Про перфекционизм.
— на этот счет у меня появилось определенное мнение, согласно которому, неидеальное — это то, что в силу своей "неидеальности", способно нас заинтересовать, заставить проявить любопытство, а дерьмовое, это то, что вообще не вызывает никакого интереса, что мы даже можем этого не заметить, приняв за естественный шум. Например, вот рисунок:
Но ведь этот рисунок намного более сложная композиция, да и выглядит он почти идеальным. Конечно, эта работа привлечет определенную долю внимания, но незначительную.
А вот это, например, вообще не привлекает внимания, это мозг воспринимает как шум:
Здесь несовершенно лицо, поэтому оно так сильно приковывает внимание. Тут отсутствуют брови и улыбке чего-то не хватает, вот только сложно сказать чего именно. В любом случае, речь идет о несовершенстве, которое Леонардо да Винчи мастерски упаковал к композицию.
А вот пример совершенной работы:
Разница между безупречностью и мастерством
Безупречности никогда не удастся добиться, в этом ее суть. Поэтому Фома Аквинский и включил безупречность в одно из своих доказательств бога, потому что безупречность непостижима, но к ней все стремится. Мастерство — это стремление к безупречности, бесконечное совершенствование своих результатов в погоне за недосягаемым совершенством.
Мастерство — это не безупречность, это стремление к безупречности.
Спортивные состязания увлекательно смотреть, потому что спортсмены ошибаются, оступаются, спотыкаются, проигрывают — но стремятся все это преодолеть. Переживания спортсменов — это метафора нашей личной жизненной борьбы, разрыва между нашими целями и реальными достижениями. Хорошо смотреть на безупречное выступление, но когда атлет борется, преодолевает препятствия — вот это поистине увлекательно.
Мне кажется, что похожую борьбу можно увидеть и в изобразительном искусстве. Самый простой пример, это спид-арт, где можно увидеть, как художник стремится к совершенству. В мире безупречных творений, именно несовершенство процесса может увлечь зрителей. Несовершенства делают нашу работу "человеческой" (в лучшем смысле этого слова) и потому — прекрасной.
Никогда не будет идеально, смирись с этим.
Когда я работаю, я всегда думаю, что то, что я сейчас делаю, это худшее из того, что я могу сделать, мне кажется, что раньше я делал куда более красивые вещи, а сейчас получается помойка. Но забавен тот факт, что со временем эта работа переходит в разряд тех работ, которые я буду иметь в виду, говоря о том, что раньше я выдавал шедевры, а сейчас делать что-то весь посредственное.
В своем стремлении к мастерству, мы должны научиться жить с несовершенствами, с этим разрывом между нашими целями и реальными достижениями.
Telegram-канал «Дизайнер».