Тон как инструмент работы с композицией

Тон в рисунке. Теория

Что такое тон?

Тон определяет, насколько предмет темный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.

image10.jpg

На эти головы наложили один и тот же цвет. Разницу в восприятии обеспечил тон (соотношение светлый/темный), а не цвета.

Как свет влияет на тон?

Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.

image15.jpg

Когда света слишком мало или много, можно получить недо или переэкспонированные кадры.

Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Черная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.

1.jpg

Девушки в белых платьях в темной комнате vs черный кот на свету

Как можно использовать тон?

Тон определяет то, насколько читается комозиция, отделяет объекты друг от друга, и вместе с освещением влияет на настроение работы. Чтобы обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать несколько тоновых схем. В них входит всего четыре тона:

  • серые и черные тона на белом;
  • черный, белый и темно-серый на светло-сером;
  • черный, белый и светло-серый на темно-сером;
  • серые и белые тона на черном.

image14.png

Основные тональные схемы из книги “Искусство иллюстрации”. Эндрю Лумис.

«Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина»
Эндрю Лумис

Стоит ли ограничивать количество тонов?

Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — черного и белого.

image25.png

Здесь группировка по тону основана на разграничении света и тени: теневая часть залита сплошным черным цветом, а свет остается белым. Автор Майк Миньола.

Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.

image8.png

Густав Доре

Как с помощью тона влиять на настроение работы?

Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это еще одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).

Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и темные акценты.

Пример из кино:

image13.jpg

Пример из живописи:

image18.jpg

Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в темном.

image9.jpg

Вернемся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны темно-серые и черные значения.

Высокий ключ:

image26.png

Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.

Низкий ключ:

image27.png

Как использовать тон, работая над цветной иллюстрацией?

Есть два основных варианта.

  • Начать рисовать с двух цветов — черного и белого.
  • Периодически переводить картинку в оттенки серого в процессе работы, чтобы проверить, все ли в порядке с тоном. Этот прием очень рекомендуют известные художники и преподаватели Сэм Нильсен (Sam Nielson), Сэмюэл Михлэп (Samual Michlap), Марко Буччи (Marco Bucci) и многие, многие другие (включая преподавателей Smirnov School).

Если стартуем с черного и белого

Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.

Помните: вы всегда можете отредактировать яркость тоновых значений, поменять тоновой ключ на более низкий или высокий и потом уже добавить цвет. Для этого воспользуйтесь панелью «уровни» или режимом коррекции «цветовой тон/насыщенность».

image2.jpg

Пример такого пайплайна от Сэмюэля Михлэпа. Он начал с зарисовки снизу слева, потом постепенно добавлял в работу тоновые соотношения и лишь потом перешел к цвету.

Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.

2.jpg
Наш стрим с Игорем

Сортировка по пятнам

Сразу разбейте вашу работу по пятнам. Для каждого плана задайте свой тон, как это делал Густав Доре. Помните про правило «светлое на темном, темное на светлом», самая важная часть вашей работы должна сильнее всего контрастировать с окружением: белое на черном привлекает внимание сильнее, чем светло-серое на темно-сером.

Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.

image4.png

Примеры черно-белых композиций от Tyler Edlin

Перевод в ч/б для самопроверки

Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в чб, чтобы проверить себя.

Как это сделать в Adobe Photoshop:

Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в чб, трижды нажав на кнопку Home.

Чтобы активировать возможность перехода в черно-белый режим, зайдите в Настройки - Основные - Универсальный доступ - Быстрые команды и поставьте галочку на пункте “Светофильтры” (для новых версий iOS). В более старых версиях системы путь может отличаться, но эту функцию всегда стоит искать именно в “Универсальном доступе”.

Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.

Проверка с помощью ч/б, экстремальный вариант

Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.

Можно попробовать выкрутить контраст на полную, чтобы довести оттенки до двух тонов — черного и белого. Тогда наверх выйдет базовая тоновая композиция, как в «стадиках» сверху. Для этого переведите изображение в оттенки серого, а потом с помощью “Levels” (Уровни) поменяйте детализацию так, чтобы тоновые соотношения сократились до двух-трех положений. Этим приемом пользуется Сэм Нильсен, когда проверяет работы учеников.

Возьмем для примера работу самого Сэма.

image11.jpg

Переводим ее в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.

image3.jpg

Упражнение по изучению тона

Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.

В рамках челленджа #100daychallenge Павел Латковски создает быстрые композиции с ограниченным тоновым диапазоном каждый день, в течение нескольких месяцев.

3.jpg

Работы Павла

Уже упомянутый Игорь Артеменко ака Haryarti старается делать такие «стадики» каждый день.

4.jpg

Работы Игоря.

Как приступить к задаче?

Не пользуйтесь мягкими кистями и смешиванием. Чтобы разбить работу на четкие плоские пятна, используйте лассо (иногда еще используют Pen Tool). У вас должны получиться жесткие, четкие и выразительные силуэты. Лассо или Pen Tool помогут вам легче контролировать края формы.

image22.jpg

Justin Pichetrungsi изучает тоновой контраст в сцене.

Каждую копию старайтесь выполнять быстро, не зацикливаясь на деталях. Сосредоточьтесь на изображении в целом. Если вам сложно сгруппировать работу по тону, попробуйте прищурить глаза и поискать большие тоновые группы, которые выделяются на фоне окружения.

image20.jpg

John Petersen выполняет аналогичное упражнение

Ежедневные «стадики» на тон очень рекомендуют выполнять Крейг Маллинз (один из пионеров CG и самых известных цифровых художников в мире), Нэйтан Фоукс (работал с Disney, Paramount Animation, Blizzard Entertainment, Riot Games и др) и многие другие.

«Вдумчивый анализ работ других авторов учит создавать собственные визуально интересные композиции»
Нэйтан Фоукс

Немного полезных материалов по теме

Марко Буччи о тоне (En)


ModernDayJames о тоне и ч/б «стадиках» (En)
Что такое тон, как научиться его понимать и искать ошибки в работах (En)
Наш стрим с Евгенией Кацубо из Larian Games о тоне в иллюстрации (Ru)
Полная лекция по тону от Екатерины Горелко: https://vk.com/wall-143107500_42524

О том, какие есть способы покрасить тоновой подмалевок, мы расскажем позже. Текст дополнен редакцией.

799 0 850 17
0
RENDER.RU