Постоянство цвета или сила серого?
Недавно я наткнулся на одну потрясающую статью. Дэн Дос Сантос прислал её мне, и я решил написать небольшую статью об этом. Здесь изображена тарелка с клубникой (продолжайте читать, клубника это только начало).
Контраст картинки был снижен, а тени были сдвинуты в сторону зелёного цвета. Клубника выглядит, так как вы и ожидали, красной. Но когда рассмотрите картинку ближе, на пару с пипеткой в Photoshop, то увидите, что красного цвета в ней нет. Это кажется невероятным. На самом деле всё изображение, это лишь набор зелёных оттенков разной степени насыщенности. Из названия статьи, можно сделать вывод, что мы видим красную клубнику из-за «постоянства цвета». Статья цитирует Бевела Конвея (Bevel Conway) – эксперта по визуальному восприятию из Национального Института Глаза (National Eye Institute): «Конвей говорит, что эта иллюзия возникает из-за того, что мы распознаём объекты на фото как клубнику, которая имеет у нас сильную ассоциацию с красным цветом, поэтому наш мозг уже настроился видеть пигменты именно красного цвета».
Я думаю, что постоянство цвета вполне обоснованно, и оно добавляется к нашему восприятию этого изображения, но я не считаю, что это полностью объясняет происходящее. Я верю, что это совсем другой феномен. Это происходит, когда серый цвет расположен рядом с цветом с более высокой насыщенностью со схожим оттенком и тоном, тогда серый начинает выглядеть как комплементарный[1] этому цвету.
Причина, по которой клубника выглядит красной, состоит в том, что клубника это лишь менее насыщенный зелёный по отношению к сильно насыщенному зелёному, поэтому клубника становится комплементарной к зелёному, то есть красной. Давайте поближе взглянем на изображение и на его палитру.
Я уменьшил количество цветов изображения до 256, чтобы упростить цвета и получить более чистые цветовые образцы. Теперь изображение выглядит так:
[1] П.п: то есть выглядеть как цвет стоящий на противоположной стороне цветового круга: жёлтому противостоит фиолетовый, красному- зелёный, синему – оранжевый и т.д.
А вот как выглядит палитра этого изображения (внизу). Она отсортирована по оттенку. Верхние строки чуть холоднее и цвета становятся теплее, приближаясь к нижним строкам. Взгляните как серый вибрирует в цветовой температуре в зависимости от того насколько он насыщен.
*Если вы перенесёте эту палитру в Photoshop, то в ней есть парочка лишних пикселей.
Вот обрезанный участок изображения с цветовыми образцами. Обратите внимание на то, что «красный» цвет всё равно воспринимается, несмотря на то, что вы уже не видите клубнику.
Образцы вверху изображения связаны с пикселями, откуда они брались. Посмотрите на то, насколько выше насыщенность синих или зелёных цветов. Цвет начинает краснеть, сразу как только немного меняется оттенок (синий/зелёный), но насыщенность сильно снижается и серый начинает выглядеть всё более красным. Самый «красный» цвет, это 4-ый слева, который на самом деле является менее насыщенными цветом из всех, его насыщенность всего лишь 13%.
Если же мы сдвинем цвета в жёлтый/зелёный, то клубника начинает выглядеть пурпурной/фиолетовой:
Вот 256-ти цветовая палитра верхнего изображения.
Это также соответствует традиционному цветовому кругу, на котором комплементарные цвета расположены напротив друг друга.
А вот как выглядит клубника, если сдвинуть изображение к синему цвету. Она теперь однозначно оранжевая. Если постоянство цвета, было тем эффектом, что отвечает за наше восприятие цвета, то мы всё равно бы видели красную клубнику, потому что наш мозг знает что клубника красная. Но на самом деле она выглядит оранжевой, то есть комплементарной к синему.
Я писал об этом в своей прошлой статье, как можно проследить это явление на примере некоторых картин:
Встречайте серый цвет
Жду не дождусь услышать ваши мнения на этот счёт. Спасибо!