Встречайте серый цвет
Цвет самая обворожительная и самая трудная часть в живописи. Он определяется тоном, насыщенностью и оттенком. Сегодня, я хочу обратить ваше внимание на насыщенность. Насыщенность - то насколько цвет ближе или дальше от серого цвета.
Перед тем как начнём, я хотел бы добавить дисклеймер. Рисование с натуры лучший способ понять цвет. Фотографии картин не то же самое, что смотреть на эти картины вживую, они способны передать лишь малую часть цвета и тона по сравнению с нашими глазами.
1. Мечтание на пороге дома
Разобравшись с этим небольшим отступлением, я хочу заметить, что мы всё же можем изучать цвет, используя компьютер и фотографии. Также, фотографирование картин для их последующего изучения, может помочь укрепить или дополнить наблюдения сделанные вами вживую. Я упоминаю об этом вместе с дисклеймером, потому что я собираюсь использовать фотографии картин Бугро, чтобы сделать некоторые наблюдения.
2. Брод
Я уже давно очарован картинами Вильяма Бугро. Есть и другие художники, чьими работами я восхищаюсь ещё сильнее за их художественность и тематику, но мне тяжело представить другого художника достигшего такого же уровня исполнения. Он мог рисовать с величайшей аккуратностью и обладал намётанным глазом на тон и красоту, но меня больше привлекает его способность рисовать кожу при помощи очень легких переходов в тоне и насыщенности.
Когда Бугро был на вершине своего мастерства, тело на его картинах выглядело так, словно под кожей течёт настоящая кровь - она выглядела живой. Вы также можете увидеть много разного цвета. Здесь нет «цвета кожи», а есть лишь множество легчайших сдвигов в тоне и насыщенности, которые складываясь вместе, создают впечатление кожи.
В попытке лучше понять цвет, я решил изучить фотографию одной из его картин. Я уже делал подобное несколько лет назад и писал об этом на своём сайте, но в этот раз я сделал более сжатый вариант и как мне кажется более полезный. Несмотря на множество ограничений, возможно, это поможет закрепить ваши имеющиеся знания или же натолкнёт вас на новые идеи.
Что мы здесь видим? Позвольте мне объяснить. Я взял образцы цвета с лица и волос. Каждый номер и кружок показывают, откуда я брал цвет. Слева в столбце «С» я заполнил квадраты образцами взятого цвета и проставил их номера. В столбце «В» показан каждый из этих цветов, но тонально приближенный к среднему тону. Столбец «А» показывает каждый цвет, как если бы его насыщенность была максимальной.
Столбец «А» для меня оказался настоящим открытием. Когда цвет показан в своей предельной насыщенности, то сразу становится заметным, насколько узким был диапазон использовавшихся оттенков. Взгляните на 8-ую строчку. Это цвет глазного белка! На самом деле это очень близкий к серому жёлтый, но это не было понятным до тех пор, пока не его насыщенность не была выставлена на максимум. Также ясно видна прогрессия с 5 по 19, от вершины лба до подбородка и верха шеи, взгляните на небольшие переходы от оранжевого к красному и обратно.
На картинке сверху, я расставил цвета в порядке от красного к жёлтому, чтобы яснее показать спектр использовавшихся цветов. Я также оставил номера принадлежащие образцам. Повторюсь, в столбце «С» у нас показан образец цвета взятого с картины, в столбце «В» образец приведённый к среднему значению тона и в столбце «А» образец приведённый к максимальной насыщенности. Теперь посмотрим на столбец «В». Взгляните на 3 верхние строки, в них красный цвет имеет почти одинаковый оттенок, но различается по насыщенности. Они выглядят скорее синими или фиолетовыми, теплее и холоднее благодаря разнице в уровне насыщенности (они не одного оттенка, но очень близки). Теперь взгляните на остальную часть столбца «В». Видите, как цвета меняются в зависимости от своей насыщенности? Это заметно гораздо лучше, чем в столбце «А». То разнообразие цвета, что вы можете получить, просто изменив немного насыщенность цвета поистине изумительно.
Цвет начинает вытворять интересные вещи, когда вы снижаете насыщенность. Вы можете достичь ощущения синего, зелёного и фиолетового цветов лишь снизив насыщенность красного, оранжевого и жёлтого. Это как если бы серый начал становится комплементарным[1] когда расположен рядом с цветом со схожим тоном. Серый прибавляет жизни вашим более насыщенным цветам, которой они будут лишены без него. Работая через насыщенность, вы можете создать видимость синих вен под кожей, пурпурный цвет кожи можно наблюдать вокруг глаз и на щеках и его более холодные оттенки вокруг рта и подбородка.
[1] П.п: То есть противоположным по цветовому кругу. Красный-зелёный, синий-оранжевый, фиолетовый-жёлтый и т.д.
Если вам интересно попробовать, то в следующий раз нарисуйте кожу в нейтральном сером цвете того же тона, к цвету с которым вы сейчас работаете и увидите что произойдет. Посмотрите, сможете ли вы создать ощущение цвета иного, чем тот, что вы выдавливаете из тюбика. Это не значит, что вы должны или не должны использовать весь спектр цветов, чтобы нарисовать кожу, но это стоящий метод и интересное упражнение, если вы ещё не пробовали его. Само собой после этого вы не станете рисовать, так же как и Бугро, но надеюсь, что это напомнит вам или поможет увидеть, насколько прекрасен серый цвет и как он может добавить жизни другим вашим цветам.
*Фотографии в этой статье взяты с Art Renewal и Truth in the Bright Light of Day
Ссылка на оригинал
*Доп. ссылки
Работы Бугро