09.08.2016
История развития покрышек от пневматических до беспрокольных
Традиция использовать резиновые шины, наполненные сжатым воздухом, появилась еще с конца 19-го века, и с тех пор только развивалась и укреплялась. После того как исследователь из Шотландии Джон Данлоп провел эксперимент, закрепив на колесах велосипеда надутый шланг, выяснилось, что езда становится во много раз приятнее и удобнее при таких условиях. Изобретатель не стал долго думать, а поспешил запатентовать свое открытие, а затем и создать компанию, имя которой сегодня известно во всем мире. И уж точно не найдется водителя, который ничего не знает о покрышках этой фирмы.
Однако безоблачное счастье длилось недолго. Вскоре пользователи нового изобретения выяснили, что колеса могут лопаться из-за проколов. И, к сожалению, эта грустная традиция длится более ста лет. Так бы и продолжалось безобразие с проколами, если бы очередной экспериментатор не решился на новые исследования и разработки. В частности, начались поиски технологий, позволяющих создать колесо, не подверженное проколам или пробоинам. Сегодня каждый желающий может купить шины в Симферополе с усиленной защитой от деформаций и пробоин, но начиналось все с того, что разработкой безвоздушных покрышек занялись военные исследователи США.
Первый шаг вперед от простых покрышек
Американской компании Resilient Technologies понадобилось несколько лет для того, чтобы совершить прорыв в шинной индустрии:
В 2002 году началась работа над проектом.
В 2007 году был подготовлен прототип непневматической шины.
В 2009 году прошли испытания новой покрышки из огнеупорной резины и каркаса, выполненного под «пчелиные соты». Имелся резиновый обод с протектором.
Вышеуказанная конструкция, в которой имелся и обод, и огнеупорная резина, и каркас, позволяла добиться жесткости, при которой покрышки вполне могут удерживать тяжелый автомобиль, даже если частичное разрушение поверхности шины уже произошло. Французская компания Michelin, способствуя желанию автолюбителей купить шины в Крыму, активно работала над тем, чтобы гражданская резина получила те же возможности, что и военная. Инженерам пришлось изрядно помучиться, прежде чем они получили конструкцию с такими качествами:
Податливость в вертикальном направлении в угоду амортизации и комфортной езде.
Максимальная жесткость в поперечном направлении во избежание деформаций и боковых нагрузок в поворотах.
От пневматических покрышек решено отказаться
В результате, как вариант, появилась идея отказаться от пневматической покрышки. В результате конструкция использует резиновые спицы, которые имеют плоское сечение, заменяют объем покрышки сжатым воздухом. Спицы ведут между собой целостное соединение внешнего обода с протектором и по внешнему ободу закрепляются на ступицу. Среди плюсов Tweel присутствует сразу несколько:
Отличное поглощение ударов в сравнении с шиной, которая просто накачана воздухом.
Возможность изгибаться по всей высоте.
Отсутствие склонности к деформациям из-за наличия сечений.
Боковая жесткость покрышки сравнима разве что с цельно отлитым протектором, в котором энергоемкость колеса зависит исключительно от жесткости спиц.
Вес опытного образца в несколько раз меньше, и удароустойчивость полностью зависит от жесткости спиц.
Стоит отметить, что устойчивость к проколам и повышенный срок службы в одном комплекте, выглядят очень заманчиво. Сразу же хочется заказать шины в Крыму и убедиться, насколько соответствует действительности такая положительная характеристика. В результате авторы идеи опробовали свои усовершенствованные колеса сразу на нескольких моделях легковых автомобилей, а с компанией Мишлен НАСА заключила контракт о том, что такие колеса будут устанавливаться даже на луноход. В 2012 году коммерческие продажи начались на погрузчики, сельскохозяйственную и строительную технику.
Чем хороши Runflat
К безвоздушным покрышкам они относятся лишь условно, но перед стандартной резиной имеют серьезное преимущество. Даже в случае сдувания покрышки, движение автомобиля можно будет продолжать еще какое-то время, вполне достаточное для того, чтобы добраться до ближайшего шиномонтажа. Обычная шина после прокола превращается в плоскую, данный же вариант надежно сохраняет остатки резины за счет устойчивости боковин. Укрепляют их разными методами, среди которых и установка дополнительных внутренних ребер жесткости. В то же время протекторы создают слишком много шума во время езды и чересчур чувствительно воспринимают все неровности дороги.
Предложения от Hankook
Компания предложила к рассмотрению свои 4 варианта, но только в электронном виде. Они не относятся к открытому или закрытому виду, так как идет реализация чего-то среднего. Таким образом:
eMembrane позволяет изменять контактное пятно во время движения на разных скоростях. Если автомобиль движется медленно, то профиль втягивается, трение снижается. При ускорении происходит обратная реакция, что позволяет улучшить управляемость.
Tiltread состоит из трех сегментов, где диски перемещаются относительно друг друга по внешнему, центральному и внутреннему кругам, из-за чего изменяется вертикальный наклон, размер пятна увеличивается во время прохождения поворота.
Motiv состоят из нескольких блоков эластичной формы, двигающихся по направлению друг к другу. При этом колесо разделено на две части, внешние и внутренние которого могут самостоятельно совершать подъем или опускание для повторения рельефа дороги.
MagTrack можно назвать одним из лучших предложений от компании. Колесо разделено на две части, между которыми – внутренней ступицей и ободом с покрышкой – ничего нет, кроме действующего магнитного поля. Это позволяет вообще не чувствовать каких-либо неровностей на дороге.
Каждая из вышеперечисленных моделей имеет право на существование и очень удобна для определенного вида дорог и условий. Поэтому выбор всегда остается за водителем.