Хронометраж: не думай о секундах свысока. Часть 1

В хронометраж ролика заложено очень много всего. Это не только измерение времени - хроно-метраж. Это измерение денег, работы, внимания, кадра и действия. А к этому понятию при всей его важности несправедливо пренебрежительное отношение не только у заказчиков, но и у руководителей студий. Мне очень много хочется сказать по этому поводу, поэтому я решила поделить материал на несколько частей.

В анимационном ролике хронометраж считается по звуковой дорожке. Ролик не может быть короче аудио. Даже если звук у вас не готов, сначала пишется дикторский текст, измеряется в хрономере и только тогда прописывается видеоряд.


Итак, почему важно соблюдать заявленный хронометраж?
Разберем на примере. Представьте, что у вас заказали минутный анимационный ролик. Вы режиссер, у вас есть команда: сценарист, дизайнер, аниматор и т.д. Вы отправляете на утверждение сценарий, где секунда к секунде прописан минутный ролик. И вот вам приходят правки. Ну например, заказчик хочет добавить еще одно предложение в дикторский текст. Или даже не одно. Значит, хронометраж ролика увеличивается.
И дальше, как домино, пошла цепная реакция.
Во-первых, потому что у вас был договор на минуту, а у вас уже выходит 1 мин 15 сек. Какбэ еще четверть ролика добавилась. У меня был случай, после которого я, не ленясь, все изменения в тексте пересчитываю в хрономере. Одно предложение на секунду увеличилось, другое. Там чуть-чуть, там чуть-чуть. Ну ерунда же. А потом оказалось, что ролик по хронометражу вырос вдвое. И так как я не обратила на это внимание вовремя и принимала это все за пустяки, студия понесла убыток, а люди сделали в 2 раза больше работы за небольшие деньги. И вот второй пункт...


Время на работу вашей команды увеличивается. Увеличивается у сценариста, потому что помимо исправления сценария, надо добавившийся дикторский текст перекрыть картинкой. И вот он придумывает еще кадры. И вы снова утверждаете. Прошло уже два дня, как вы могли рисовать кадры, но вы согласовываете режиссерский сценарий. Допустим, все прошло идеально и заказчик сразу утвердил изменения в режиссерке. Художнику надо рисовать на три кадра больше. Еще день его работы. А может, и два. Зависит от сложности сцены и стиля. Потом аниматору больше анимировать, дольше выводить.
Кстати, рендер тоже важно учитывать. Снова небольшое лирическое отступление. Готовили мы как-то видео-заставки для мероприятия, где вручали награды. На каждого номинанта было отдельное интро с его именем и фамилией. Ролики были одинаковы по анимации, различались только титрами. Заказчик говорит, мол, увеличьте хронометраж этих роликов с 15 сек до 1 мин 14 секунд. Ну пожалуйста, это ведь несложно. Просто растяните. А мероприятие вот-вот, все работают до упаду. Помню, как я долго выбивала допкост за это дело. А мне говорили: “Не, ну правда же, че тут делать-то? Просто увеличится хронометраж, ничего анимировать не надо”. Аниматор рендерил 40 видосов всю ночь и еще утром пошел на работу, не спамши.
Кстати, дикторы тоже назначают цену за работу, исходя из хронометража. Значит, придется и им доплачивать.


Как сценарист, я хочу заострить внимание на изменениях в режиссерском сценарии, которые влечет за собой отступление от хронометража. Любое вмешательство может привести к тому, что посыпется весь сценарий. Просто поменялась фраза, или там стало меньше слов, а тут больше, или вырезали целый кусок, или наоборот вставили, или поменяли местами.
Дело в том, что ваши кадры наполнены действием строго по хронометражу (если сценарий грамотный, конечно), а некоторые сцены связаны одной монтажной фразой. Но вот кто-то влез и полсценария теперь надо переписывать. Как слон в посудной лавке!
А если не переписывать, то динамика монтажа станет неровной, с провалами: весь ролик шел, как песенка, и тут “бац!” - все зависло на 9 секунд, диктор говорит, а в кадре ничего не происходит. Бывает, я объясняю заказчикам, что так нельзя, а мне отвечают: “Ой, ну пошевелите там на заднем плане облачка или шестереночки”. Но это не действие, это тупо анимация объекта. Провал в динамике не то что заметен, он кричит на весь ролик: “Смотрите, как тут об***ались!”

2.png
Продолжим. Вы сделали ролик на 15 секунд больше. И тут оказалось, что заказчик собирался его заливать в инстаграм. А там временное ограничение - 60 сек! Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Когда берете заказ на ролик, спрашивайте у клиента, что он с ним потом будет делать. Такие вопросы обязательно должны быть в брифе. У мобильных сторов ограничение - 30 сек, у инстаграма для ролика - 60 сек, для сторис - 15 сек. На телевидении рекламодатель оплачивает каждую секунду в эфире. Все это надо учитывать.
Я поэтому не люблю работать с рекламными агентствами, потому что часто попадаются менеджеры страшно деловые и страшно упрямые. Сначала требуют изменить дикторский текст, потом требуют, чтобы это все было не больше 30 секунд, при том, что в тексте уже сказано на 40. В итоге платят деньги за свою глупость. И вот главная истина…
Нельзя впихнуть невпихуемое. Золотые слова. Не знаю, кто сказал. Нельзя наговорить на 40 секунд дикторского текста, а ролик сделать 30-секундным. Это против природы времени. Вот поэтому мы считаем хронометраж по звуковой дорожке.


Как считать хронометраж? Как понять, сколько по хронометражу ролик, если дикторского текста нет? Как посчитать хронометраж, когда у вас есть только ТЗ? Об этом в продолжении.

529 0 850 4
1
2018-09-17
Прекрасный материал Алиса, как и все предыдущие. Небольшой комментарий по шапке статьи, туда лучше всего добавлять картинки в требуемом разрешении 1910х400, иначе будет как сейчас, изображение деформировано, все в артефактах сжатия, поменять это можно в редактировании.
RENDER.RU