Так вот кто все контролирует и понимает что должно получиться, а архитектор всего лишь инструмент, такой же как и любая компьютерная программа.
Исполнитель - одушевленный объект обладающий интеллектом и способный к творческой деятельности . Инструмент - объект неодушевленный, интеллектом не обладает, к творческой деятельности не способен.
Архитектор - исполнитель и никак инструментом быть не может. Он придумывает, он творит. Не заказчик. Заказчик только оценивает это творчество, зачастую чисто по финансовым соображениям (хватит у него денег воплотить в жизнь творчество архитектора или не хватит), и по большей части заказчик изначально вообще не понимает, что должно получиться в итоге, имея в голове только самые общие представления соотносящиеся с его вкусом (иногда очень плохим вкусом) и уже тем более не имея никакого представления как это воплотить в реальность.
Просто как пример из жизни - давно это было, обратился к нам (архитектурная мастерская где я работал одно время и которая помимо прочего сотрудничала с фабрикой по производству дорогих дубовых лестниц) один гражданин с задачей спроектировать ему лестницу на три этажа в его загородном коттедже который он построил (он обратился на эту фабрику, а те его послали к нам что бы мы сделали проект этой лестницы). Проекта у этого коттеджа никогда не было, гражданин этот строил его самолично командуя на стройке, строил его как он сам себе все это дело представлял. Типа сам себе художник. И вот большой трехэтажный каменный дом построен, осталось только лестницу сделать и вставить. Мы поехали в этот коттедж снимать размеры что бы спроектировать лестницу. И увидали такое.... Этот гражданин который сам себе художник, уж не знаю каким местом он вообще думал когда строил этот дом, оставил под эту лестницу на каждом этаже в монолитном бетонном перекрытии дырки размером 1 метр на 1 метр. Кто хоть немного понимает в архитектуре и строительстве сразу сообразит, что в такие маленькие дырки не вставить ничего кроме очень узкой винтовой лестницы по которой придется подниматься боком втянув живот (ну или вертикальную лестницу, типа обычной строительной стремянки которые у него там и стояли на тот момент). Он же хотел дорогую дубовую парадную лестницу.... В общем мы тогда просто уехали оставив этого гражданина в полной прострации от осознания того, что в его доме без серьезной глобальной переделки в том числе и несущих конструкций более менее нормально подняться с первого этажа на следующие не получится. Ну только что вместо лестницы в эти дырки вставить небольшой лифт, а лестницы вообще не делать. Это пример когда заказчик посчитал что все знает сам и сам же выступил в роли исполнителя проекта, при этом даже не зная, что планировку любого дома вообще то обычно начинают с лестницы, как практически единственного элемента во всем доме который требует совершенно конкретных и обязательных размеров выделенных под его установку в планировке.
Могу еще привести примеры, когда проектирование доверяли не архитекторам, а дизайнерам. Там тоже заказчики в итоге попадали на огромные деньги из за невозможности по факту сделать задумку дизайнера который придумать то придумал, но не подумал (из-за недостатка специальных знаний) о том, что в данном случае его хорошую задумку невозможно воплотить в жизнь чисто из-за конструкционных особенностей здания, ну не учили его строительным конструкциям и сопромату. В итоге заказчик заплатил бешенные деньги за очень дорогие элементы интерьера и в одном случае оказалось невозможным из-за веса повесить такой элемент на стену, а в другом просто тупо затащить в здание. В обоих случаях здания были серьезной исторической ценностью и заказчик не имел права вносить какие либо изменения в его конструкцию, ни укрепить стену что бы повесить тяжелый элемент интерьера, ни разобрать стены что бы затащить внутрь другой элемент. Не знаю чем там в итоге все кончилось, но дизайнер который все это придумал остался без денег за свою работу и дальнейших очень выгодных заказов.