Антипкин Михаил Сергеевич о “синдроме модной идеи” при внедрении инноваций

15.06.2025

По данным международной консалтинговой компании McKinsey, лишь треть проектов, связанных с корпоративной инновационной трансформацией, успешно реализуется и выводит фирму на новый уровень. Это может быть связано как с некорректно поставленной задачей, нечеткой стратегией, размытой последовательностью этапов реализации и даже недостаточной подготовкой персонала. Эксперт в сфере IT Антипкин Михаил Сергеевич рассказывает о том, как минимизировать вероятность появления проектов, задействующих значительные корпоративные ресурсы и обреченных на забвение.

Что представляет собой “синдром модной идеи”

Вопреки расхожему мнению, что инновации всегда выступают двигателем прогресса, очень часто в результате подобных внедрений наступает как перерасход финансов, так и организационный застой и корпоративная демотивация. Если подобный процесс (от начала внедрения до застоя) повторяется несколько раз, речь идет о "синдроме модной идеи". По факту, это недостаточная связь между теорией и практикой, замыслом и реализацией. Михаил Антипкин отмечает, что чаще всего это явление можно заметить в фирмах, возглавляемых амбициозным руководством. При этом, если смысл инноваций не доносится до персонала корректно и в полном объеме, то и сотрудники отнесутся к подобным инициативам скептически и просто не предпримут достаточно усилий для следования стратегии. Переключение топ-менеджмента с одной идеи на другую может только усугубить проблему.

По словам Михаила Антипкина, избежать подобных сложностей помогает правильно поставленная цель, четкое обозначение направления и подведение промежуточных итогов. Помимо этого, есть ключевые принципы успешности внедрения новых идей:

  1. Сформулируйте несменяемые направления деятельности и процессы. Очень важно иметь надежный и прочный фундамент, который остается понятным для персонала, например, в виде корпоративной миссии, сочетающей инновацию и ожидаемый результат. В качестве модели можно взять концепции лидеров ниши, допустим “Изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей через использование инновационных технологий”.
  2. Трансформируйте общую стратегию в детальный пошаговый план действий. Поскольку реализация стратегии требует как временных, так и финансовых затрат, а также вовлеченности персонала, внедрение нужно начинать заранее посредством изложения всех этапов на бумаге. В идеале документ должен содержать 1-2 страницы и связывать общую цель с практическими действиями, с ожидаемыми промежуточными результатами (“Увеличение входящего потока клиентов на 10%” или “Снижение уровня возвратов до уровня 2021 года”) и обозначением ответственных.
  3. Придерживайтесь заданного направления и разработанного плана. Периодически у топ-менеджмента может возникать желание резко изменить первоначальную стратегию, выбрать альтернативный курс, например, если получаемые результаты незаметны или не соответствуют ожиданиям. Михаил Антипкин подчеркивает, что именно в этот момент многие руководители полностью отказываются от первоначальной идеи, что в итоге приводит к появлению непрекращающегося цикла “внедрение - отказ”. Вместо этого имеет смысл сконцентрироваться на поэтапной реализации или пересмотре отдельных аспектов. В частности, в случае внедрения цифровых платформ может быть целесообразным выделение дополнительных средств на обучение и адаптацию персонала.

В целом, синдром модной идеи — это не проблема, а скорее недосмотр ответственных за внедрение инноваций, дающий отличную возможность изменения текущего подхода к стратегическому управлению. Поэтому очень важно мониторить настроение сотрудников, периодически собирая обратную связь и гибко адаптировать инвестиционную стратегию.

Определив стабильную базу в виде корпоративной миссии, сформулировав поэтапно план по ее практическому достижению и придерживаясь этого курса, уже многие фирмы смогли выйти на новый уровень и реализовали желаемое, не попав в ловушку “синдрома модной идеи”. Заручитесь поддержкой персонала и, при необходимости, привлеките надежных посредников с тем, чтобы результаты были оптимальными и сохранились надолго.

RENDER.RU