлтая), Йеманжа (голубая/белая), а вот красную я опознать не смогла :(
На закуску предлагаю посмотреть ритуал. Отснято мной в Праге, но всё сделано аутентично и достоверно, пахнет намного забористей, чем выглядит.
Влог, составленный из видосиков из Рио + то, что выше, я не знаю, чем я рукводствовалась, когда их склеивала %)