Я конечно извиняюсь, но если тебе не хоцца (или не можется) покупать ещё памяти, то выход один - упрощать или хотя бы правильно строить свои Майские проекты.
Присмотрись внимательно ко всем своим менее-более сложным объектам в сцене. Обрати внимание на их тесселляцию. Нужна ли им такая или нет? Если объекты на заднем плане - занизь её до приемлемого минимума, опять же проверь наличие отражений на поверхностях. Может где-то они не нужны?
Если не знаешь, что такое тесселляция, читай доку по Майе - там все написано. Или читай ФАК по оптимизации рендера.
Если Майя версии выше 2.5, то в меню Рендер можешь запустить Rendering Diagnostics. Почитай, что он тебе выдаст. Он выдает предупреждения для тех, кто не умеет планировать тесселляцию и многие прочие вещи - свет, карты, отражения и т.д.
Один мой знакомый (наш соТРУДник) недавно так завесил тачку с 512 метрами оперативки при помощи Макса, что та помирала просто. При ближайшем рассмотрении оказалось, что у него на всех объектах, где надо и где не надо, была задрана детализация до умопомрачения. В результате легких манипуляций через 10 минут проект считался раз в 8 быстрее. Главное, что он вообще СЧИТАЛСЯ, и в срок.
Роман.