Почему на порталах стоят 16 семплов?Дело в том ,что задача (изначально-для меня)ставилась максимально уменьшить время рендера и установить индивидуальные настройки в положение разумной достаточности (возможно на грани время-качество),поэтому на всю сцену наложен один материал для того чтобы определить слабые места в свете,рендере,семплах, и т.д. и т.п. И артифакт возникший лишь в определённых местах (на полу и на потолке его нет)заставил искать наиболее безболезненное решение .Можно конечно увеличить семплы но тогда увеличится время визуализации(в разы)а это не совсем то,что я добиваюсь (зачем например увеличивать качество того же потолка или пола если они и так выглядят сглаженными-не совсем продуктивно ).А вот разобраться в причинах(так сказать)"местного артифакта" это интересно.Но по крайней мере круг поиска скланяется в пользу первичного освещения(однако не буду торопиться- поиск продолжается).