Как писать сценарий к инфографике?

Если подытожить, все сказанное мною здесь ранее, а именно принципы написания сценария, работу с хронометражем и референсами, то кажется, инфографика как жанр - довольно муторный и сложный. Конечно, нам приходится описывать процессы на экране, с которыми мы не сталкиваемся в жизни, искать референсы, которые помогут другим хотя бы частично представить, что вы хотите донести, и разумеется качественный сценарий инфографики не обходится без раскадровки. Со мной могут многие не согласиться. Тогда я задам вопрос: есть на Земле хоть один человек, который вас на 100% понимает, который знает, что вы думаете, чувствуете, что испытываете? Даже самые близкие, к сожалению, на телепатию с вами не способны, не то что какие-то малознакомые люди, которые рисуют и анимируют ваш мультик. Поэтому то, что кажется для вас ясным, как 2Х2, для них может оказаться невнятным сомнительным чтивом.диктор.png

С другой стороны, написание сценария инфографики - это увлекательный процесс создания метафор, применения оригинальных анимационных приемов, если, конечно, вы не пойдете по пути наименьшего сопротивления, используя штампы и избитые техники, чем и я порой грешу (чего уж там).

Итак, что надо знать о работе с инфографикой:

Информативность. Сама этимология слова “инфографика” подсказывает нам, что это информация, изображенная в графике. Как правило, этот жанр используют, когда в тексте много цифр, данных, собранная статистика и так далее. То есть, это и итоговые отчеты предприятий, и описание порядка разных процедур, и процентные соотношения, видео-инструкции и презентации разного рода. Впрочем, инфографика обрела такую популярность, что шо с ней тока не делают. И так как видеоряд должен облегчать процесс понимания зрителем, то дикторский текст необходимо сделать максимально информативным. Все по существу: чего, кого, сколько вешать в граммах?

Приведите как можно больше данных, не лейте много воды. Помните, что хронометраж - это деньги. Вам надо понимать цели заказчиков. Когда речь идет о финансовом отчете перед инвесторами, погодите с лирикой - напишите деловой конкретный текст. Если это презентация для бизнес-выставки, опишите все преимущества того, что презентуете. Поверьте, люди, делающие деньги, умеют отделять зерна от плевел. Не говоря уж о том, что большинство текстов в интернете написаны словно одним весьма паршивым копирайтером. До того похожи стилем и хромающей пунктуацией. Мои тексты - не исключение))). Отредактируйте слова диктора как следует. Хорошая инфографика спасет даже самый скучный сухой официоз. Она украсит его и смягчит, сделает понятнее и занятнее.

Формулировки. Если вы каждый раз используете устоявшиеся точные названия объектов, другие исполнители в студии начинают говорить на вашем языке. А значит вам уже проще понять друг друга. У вас вырабатывается профессиональный сленг. Инфографика - это жанр, наполненный профессионализмами - словами, используемыми в работе: “текстовый блок”, “иконка”, “сноска”, “сегментированный график”, “растущий график”, “однотонный фон”, “условное изображение”, “плашка” и др. К тому же, это уточняющие слова. Бывает, клиент в своем “сценарии” перечисляет разные предметы, связь которых трудно установить, например, “шестеренка, молоток, сообщение”. Фиг поймешь, что это значит, пока не окажется, что это иконки в виде шестеренки, молотка и сообщения.

Перечисления. Раз мы уж заговорили об иконках, надо сказать, что они малость облегчают жизнь сценаристу. Это, знаете, бывает, мучаешься над сценой или в срок не укладываешься, а потом думаешь: “Эх, гори оно все синим пламенем! Бахну в этот кадр иконок и дело с концом”. Вот почему мы любим перечисления в дикторском тексте. Можно жахнуть иконок. Но перечисления тоже разными бывают. Например, заказчик целую минуту перечисляет преимущества своей компании. В сём есть тоже положительная сторона - хотя бы часть структуры ролика уже продумана и ты просто обыгрываешь каждое преимущество. Перечисления играют на руку сценаристу.

Дотошность в описании. В сценарии все буквально. Вы пишите то, что происходит на экране. И так, чтобы никто не смог неправильно трактовать описанное. Как выше было сказано, в инфографике мы видим самые неимоверные перевоплощения и метаморфозы, поэтому писать ее муторно. И даже самые простые, привычные нашему глазу, действия приходится объяснять по каждому движению.
Например: На экране появляются две иконки - человека в костюме и человека в каске. Под первой иконкой текстовый блок: “Административные вакансии”, под второй - “Технические вакансии”. В кадре появляется курсор. Он наводится сначала на иконку человека в костюме - она слегка увеличивается и снова становится прежнего размера. Потом курсор наводится на иконку человека в каске - она слегка увеличивается и снова становится прежнего размера. Иконки сворачиваются. На их месте появляется конверт и текстовый блок: “resume@irkutskoil.ru”.IMG_20180831_140419.jpgIMG_20180831_140407.jpg

Много текста, правда? А это 6 секунд действия. Хорошо бы еще прикрепить сюда референс, как должны появляться и сворачиваться иконки и конверт. Но я часто оставляю аниматору место для маневра.

Сопровождение референсами. Референс всегда дается в помощь тому, кто будет читать сценарий. Помощь клиенту - он же должен ваш сценарий утвердить, значит ему нужно четко понимать, что будет в ролике. Помощь дизайнеру, если вам нужно показать, как композиционно размещены объекты, чтобы они могли взаимодействовать именно так, как вы задумали. Помощь аниматору - некоторые художественные приемы трудно описать словами, проще показать.

Вдохновение референсами. Инфографика хороша тем, что можно сделать солянку из множества референсов. Таким образом можно получить насыщенный видеоряд. Но есть опасность. Можно легко попасть в ловушку собственного мозга и превратиться в сценариста-импотента, который без референсов сам уже не может. Наш мозг всегда выбирает простой путь. Так задумано эволюцией - экономия энергии. А придумывать - это для мозга труд. Когда мы пользуемся одним и тем же методом неоднократно, у нас вырастают новые нейронные связи - так формируется привычка, или как назвал это академик Павлов, динамический стереотип. Избавиться от привычки всегда сложно, потому что при разрыве нейронных сетей вырабатывается кортизол и мы испытываем стресс и даже страх. Это я вам рассказываю, что нейрофизиологически с вами происходит, если вы злоупотребляете референсами. В принципе, это касается всего в нашей жизни, и референсы тому не исключение. Вы просто спустя пару лет как-то поймаете себя на мысли, что вы сами не можете придумать ничего интересного. Поэтому будьте осторожны, не ешьте много сладкого))).

Суть и сущность. Как показать сложные процессы? Как показать то, что внешне непримечательно? Вы заметили, что изобразить ту или иную профессию так, как она есть, все сложнее? Мы все сидим за компьютерами. Сейчас инженер-конструктор за работой внешне уже не отличается от дизайнера-верстальщика или монтажера. Разница только на экране. Мне мой друг-аниматор советовал сопровождать каждую статью зарисовками моей работы. Все это закончилось, едва начавшись. Потому что с утра до вечера это одна и та же картина - я сижу за компом. Все. Так вот к чему это предисловие? Что вы хотите показать - суть. Через что вы это можете показать - через какую-то сущность. Соперничество двух конкурентов как дуэль, поединок, соревнование на беговой дорожке. Teamlead как капитан лётного экипажа. Поцелуй девушки как ложка варенья. Сон как падение в бездну. Это все метафоры.

Метафора - наш главный помощник в инфографике. Показываем сложные вещи знакомыми образами. Например, как показать, что мы можем работать в любом месте, но в одном файле, решать одну задачу, физически находясь друг от друга вдалеке. Поставим пляжный лежак, положим на него девушку в купальнике, рядом поставим офисный стул и посадим на него мужика в строгом костюме, около него мягкое кресло, на котором под пледом с котиком будет сидеть простывшая девушка, и с самого края на самолетном сидении будет парень в наушниках. Дадим парню в руки документы, он в них что-то напишет, передаст болеющей девушке, которая сидит на расстоянии вытянутой руки. Она что-то от себя дополнит и передаст офисному чуваку. Тот просмотрит и даст документы знойной девушке в купальнике. Таким образом мы покажем, что вы можете быть в отпуске, на работе, можете заболеть или быть в поездке, но вас коллеги один хрен достанут. А метафора какая!

Превращения. Ой, это вообще такая тонкая грань, что из чего и во имя чего превращать... И тут надо понимать несколько вещей: какие сроки, какая графика и какой вид анимации. Ну и бюджет. Короче говоря, если вам захотелось чтобы запорожец превратился в гоночный автомобиль, а ролик надо сделать за неделю и платят за него немного, то игра не стоит свеч (и будете вы прокляты аниматором, который это все будет делать). На эту тему надо много и долго говорить, дам лишь один важный совет: в любой непонятной ситуации советуйтесь с аниматором. Задумали что-то в кого-то превратить или наоборот (нужное подчеркнуть), лучше спросите мнение тех, кому потом это делать.

Вот такие нехитрые советы. Пишите сценарии, работайте над своим мастерством и удачи на творческом пути!

619 0 850 4
3
2018-12-10
Вы как всегда на высоте!
2018-12-11
Спасибо! Хорошая статья! Распечатаю, пожалуй, для заказчика :) Мне обычно просто говорят - надо сделать что-то красивое и динамичное, но никто не знает что конкретно.. И ещё, это надо сделать вчера :)
2018-12-12
Ждал ваш очередной материал! Замечательно!
RENDER.RU