Хронометраж: как его считать? Часть 2

От хронометража зависит финансовая составляющая анимационного проекта. Как заранее понять, каким ролик будет по хронометражу? Научиться определять длительность ролика еще на стадии его задумки будет проще тем, кто умеет монтировать. Или тем, кто хотя бы знает основы монтажа.

Начнем с того, зачем вообще надо уметь считать хронометраж? Как говорила моя учительница математики, чтобы на рынке вас не обманули. Например, вы договариваетесь о сделке с заказчиком на продакшн 30-секундного ролика, подписываете договор и все такое. Он присылает вам свой сценарий, а там действия на 20 сек больше, чем вы договаривались, но уже поздняк метаться. Или он вам выкладывает свою идею, которая никак не умещается в 30 сек.

49.png

Поэтому перед тем, как договариваться о цене и сроках, нужно посчитать хронометраж потенциального заказа, чтобы понять трудозатраты.


Как я писала в предыдущей части (“Не думай о секундах свысока”), хронометраж измеряется по звуковой дорожке, т.е. по дикторскому тексту. Бывает, но редко, начитка уже готова и по ней можно ориентироваться. Но чаще присылают только дикторский текст.
Я рекомендую проверять его длительность в программе Хрономер - http://hronomer.ru/.
Примечание: числительные желательно прописывать словами, так как хрономер определяет 10 000 не как десять тысяч, а как один ноль ноль ноль ноль. Соответственно, хронометраж будет не точный. В этой программе есть два значения - минимальный хронометраж и оптимальный хронометраж. Я рекомендую ориентироваться на оптимальный хронометраж, потому что вы не можете отвечать за диктора, который будет читать ваш текст. Оптимальный хронометраж подразумевает средний темп.


Если ваш ролик на английском языке, то советую воспользоваться этим хрономером - https://www.audio-reclama.ru/chronomer-stranitceme...
Примечание: в английском произношении артикли и короткие слова проглатываются или читаются слитно, но не все хрономеры это учитывают.
Вообще при работе с разными переводами одного ролика нужно быть внимательным. Потому что хронометраж каждой фразы будет так или иначе отличаться. Как-то я писала на русском ролик для итальянских заказчиков. Режиссерский сценарий я расписала на минуту при русском дикторском тексте. Когда ролик перевели, в аудиодорожке оказалось 30 лишних секунд, которые надо было куда-то впихнуть. Потому что итальянские выражения длиннее русских. Из-за этого проект затянулся на несколько месяцев.

43.png


Если ролик без дикторского текста, то тут советую начать с конца, т.е. сразу рисовать раскадровку. На листочке. Ручкой. Можно карандашом. Рисуем для себя, поэтому стараться необязательно. И каждому кадру назначаем хронометраж, можно сказать, вручную.
Тут много нюансов, которые надо учитывать. Но с опытом все проходит легко и на автомате. Разберем же некоторые из них.


Минимальная длительность кадра. Часто я получаю режиссерские сценарии, где хронометраж кадра автор ставит 1 сек. Это распространенная ошибка новичков. Сосчитайте 1 секунду вслух. Много ли за нее можно увидеть? Вжух! И все. Вот именно. Так вот, вспоминая матчасть, 3 секунды - это минимальный хронометраж статичного кадра при нединамичном монтаже. 2 секунды - это минимальный статичный кадр при динамичном монтаже.


Текстовые блоки. Закон анимации гласит, что кадр с текстом должен длиться столько, чтобы можно было успеть прочесть текст три раза.


Концентрация действий в кадре. Если у вас посреди кадра стоит персонаж и просто смотрит в камеру, то это статичный кадр. Это не может длиться 8 секунд, иначе зритель заснет.

4.png

Но если ваш персонаж снимает шляпу и достает из нее кролика, а кролик вам подмигивает, или показывает дулю, то такой кадр не может длиться 3 секунды. Улавливаете нить? Больше действия - длиннее кадр, меньше действия - короче кадр. Сомневаетесь - поищите референс, посмотрите, сколько там секунд уходит на ту или иную сцену.


Логика. На парах сценарного мастерства все начинают с немых этюдов. Чтобы без диалогов рассказать историю. Если мы хотим что-то донести, нам надо учиться это показывать. Например, у вас ТЗ написать сценарий без звука про девочку-сиротку, которая мечтает о кукле. Недостаточно показать просто девочку с облаком над головой, в котором кукла. Потому что у зрителя возникнет вопрос: “А почему же она не попросит куклу у родителей?” Ах да! У нее же их нет. Поэтому надо показать еще и детский дом. И только тогда зритель поймет, кто перед ним - сирота.


Монтажные фразы. Кадры, составляющие смысловую цепочку, связанные одним действием или мыслью. Например:

Общий план. Кухня. День. В кухню входит девочка 14 лет - Маша.

IMG_20180921_121205.jpg

Смена кадра. Средний план. Маша садится за стол, на котором стоит тарелка супа, лежат ложка и ломтик хлеба.

IMG_20180921_121131.jpg

Смена кадра. Крупный план. Машина рука берет ложку со стола.

IMG_20180921_121104.jpg

Смена кадра. Крупный план тарелки супа. Вид сверху. Машина рука зачерпывает ложкой суп.

IMG_20180921_121037.jpg

Смена кадра. Средний план. Маша за столом пробует суп и, с удовольствием закрывая глаза, улыбается.

IMG_20180921_121006.jpg

Вот монтажная фраза. Если у вас мало хронометража, эту сцену можно показать одним кадром, как Маша уже сидит за столом и пробует суп. Если вам наоборот нужно растянуть время, можно показать эту сцену с помощью монтажной фразы.


В каких ситуациях надо считать хронометраж ролика без дикторского текста?
  • Если есть только замысел.
  • Если уже есть сценарий от клиента. Надо все равно пересчитать, потому что дилетантов - пруд пруди.
  • Если есть временное ограничение и надо в него уложиться. Это касается контента соцсетей, где основное требование, чтобы видео было понятным без звука.
В случае, если вам дали уже чей-то готовый режиссерский сценарий с дикторским текстом, нужно посчитать не только аудиочасть, но и проверить хронометраж каждого кадра. Профессиональных сценаристов с фонарями ищут, а каждый второй маркетолог думает, что может написать сценарий сам. Поэтому большинство сценариев, что приходят от клиентов, для работы над роликом просто не годятся. Как раз из-за ошибок в хронометраже и действии.

Проверяйте ваши сценарии в первую очередь на правильность хронометража. Так вы исключите множество правок на следующих этапах создания ролика.

Удачи на творческом пути!
769 0 850 7
1
2018-09-21
Ждал вашего поста, как всегда замечательно!
RENDER.RU