31.07.2016
На сегодняшний день в сложившейся экономической обстановке «продажа бизнеса» - одно из понятий, которое в бизнес-среде постоянно на слуху. Однако что оно означает? И каким критериям должно соответствовать предприятие, чтобы стать полноценным товаром?
Продажа бизнеса: определение, причины, этапы, оценка
Если предприниматель является полноправным обладателем собственного готового бизнеса, то он вправе осуществлять с ним определенные юридические сделки, например, продажу. Продажа предприятия – это сам процесс и юридическое оформление передачи на возмездной основе функций управления и контроля всем имущественным комплексом, предназначенным для осуществления предпринимательской деятельности. При этом готовый бизнес обязательно уже имеет собственную клиентскую базу, сложившийся имидж/репутацию и т.д.
Примеры бизнесов, выставленных на продажу, можно посмотреть на специализированных биржах, например, на http://business-asset.ru/ - одной из крупнейших платформ покупки и продажи бизнеса в России и за рубежом. Подобные ресурсы собирают на своих страницах большое количество предложений, так как позволяют наиболее эффективно и быстро решить вопрос продажи за счет удобной системы выхода на покупателя.
При этом поводы для продажи бизнеса самые разнообразные:
- личные причины (потеря интереса к бизнесу, семейные обстоятельства собственника и др.);
- разногласия между собственниками;
- нехватка оборотных и других финансовых средств для развития бизнеса;
- неэффективная работа предприятия и неспособность руководителя наладить систему;
- предбанкротное состояние;
- и т.д.
Решение о продаже своего бизнеса не является спонтанным, в большинстве случаев это продуманный шаг, за которым следует сложный многоэтапный процесс: предпродажная подготовка предприятия, создание и размещение объявления на специализированных платформах, общение с покупателями и консультации со специалистами, оформление сделки, передача дел новому владельцу.
Однако мало только решить, что бизнес будет продан. Необходимо также разобраться с другим интересным моментом: готов ли бизнес к продаже. Ведь зачастую просто одномоментно предложить покупателю предприятие не получится, в связи с чем довольно очевидной становится необходимость предпродажной подготовки. Состоит последняя, как правило, из двух частей:
Как правило, предпродажная подготовка бизнеса может потребовать дополнительных вложений, однако все это позволит в разы увеличить стоимость и ценность самого предприятия.
В предпродажную подготовку также можно включить определение стоимости предприятия. Для этого можно нанять оценщика либо воспользоваться бесплатным калькулятором от уже упомянутого Business & Asset Exchange (выводит стоимость определенного предприятия на основе актуальных аналогичных предложений на рынке). Однако независимо от способа определения цены при ее формировании важно понимать: разумное и реалистичное отражение стоимости бизнеса – залог последующей успешной сделки.
В целом процесс продажи бизнеса хоть и трудоемкий, но несложный, при условии, что будет проводиться с умом. Однако для устранения возможных рисков лучше всего на всех этапах организации и оформления продажи заручиться помощью профессионалов.