Текстурирование: Composite

Урок простой. Для начинающих. Но когда-то я очень долго мучился, пока не разобрался. Надеюсь, он окажется полезным. Я расскажу, как накладывать на объект материал, состоящий из нескольких текстур с альфа-каналом (Composite).

Предположим, мне необходимо текстурировать оштукатуренную стену, у которой кое-где штукатурка отвалилась и видны кирпичи.
Внизу стена более тёмная. Через всю стену проходит трещина. Конечно, есть вариант свести все текстуры вместе в photoshope. Но если текстуру отколотой штукатурки нужно точно разместить под водосточной трубой и вбитой арматурой, а в общем случае очень точно разместить то, я считаю, проще всё это сделать прямо в 3DS MAX.

Предположим, мне нужна вот такая оштукатуренная стена.

Необходимо приготовить текстуры с альфа-каналом.

Используя Photoshop, делаю следующие текстуры:

  1. текстура штукатурки – без изменений;
  2. текстура штукатурки – с альфа-каналом для потемневшей нижней части стены;
  3. текстура кирпичной кладки – с альфа-каналом для места входа арматуры;
  4. текстура кирпичной кладки – с альфа-каналом для места входа трубы;
  5. текстура кирпичной кладки – с альфа-каналом для правого верхнего угла стены;
  6. текстура кирпичной кладки – с альфа-каналом в виде трещины.

В данном уроке я не буду рассказывать, как это сделать в Photoshope. Если для вас это затруднительно – почитайте уроки по Photoshop или используйте мои готовые файлы.

Загружаю сцену.

Выделяю стену. Открываю редактор материалов. Maps > DiffuseColor > Composite > Set Number = 6

У меня будет 6 подматериалов.

1) штукатурка;
2) потемневшая штукатурка;
3) кирпич в верхнем правом углу;
4) кирпич вокруг арматуры;
5) кирпич вокруг трубы;
6) трещина.

Присваиваю Map1 текстуру штукатурки. None > Bitmap > текстура штукатурки.

В свитке Coordinates устанавливаю Map Channel = 1.
Это делается для того, чтобы было возможно трансформировать каждую текстуру в отдельности. Для этого в дальнейшем воспользуемся модификаторами UVWMap.

Присваиваю Map2 текстуру потемневшей штукатурки. None > Bitmap > текстура потемневшей штукатурки.

В свитке Coordinates устанавливаю Map Channel = 2.

Указываю источник альфа-канала: Alpha Source > Image Alpha.

Выключаю Premultiplied Alpha.

В обратном случае при наложении текстуры будут перемножаться, и яркость будет увеличиваться.

Присваиваю Map3 текстуру ржавчины. None > Bitmap > текстура ржавчины.

В свитке Coordinates устанавливаю Map Channel = 3.

Выключаю Tile для того, чтобы текстура ржавчины была в единственном экземпляре.

Указываю источник альфа-канала: Alpha Source > Image Alpha.

Выключаю Premultiplied Alpha.

Присваиваю Map4 текстуру кирпичной кладки с альфа-каналом под арматуру. None > Bitmap > текстура кирпичной кладки с альфа-каналом под арматуру.

В свитке Coordinates устанавливаю Map Channel = 4.

Выключаю Tile.

Указываю источник альфа-канала: Alpha Source > Image Alpha.

Выключаю Premultiplied Alpha.

Присваиваю Map5 текстуру кирпичной кладки с альфа-каналом под трубу. None > Bitmap > текстура кирпичной кладки с альфа-каналом под трубу.

В свитке Coordinates устанавливаю Map Channel = 5.

Выключаю Tile.

Указываю источник альфа-канала: Alpha Source > Image Alpha.

Выключаю Premultiplied Alpha.

Присваиваю Map6 текстуру кирпичной кладки с альфа-каналом трещины. None > Bitmap > текстура кирпичной кладки с альфа-каналом трешины.

В свитке Coordinates устанавливаю Map Channel = 6.

Выключаю Tile.

Указываю источник альфа-канала: Alpha Source > Image Alpha.

Выключаю Premultiplied Alpha.

Присваиваю готовый материал объекту.

Если какая-то из текстур слишком выделяется или наоборот не заметна на фоне другой, можно воспользоваться свитком Output.

Выделяю текстуру в нужном канале. Вхожу в её свиток Output.

Меняю параметры Output Amount и RGB Level.

С помощью них можно менять контрастность, яркость и прозрачность текстуры.

Обычно этого вполне достаточно для хорошего результата. На этом работа с редактором материалов окончена.

На объект стены надеваю 6 модификаторов UVWMap. Один поверх другого.

Переименовываю, чтобы не перепутать впоследствии.

В первом модификаторе указываю MapChannel = 1.

Во втором – MapChannel = 2 и т.д.

Подгоняю пропорции Gizmo первого модификатора под пропорции текстуры штукатурки.

Повторяю то же самое для всех модификаторов. (Не забудьте – для каждого Gizmo текстура своя).

Размещаю Gizmo модификаторов по объекту (перемещаю, вращаю, масштабирую если нужно).

Вот и готово.

Посмотрите финальный MAX-файл.

Конечно, здесь ещё многого не хватает – ржавых потёков под трубой, возможно граффити, потемнения сверху стены, мелких трещин.
Но это уже на ваше усмотрение. А способ всё тот же. Добавляйте новые подматериалы в основной материал и т.д.

Жду отзывов. Всего хорошего.

___

Файлы урока:

Сцены >>
Текстуры >>

386 0 850 49
37
2006-07-19
Спасибо за урок, как раз искал уроки по такому типу текстурированию, и вот те на! Как мысли прочитали!!!
2006-07-20
(Конечно, есть вариант свести все текстуры вместе в photoshope. Но если текстуру отколотой штукатурки нужно точно разместить под водосточной трубой и вбитой арматурой, а в общем случае очень точно разместить то, я считаю, проще всё это сделать прямо в 3DS MAX.) несогласен, используя Photoshop можно добиться очень даже хороших результатов при этом используя всего одну текстурную карту просто нужно немножко постораться, используй рендер текстуры пимпочка (0) для правильного наложения текстуры, а если ипользовать карту bump то это будет смотреться по интересней,
2006-07-20
(Конечно, есть вариант свести все текстуры вместе в photoshope. Но если текстуру отколотой штукатурки нужно точно разместить под водосточной трубой и вбитой арматурой, а в общем случае очень точно разместить то, я считаю, проще всё это сделать прямо в 3DS MAX.) несогласен, используя Photoshop можно добиться очень даже хороших результатов при этом используя всего одну текстурную карту просто нужно немножко постораться, используй рендер текстуры пимпочка (0) для правильного наложения текстуры, а если ипользовать карту bump то это будет смотреться по интересней,
2006-07-20
И правда, способ дурацкий, по-моему. Главное - это Фотошоп. В вашем же способе это всё долго очень делать. А ведь стена не одна будет...а если город? А вот в Фотошопе да с нормал бампом...эх! Красота получится! И быстро.
2006-07-20
Способ и вправду бестолковый, если нужно точно или очень точно расположить текстуру, то почему бы не воспользоваться UVW mapping'ом или на худой конец сделать unwrap? В конце концов можно и в фотошопе попыхтеть и подогнать все-таки текстурку. А без фотошопа ни куда, он основа основ текстурирования.... ....А вообще, мне что-то последние уроки совсем не нравяться, Уж больно сильно стали заботяться о начинающих... все разжуют и в рот покладут.. Весь этот материал можно найти на страницах книг многих отечественных авторов... ....Сейчас, когда покупаешь книгу, можно смело вырывать из нее первую половину страниц с так называемыми теоретическими сведениями, у меня на полке лежат 6 книг на половину с одинаковым содержанием, а все остальное- это как сделать из чайника кострюлю...очень занимательно.. а дальше больше, научат делать деревья, да такие, что из npass в галерее никогда не выдешь... вообщем чудно.. Короче, а то я тут от темы немного отошел, для меня уроки в инете основа обучения, конечно, теорию нужно знать, без нее, как в математике никуда, но ее можно узнать и по учебникам, которых сейчас уйма, для так называемого широкого круга пользователелей, а учебники надоест читать максимум через полгода, и что дальше? Что дальше делать?, теперь я как бы профи, весь учебник вызубрил, можно и на рендер.ру за авардом подаваться... а тут бац. npass- че за ----- ? забрел в галерею авард, а там... и как, как можно этому научится на кастрюлях.. как?......
2006-07-20
Да это не урок про то как текстурировать стену. А про то, как пользоваться картой Composite. Если sprite уже прочёл столько книг, то ему этот урок ни к чему. В самом начале урока написано:"Урок простой. Для начинающих..."(Внимательно надо читать!) А вот для Black Snow урок оказался полезен. И я уверен, что не только ему одному. С чего вы взяли, что уроки нужно писать для профессионалов. Посмотрите большинство "официальных" уроков. Там что? Не те же "теоретические сведения"? В том то и суть уроков - дать эти сведения, чтобы у человека была свобода выбора различных способов работы. Если ты знаешь все "теоретические сведения" - зачем учебник. Придумываешь сценарий и вперёд. Если бы кто-то указал на неточности в уроке или ошибки. А то сплошная болтовня. Вас послушать, так Автодеску надо немедленно карту composite из программы удалить, как ненужную и даже вредную.
2006-07-20
polyuser, урок написан грамотно... ошибок технических вроде нет.. Но есть одна, и на мой взгляд ключевая, ошибка подачи, ведь это как вы сказали урок для самых-самых новечков, а они быстро схватывают, я вот о чем собственно, теперь многие подумают, что можно фотошоп особо не изучать, ведь у нас есть старина Макс! И галерею начнут штурмовать работы, в которых стены, тратуары, дороги сделаны с помощю вот такого вот фокуса.. Вам, polyuser, следовало написать урок о тектурировании многогранного объекта, например машины, пачки сигарет, коробки конфет, в конце концов кострюли той же самой.
2006-07-21
ДА, огромное спасибо. С текстурами всегда приходится попотеть, так что урок очень необходим.
2006-07-21
в фотошопе понятно лучше и быстрее но этот метод хорошо применять когда одна из текстур должна быть анимирована
2006-07-21
Да урок хорош, спасибо
2006-07-21
А мне понравилось. Duda прав, при анимации это поможет. Но урок полезный. В следующий раз не будем копаться. Раз-два и готово. Спасибо за урок.
2006-07-22
В фотошопе проще и рациональнее в большинстве случаев. Но как описание способа - очень даже неплохо.
2006-07-25
привет всем,я и есть начинающий.Много слышал про альфаканалы и давно хотел понять как с ними текстурировать.вот вроде урок нужный нашёл,тот что надо,спасибо автору,а про альфаканал так и не понял. Что это такое и где их взять(ни слова к сожалению).
2006-07-28
Ну что могу сказать, я сам конечно пользую такой способ, но спешу согласиться с юра радионов, Moon Man и sprite сейчас существует столько способов облегчить такой труд, что даже "пальцев 15-ти человек" 8) не хватит, normal map это конечно прикольно но нужно готовить геометрию или как то по другому её рисовать, а вот карту рельефности или смещения создать прорще, просто преобразовав изображение в чёрно белую картинку и инвертировав при надобности - использовать в качестве карты bump или displacement, кому как удобнее.
2006-07-29
Древняя фича. Пожалуй для начинающих сойдет. Но кто хочет продвинуться в текстуринге, осваивайте Photoshop. Собственными ручками вы можете добиться большего.
2006-08-02
Да, без Photoshop никуда.
2006-08-15
а ведь действительно... проще сделать UVW развертку. И Альфы не понадобятся, и быстрее все будет, и качественнее.
2006-09-11
Учите Фотошоп!
2006-09-12
Ещё один хелп. Учите английский, господа.
2006-09-12
Зря вы насчёт хелпа. Нужная информация лишней не бывает.
2006-10-25
Это в каждой книжке написано.
2006-10-30
Умному человеку информация не повредит, а лишний раз напомнит о других методах достижения той или иной цели. Как часто мы об этом забываем, по привычке пользуемся одним и тем же методом - привычным и не всегда уместным. А говорить авторам, пишущим для нас уроки, что все написанное не нужное старье - признак плохого воспитания! Они делают свое доброе дело - спасибо им за это! И удачи!
2006-11-27
Полуюзер сделал очень хорошее дело - написал (перевел) урок, который принес много полезного минимум 50% посетителей сайта. Не нужно здесь говорить о фотошоп и анварп, здесь изначально речь идет о композит. Все разговоры что можно сделать так, а можно сделать так, были бы уместны если бы урок назывался "текстурирование стены". Писать супер сложные уроки конечно престижно, но они будут до конца понятны и найдут свое применение на практике не более чем 5% их просмотревших. Удачи.
2006-12-11
Превосходный урок!!! Как начинающий скажу огромное спасибо! Наконец то разобрался с UVW mapping`ом (более менее :) Касательно разговоров про количество уроков по UVW map - везде пишут по разному и подача материала не всегда понятна, а здесь все отлично разжевано с повторениями. 2 poluuser Про неточности - несоответсивие "текстура ржавчины" для map3 в уроке - соответствует файлу "kirpichArmatura" - надеюсь кто-нибудь внесет изменения. Касательно откликов "слишком много уроков для начинающих" может господа профессионалы вспомнят что тоже когда-то примитивы двигали. Еще раз спасибо за урок.
2007-02-12
Хе- урок хорош на самом деле- есть такие весчи которые можно сделать композитом а в фотошопе даж и не знаю как(опыт фотошопа у меня большой достатасна:) воть например-- плоскость ,на нее кладется текстура камушков, а поверх- композитом, текстура воды получаются камни под водой)) причем тени и бники на заБампеных камушках присутствуют(тоесть камни кажутся реально выпуклыми), а поверхность воды при этом остается ровной и преломляет изображение камней, короче эффект инттересный))) ктото скажет- - "так можно взять отдельно плоскость с камнями и плоскость с водой и добится тогоже эффекта"--- можно то оно можно, но ето простой частный случай, а случаи в жизни бывают разные - порой для создания эффекта материала Композит нужно создать кучу ненужных объектов а зачем загромождать сцену?
2007-07-03
Одним словом молодец. Делиться своим опытом с окружающими - большое дело. Ты не зря трудился. Урок не успел еще польностью прочитать. Но знаю что будет полезен. А любителям похаить работу других, предлагаю выставить свои уроки.
2009-07-13
спасибочки !!!))) наконецто разобрался с этим )))
2009-08-20
спосибо well done...хорошый лессон
2009-08-31
урок супер пригодился давно хотел зделать на кафеле капли воды=)
2010-04-29
Для таких как я, кто не очень шарит в текстурировании, очень классный урок!!! Просто и понятно!!! Огромное спасибо!!!
2010-05-01
Самый лучший урок по текстурированию для начинающих!
2011-07-14
Хороший урок -- мне понравилось. Не знаю как у других, но для меня актуальность высокая, так что 5/5.
2011-07-14
Хороший урок -- мне понравилось. Не знаю как у других, но для меня актуальность высокая, так что 5/5.
2011-09-20
Благодарю, за желание и умение поделиться своими знаниями с другими.Урок реально направлен на начинающих.Отличный урок.
2012-12-07
Спасибо мужик! Классный урок! Только я надеюсь всё таки делать подобные вещи полипэйном в блендере каком нибудь. Но тема оч. атуальная для меня!
2014-02-19
Спасибо большое,очень полезный урок!!!
2014-06-25
Раньше в photoshop по триста раз всё исправлял прежде чем в МАХ кинуть. Про composite даже и не подозревал.
RENDER.RU