Про Деньги. Часть 1.
Привет всем!
Крайне приятно видеть такой отклик с вашей стороны и хочу сказать всем спасибо за ваши комментарии и пожелания, работаем!
Бюджет проекта.
Поскольку я являюсь ОперПостом, составление сметы логично началось со сборки и расчета операторского оборудования.
Дело происходило за 2 месяца до старта съемок и изначально (по привычке) я планировал использование арендной техники.
Привычка устоялась не потому что я миллионер :) А потому что обычно техника берется под определенный проект за счет заказчика.
Основная операторка:
- BlackMagic Cinema Camera 2.5K
- SMOLIANINOV CARBON JUNIOR RIG (риг)
- BLACKMAGIC VIDEO ASSIST (монитор)
- Тяжелый штатив MANFROTTO + голова
- V-Lock аккум + площадка
- Компендиум
- Флоу-фокус
- Пара SSD карт
- MagicArm *2 (для всевозможного грипа)
- Всевозможная комутация
- CANON EF 17-40 MM F/4 L USM
- CANON EF 50 MM F/1.2 L USM
- CANON EF 85 MM F/1.2 L II USM
- + фильтры для каждого стекла
Здесь перечислены основные необходимые позиции.
BMCC 2.5K планировалось использовать по двум причинам, это использование хромакея и требования телевизионного формата.
Пересчитав всё на деревянные, с учетом условий аренды и сроков, вышла нетривиальная сумма в 86,000 рублей за смену.
Простая математика: 86,000 * 13 смен = 1,118,000 рублей.
Прибавляем сюда расходы на грим, еду, логистику, декорации, реквизит, одежду и з/п актеров и съемочной группы и получаем честные 2,500,000 рублей. (~42,000$)
Это затраты только на то что бы отснять материал.
Разумеется такой ход вещей меня не устраивал и тут начались варианты.
Пробежавшись по списку знакомых киношников нашлась первая Сонька (a7), у меня на тот момент на руках был Canon 60d и тут выбирать не приходилось.
Проведя несколько тестов по взаимодействию Альфы и хромакея, стало понятно что работать с полученным материалом вполне возможно.
Списалась хорошая часть расходов, теперь можно было использовать более легкие штативы и риги, а так же стали гораздо дешевле карты памяти и батарейки.
Обновленный список оборудования:
- Sony Alpha a7
- Viltrox 5" (монитор)
- Переходное кольцо для объективов Zuiko (добротные ретро стекла)
- Объективы 50, 35 и 28мм (f1/.4)
- Карты SD Extreme 64 Gb 100Mb/s (4х штук хватает с головой)
- Аккумуляторы, 4 для камеры и 3 для монитора.
- Риг, собрали сами с товарищем на станке, по прототипу Смолянинова 15мм. (себестоимость - 700 рублей)
- Приобретен компендиум, флоу-фокус и ремешки для него с держателями, площадки и шнурки (китай, за всё 5,000р.)
Комплект укомплектован, но рентал всё равно был необходим.
Для некоторых сцен необходимы были: Стедикам, дым-машина, более широкие светосильные объективы и кран.
Всё это арендовалось за сутки до смены что бы максимально снизить стоимость.
В конечном итоге я заказал арендное оборудование стоимостью 270,000 рублей. Это важно, поскольку пришлось покрывать сумму залога в размере 20% от этой суммы.
(Кто не знает, залог возвратный, если вы ничего не раскурочили конечно, но его тоже нужно где-то взять)
А финальный прайс уложился всего в 350$ за весь съемочный период пилота.
Итого потрачено 500$ / 2,500$
Я вас утомил? :)
Пора сделать паузу.
Про звуковые железки и другие расходы я расскажу в последующих частях.
А здесь хотелось бы перейти ко второй теме этой статьи и рассказать о взаимоотношениях с телеканалами.
Я не спроста включил её в один пост с деньгами поскольку они неразрывно связаны.
Когда люди узнают что ты снимаешь сериал, самым частым вопросом становится - А зачем?
И если с этим всё более менее понятно, то второй вопрос гораздо интереснее - А где будут показывать? (в вариациях - для какого канала?)
Тут уже стоит хорошенько задуматься, ведь никому не нужен сериал который нельзя посмотреть.
У меня было всего два варианта: Интернет или Телевидение.
Забегая вперед, скажу что для себя я всё таки выбрал интернет, площадкой для распространения сериала.
И сейчас попытаюсь объяснить почему.
Когда встал вопрос о дистрибуции, первое что нужно было сделать это - определить аудиторию фильма, его хронометраж и жанры. (именно в таком порядке)
Эти параметры крайне важны, т.к. именно от них зависит на каком канале у вас есть шанс а куда лучше не соваться.
Я составил список каналов и стал копать, после чего расписывал параметры.
Давайте попробуем разобраться.
Первый канал
- Аудитория ~27-55 лет.
- Форматы - 30 и 60 минут
- Жанры - драма, детектив, комедия, триллер (очеь редко)
- Предпочтительно Драмеди и смешанные жанры в пропорциях 70 на 30% где большее значение отдается основному направлению.*
- Доля рейтинга - 12,8%
- Аудитория ~35-55 лет.
- Форматы - 30, 60 и 120 минут
- Жанры - драма, мелодрама, комедия, криминал
- Доля рейтинга - 13,1%
НТВ
- Аудитория ~40-55 лет. (все мы знаем аудиторию этого канала)
- Форматы - 60 минут
- Жанры - детектив, комедия, криминал
- Доля рейтинга - 10,2%
- Аудитория ~12-45 лет.
- Форматы - 20, 40 и 60 минут
- Жанры - комедия, детские.
- Доля рейтинга - 9,6%
- Аудитория ~16-35 лет.
- Форматы - 20, 40 и 60 минут
- Жанры - комедия, реалити.
- Доля рейтинга - 12,6%
- Аудитория ~35-55 лет.
- Форматы - 60 минут
- Жанры - мистика, фантастика, триллер, детектив.
- Доля рейтинга - 5%
- Аудитория ~16-35 лет.
- Форматы - 20, 40 и 60 минут
- Жанры - мистика, триллер, фантастика, комедия.
- Доля рейтинга - 4%
Сравниваем эти данные с нашими показателями:
- Аудитория ~16-35 лет. (фактическая 16-27)
- Формат - 60 минут (45 минут с учетом рекламных вставок)
- Жанр - Фантастика, триллер, драма, постапокалипсис.
И получаем свой целевые каналы РенТВ и Тв3
А вот здесь начинается самое интересное.
При обращении на канал, первое что мне предложили это продать "идею".
Это означает, что канал покупает у вас сценарий пилота и синопсис не менее 3х сезонов (обязательное требование для рассмотрения вашей идеи)
Цена подобного предложения варьируется от 20 до 300 тысяч рублей, если вы пришли с улицы больше 70,000 вы не получите.
Далее, креативная группа канала перерабатывает полученный материал, собирает группу и преступает к съемкам. Вы соответственно в это время пьете дома чай.
На выходе получается сериал из 12-18 эпизодов, отдаленно напоминающий вашу идею, хронометражем по 15 минут каждый. (показывать по две серии подряд, больше рекламы можно вставлять)
Фактическая аудитория теперь вписывается в рамки 13-17 лет.
С одной стороны это не плохо, если вы сценарист...
А теперь плюсы и минусы.
Плюсы
- Вы получите деньги
- Ваше имя будет в титрах (но это не точно)
- При удачном исходе проекта ваше сотрудничество с каналом может продолжится
- После нескольких проектов, если вы всё сделаете правильно, возможен карьерный рост, допуск к более серьезным проектам
- У вас могут не просто купить идею но и предложить стать шоуранером (по факту шоуранером будет закрепленный за проектом продюсер)
- Если вам всё же доверят заниматься проектом лично, у вас не будет болеть голова. (если например вам доверят пост режиссера, то вы будете режиссировать, а не ставить свет и крутить шаурму)
- Денег катастрофически мало
- Никто не пустит вас в режиссёрское кресло
- Вы не сможете сделать проект в том виде в котором задумали, если конечно вы не Цекало (это очевидно и логично, у всех каналов есть формат, и они лучше знают почему их смотрят)
- Большая вероятность того что вашу идею просто украдут, без выплат (достаточно изменить имена героев, непрямой плагиат крайне сложно доказать в суде)
Поэтому лично я выбрал интернет...
Больше творческой свободы, больше вариантов монетизации.
Про воровство идей будет отдельный пост.
Спасибо за внимание!