Статья из журнала «Компью принт» Надеюсь влезет. Специально помещаю ее в Кореловском форуме, чтоб не нервировать поклонников Эдоуби, а то скоро при появлении моего ника многих Кондратий брать будет. Если вы заметите какие-нибудь неточности, обратитесь к разработчикам «FineReader» )
Дэн Маргулис — всемирно известный специалист по цветокоррекции, чей стаж в области допечатной подготовки составляет более 30 лет. Внештатный редактор журнала Electronic Publishing.
Версия отдела маркетинга
Говорят, во время разработки одного из обновлений Windows Билл Гейтс заявил: «Оно не появится, пока не исчезнет Lotus». Как потом оказалось, фирма Lotus, доминировавшая тогда на рынке электронных таблиц, развалилась и без помощи мистера Гейтса, и сейчас все мы пользуемся Microsoft Excel.
Девиз новой версии Photoshop можно сформулировать так «Если не заглохнет Quark, нашему апгрейду обеспечен провал». Там, безусловно, есть несколько новых полезных функций, но для многих пользователей, особенно таких крупных, как поставщики полиграфических услуг, их перевешивают некоторые принудительные изменения, мешающие производственному процессу. Серьезную деградацию претерпел формат TIFF, труднее стало пользоваться собственным форматом Photoshop, и даже простое открытие и закрытие серии файлов превратилось в громоздкую процедуру.
Некоторые из этих вредных изменений явно рассчитаны на приоритетную совместимость с другими продуктами компании Adobe. В целом возникает ощущение, что новая версия была разработана отделом маркетинга без особой заботы об удобстве пользователей.
Маркетинговое начало просматривается уже в самом названии: «Photoshop 7» — это явная натяжка по сравнению с предыдущими обновлениями. Конечно, в программе есть реальные улучшения, но их значительно меньше, чем в Photoshop 5 или 6. Самым важным достоинством для многих будет то, что программа работает в «родном» режиме Mac OS X (минимальная конфигурация требует Mac OS 9.1) и Windows XP.
Профессионалу нетрудно выложить за обновление основной графической программы 150 долл..- даже одна-единственная серьезная новая функция уже оправдывает подобные затраты. Однако проблема состоит в том, что уже давно не появлялось по-настоящему революционных новинок, полезных каждому пользователю. Это относится практически ко всем новым версиям графических программ. Предлагаемые функции, как правило, одних восхищают, а других оставляют равнодушными.
Самым разительным улучшением в Photoshop 7 является расширение функциональности кисти: можно сказать, что она отличается от прежних версий, как цифровая фотография от дагерротипа. Теперь можно легко создавать кисти самых причудливых форм и применять к ним самые разнообразные эффекты. Photoshop обрел многие возможности программы Painter и позволяет формировать эффекты вроде тех, что показан ниже и сделан известным компьютерным художником и выдающимся знатоком Photoshop Бертом Монроем.
Листья в нижней части следующей страницы созданы одним движением кисти, базирующейся на единой исходной форме. Различия в цвете, углах поворота и размерах листьев определяется заранее с помощью новых средств управления. Так что если вам часто приходится создавать спецэффекты, то эти кисти наряду с функцией Pattern Maker с лихвой оправдают стоимость обновления.
Photoshop 7 предлагает четыре или пять подобных новинок, совершенно неотразимых для определенного круга пользователей. Но это фактически укладывается в русло предыдущих промежуточных, половинчатых апгрей-дов Photoshop и никак не сопоставимо с обновлением уровня Photoshop 6, где появилось сразу 10 новых серьезных функций, или Photoshop 5, где их было целых 15.
Новые кисти, улучшенный фильтр Liquify и функция Pattern Maker жизненно необходимы далеко не каждому пользователю, а вот новая кисть Healing Brush и родственный ей инструмент Patch имеют более универсальное применение. Эти интеллектуальные инструменты позволяют убирать грязь, царапины и другие дефекты, анализируя структуру похожих областей, указываемых нами. Первый функционирует по принципу хорошо знакомого инструмента клонирования, но со своей задачей справляется лучше; второй позволяет «передвигать» на поврежденную область другой фрагмент.
Лично мне наиболее полезной из новых функций представляется Fife Browser. В самом деле,- достаточно указать папку — и Photoshop 7 снабдит каждое содержащееся в ней изображение миниатюрой. Это огромное удобство для пользователей цифровых камер, которым приходится различать файлы лишь по номерам. Миниатюра достаточно велика, чтобы определить, что представляет собой изображение, но слишком мала, чтобы оценить его качество.
Проблемы это. однако, не решает. Хотя File Browser сам по себе весьма соблазнителен, но его наличия недостаточно, чтобы убедить моих знакомых пользователей Nikon или Canon перейти на Photoshop 7, который в силу своих особенностей не позволяет открывать и закрывать файлы с этих камер нормальным образом.
Ложное предупреждение
За плечами команды разработчиков Photoshop долгая и славная история превращения простых представлений о цвете в такие вещи, с которыми не знаешь, что и делать. Но здесь они сотворили нечто небывалое по части бесполезности и неудобства, доставляемого максимальному количеству пользователей. Пострадали не только владельцы цифровых камер, но и все те, кто имеет дело с файлами, содержащими чужие профили, в особенности поставщики допечатных услуг.
Пользователей цифровых камер затрагивают в основном два изменения. Первое само по себе раздражает лишь отчасти, но, подобно бинарному нервно-паралитическому газу, в комбинации со вторым оно становится особенно губительным.
Файлы этих камер содержат одну особенность, которую прежние версии Photoshop игнорировали, a Photoshop 7 видит. В силу неких загадочных технических причин производителям камер было трудно, а возможно, и нецелесообразно помечать
файлы иначе, кроме как безликим, темным цветовым пространством sRGB, совершенно не отражающим возможности этих камер.
Если вы не поняли, о чем речь, ничего страшного. Можете также проигнорировать непростительную оплошность компании Adobe, не удосужившейся как следует проверить запрограммированные ею профили, которые должен распознавать Photoshop 7, и которые, как она теперь признает, оказались неверными. Если бы дело только этим и ограничивалось, то всякий раз при открытии таких файлов в своем собственном цветовом пространстве мы получали бы предупреждение о несоответствии профилей, пока не догадались бы отключить эту функцию — трюк не особенно желательный, но вполне допустимый.
Игнорирование встроенного профиля является нормальной практикой в тех случа- 4 ях, когда требуется просто проверить файл. Поставщики допечатных услуг, равно как и пользователи упомянутых камер, открывают в день сотни таких файлов.
Для пользователей Photoshop 6 или любой другой нормальной программы здесь нет никаких проблем. Однако создатели Photoshop 7, сколь бы нелепым это ни казалось, считают, что сам факт открытия файла уже влечет за собой изменения, даже если мы тут же закрываем его, ничего там не трогая.
Фотограф, открывающий по 100 изображений одновременно лишь затем, чтобы взглянуть, какие из них окажутся хорошими, а какие пойдут в корзину, не может закрыть их, не получив 100 подсказок сохранить файл. В препресс-бюро, где приходится открывать часто файлы клиента, например, чтобы проверить достаточное ли в них разрешение, вполне возможна ситуация, когда менее квалифицированные сотрудники будут поступать именно так, как подсказывает диалоговое окно: открывать файл, а затем сохранять «изменения». В результате файл будет иметь уже другую дату модификации — не ту, что была у клиента, и впоследствии будет невозможно разобраться, делали что-то с файлом или нет.
В связи с этим Adobe предлагает следующее:
1. Претензии по поводу некорректных профилей предъявляйте производителю камеры и клиенту. (Только непонятно, что отвечать, когда те спросят: «А почему не было проблем с Photoshop 6?»)
2. Создайте клавиатурную комбинацию, которая будет закрывать файл вопреки каким бы то ни было предупреждениям. (Ага, и пользователь наверняка поставит эту комбинацию рядом с той, что без предупреждения запускает процесс форматирования жесткого диска.)
3. Создайте операцию, которая будет пересохранять все файлы с новым профилем до их открытия. (Если вы особенно страдаете от всего этого безобразия, гораздо проще будет по-прежнему использовать Photoshop 6. Возможность открывать и сразу закрывать файлы — отнюдь не чрезмерное требование к программе.)
Если необходимость реагировать на подобные предупреждения вас не смущает, тогда вряд ли вас порадует то, что происходит при сохранении PSD-файлов (файлов в формате Photoshop). He доставит удовольствия и отсутствие предупреждения при сохранении TIFF-файла с каким-нибудь дефектом. То и другое — результат изменения диалогового окна установок Photoshop 6, которое показано в верхней части следующей страницы.
Предупреждение, похожее на шантаж
В 1994 году Photoshop 3 вызвал революцию в компьютерной графике, введя в обиход слои. Для тогдашних пользователей Photoshop 2 это обернулось проблемой, поскольку они не могли открывать файлы со слоями, если только пользователи Photoshop 3 не сохраняли их с добавлением композитной версии. Композит резко увеличивал размер файла, поэтому большинство пользователей, даже в эпоху расцвета Photoshop 3, предпочитали эту функцию отключать. А нынче, когда Photoshop 2 используется так же часто, как и логарифмическая линейка, ее отключают практически все, кто разбирается в программных установках.
К несчастью, это противоречит целям отдела маркетинга фирмы Adobe. Хотя некоторые конкурирующие программы, вроде Corel PhotoPaint, распознают слои Photoshop и не нуждаются в композите, Adobe InDesign и Illustrator без него обойтись не могут. Отсюда и перемены в поведении Photoshop. Теперь, попробовав отключить функцию добавления композитного слоя, мы получаем новое предупреждение с угрозой, что будущие версии Photoshop могут не прочесть наши файлы.
Ладно, у нас свободная страна: отдел маркетинга, коль ему так хочется, имеет право убеждать нас проявлять разумность. Но то, что происходит далее, вызывает справедливое возмущение.
Если в окне установок мы отключим этот параметр, а затем в ответ на еще одно предупреждение скажем, что хотя отделу маркетинга это и не по нраву, но мы все же собираемся поступить именно так — все равно не поможет. Всякий раз при сохранении нового файла со слоями нас будут предупреждать о необходимости сохранения композита и требовать все новых и новых подтверждений того, что мы не хотим этого. Раз по пятьдесят на дню! И избавиться от этого никак невозможно.
Сотрудники Adobe резонно замечают, что дисковое пространство нынче дешево, поэтому ненужное удвоение размера файла — не такая уж большая проблема. Допустим, что и так. Но многие из нас делают резервные копии и не желают, чтобы на это уходило вдвое больше времени и компакт-дисков.
Предупреждение, которого нет
Сколько потребуется программистов из Microsoft, чтобы сделать лампочку ярче? Нисколько — все они сделают стандартом темноту. Примерно то же произошло и с форматом TIFF, который Adobe, как наследник создавшей его компании Aldus, имеет право модифицировать. Однажды это уже было проделано, когда TIFF-файл обрел способность включать слои и быть сохраненным с компрессией JPEG или ZIP. Некоторые производители были очень довольны, но пользователи радовались гораздо меньше: TIFF является важнейшим производственным форматом и составной частью отлаженного производственного процесса. Большинству из нас абсолютно не интересны эксперименты по поводу того, как будут выводиться файлы, сжатые по-новому. Кроме того, мы не хотим засорять свои сети и архивы TIFF-файла-ми, втрое-вчетверо большими по размеру.
От тех, кто желал воспользоваться этой благодатью, Photoshop 6 резонно требовал указать (только один раз, между прочим), что делают они это сознательно. Нужно было включить показанный вверху параметр Advanced TIFF.
Подобных экспериментаторов нашлось немного, и нововведение завяло на корню, что и должно было случиться.
Полный провал идеи пришелся не по нраву отделу маркетинга — ведь если бы формат распространился, программам-конкурентам пришлось бы туго, поскольку ни одна из них не распознает новой экзотической компрессии, хотя многие «видят» TIFF со слоями. InDesign и Illustrator, естественно, распознают все.
В Photoshop 7 эти функции не только активны по умолчанию — их нельзя отключить, как бы вы ни стремились обойтись без них. Это вне-сег хаос в работу тех, кто не заметит маленького предупреждения в нижнем углу диалогового окна Save о том, что в TIFF-файле будет сохранен слой. К тому же многие не понимают, что если JPEG — это широко распространенный формат, являющийся индустриальным стандартом, то сфера применения TIFF JPEG ограничена только продуктами Adobe. Беспомощное предупреждение (которое, в отличие от предупреждения по поводу Photoshop-файлов, можно отключить) сообщает о том, что «JPEG-компрес-сия не поддерживается старыми программами, распознающими TIFF». Да, действительно, прежние продукты Adobe не читают JPEG TIFF. Но его не читает и ни одна новая программа других фирм — ни Quark 5, ни PhotoPaint 10, ни CorelDraw 10, ни Microsoft Publisher.
Как и Lotus в прежние годы, компания Quark не слишком нуждается в помощи со стороны других производителей, чтобы доставлять огорчения своим клиентам. И все же Adobe старается ей в этом помочь. QuarkXPress перестал поддерживать обтравочные пути в файлах Photoshop 6, a Photoshop 7 заставляет неофитов сохранять TIFF-файлы в виде, не доступном для Quark, зато доступном для InDesign.
Если предупреждение по поводу сохранения TIFF со слоями или с экзотическими типа-ми компрессии сформулировать точнее, оно должно бы выглядеть так «Вы включаете необычную и нетрадиционную функцию, которая работает в Photoshop, но не поддерживается другими ведущими приложениями и не проверялась на совместимость с ними. Поскольку мы не знаем наверняка, как она повлияет на последующие этапы вашей работы, то ничего не можем гарантировать. Подходите к использованию этого формата со всей ответственностью и осторожностью».
Не только я, но и другие известные мне эксперты рекомендовали сохранить структуру Photoshop 6, которая от тех, кто желает использовать эти возможности TIFF, требует включить соответствующий параметр в окне установок. Возражали мы и против бесконечных предупреждений, затрудняющих сохранение файлов в формате PSD. Но отдел маркетинга не обязан нас слушать. Он и не послушал.
Когда предупреждения гарантированы
Наверное, сегодня попадаются пользователи, у которых есть веские причины сохранять композиты вместе со сведенными PSD-файлами. Лично я таких не знаю, но, вероятно, они существуют. Еще кое-кто — мне они известны — готов обращаться к тем или иным дополнительным возможностям TIFF. Среди пользователей Photoshop обе эти группы составляют незначительное меньшинство.
И тем и другим следует позволить делать то, что они хотят. Хорошая программа без всяких проблем дает возможность работать по-разному. Если вам нужны эти интересные, но опасные параметры TIFF, она потребует от вас явным
образом задать соответствующие установки — и здесь нет ничего принудительного. Всем, кто не желает связываться с сомнительными функциями, такой подход дает гарантию, что у них не возникнет никаких неприятностей.
А теперь сравните подобное отношение к незначительному меньшинству с тем, как отдел маркетинга относится к подавляющему большинству, — и вы поймете, почему Photoshop 7 оставляет столь горький осадок С одной стороны, большинство страдает от бесконечных бесполезных предупреждений, не имея возможности избавиться от них с помощью самой обычной стандартной процедуры и не портить себе нервы. А, с другой — в действительно опасной ситуации не только отсутствуют сколь-нибудь серьезные предупреждения, но сам интерфейс провоцирует к непроизвольному использованию функций, которые вы никогда не стали бы применять преднамеренно.
В этом состоят вкратце главные достоинства и недостатки Photoshop 7. Относиться к ним можно по-разному, и каждому из нас придется самому решать, как поступить. Художник скорее всего примет новую версию программы со всеми ее изъянами. Индивидуалу-практику изменения, возможно, не будут причинять особых неудобств, и он сочтет целесообразным переход на новую версию. Ну а поставщику полиграфических услуг она создает слишком много проблем, чтобы принять решение, не взвесив тщательно все «за» и «против».
Лично меня проблема с TIFF затрагивает меньше, чем поставщика услуг, хотя я и сохранил случайно несколько файлов со свойствами, мне не нужными. Что до других нововведений — иметь их приятно, хотя пользоваться ими я буду лишь изредка. Вместе с тем за день я сохраняю по нескольку PSD-файлов со слоями и не испытываю ни малейшего желания, чтобы при этом мне всякий раз что-то навязывали.
Поэтому как ни прискорбно, но по завершении срока бета-тестирования я положу Photoshop 7 обратно в коробку и буду тешить себя надеждой, что ко времени появления восьмой версии Adobe вернется к своим прежним традициям, когда на первое место ставились интересы пользователя, а отдел маркетинга занимался своими прямыми обязанностями.
К такому выводу я пришел еще до того, как выяснил, что система управления цветом Photoshop 7 сделала мою камеру Nikon вещью практически бесполезной, и это стало последней каплей.
Но даже если бы это решение далось мне труднее, я все равно предпочел бы по-прежнему работать с Photoshop 6, поскольку, как вы уже, на-
верное, догадались, недолюбливаю обновления, преследующие чисто коммерческие цели. Ни один апгрейт не может содержать всех «примочек», которые нам хотелось бы иметь, — такова неизбежная и суровая правда жизни. И совсем иное дело — обновления монополистов, стремящихся подорвать политически некорректные с их точки зрения производственные процессы.
Мы можем лишь приветствовать появление кисти Healing, инструмента Patch, функции File Browser и особенно хорошую работу программистов, благодаря которой Photoshop использует возможности новых операционных систем.
Но хватит с нас и одной Microsoft...
Дэн Маргулис — всемирно известный специалист по цветокоррекции, чей стаж в области допечатной подготовки составляет более 30 лет. Внештатный редактор журнала Electronic Publishing.
Версия отдела маркетинга
Говорят, во время разработки одного из обновлений Windows Билл Гейтс заявил: «Оно не появится, пока не исчезнет Lotus». Как потом оказалось, фирма Lotus, доминировавшая тогда на рынке электронных таблиц, развалилась и без помощи мистера Гейтса, и сейчас все мы пользуемся Microsoft Excel.
Девиз новой версии Photoshop можно сформулировать так «Если не заглохнет Quark, нашему апгрейду обеспечен провал». Там, безусловно, есть несколько новых полезных функций, но для многих пользователей, особенно таких крупных, как поставщики полиграфических услуг, их перевешивают некоторые принудительные изменения, мешающие производственному процессу. Серьезную деградацию претерпел формат TIFF, труднее стало пользоваться собственным форматом Photoshop, и даже простое открытие и закрытие серии файлов превратилось в громоздкую процедуру.
Некоторые из этих вредных изменений явно рассчитаны на приоритетную совместимость с другими продуктами компании Adobe. В целом возникает ощущение, что новая версия была разработана отделом маркетинга без особой заботы об удобстве пользователей.
Маркетинговое начало просматривается уже в самом названии: «Photoshop 7» — это явная натяжка по сравнению с предыдущими обновлениями. Конечно, в программе есть реальные улучшения, но их значительно меньше, чем в Photoshop 5 или 6. Самым важным достоинством для многих будет то, что программа работает в «родном» режиме Mac OS X (минимальная конфигурация требует Mac OS 9.1) и Windows XP.
Профессионалу нетрудно выложить за обновление основной графической программы 150 долл..- даже одна-единственная серьезная новая функция уже оправдывает подобные затраты. Однако проблема состоит в том, что уже давно не появлялось по-настоящему революционных новинок, полезных каждому пользователю. Это относится практически ко всем новым версиям графических программ. Предлагаемые функции, как правило, одних восхищают, а других оставляют равнодушными.
Самым разительным улучшением в Photoshop 7 является расширение функциональности кисти: можно сказать, что она отличается от прежних версий, как цифровая фотография от дагерротипа. Теперь можно легко создавать кисти самых причудливых форм и применять к ним самые разнообразные эффекты. Photoshop обрел многие возможности программы Painter и позволяет формировать эффекты вроде тех, что показан ниже и сделан известным компьютерным художником и выдающимся знатоком Photoshop Бертом Монроем.
Листья в нижней части следующей страницы созданы одним движением кисти, базирующейся на единой исходной форме. Различия в цвете, углах поворота и размерах листьев определяется заранее с помощью новых средств управления. Так что если вам часто приходится создавать спецэффекты, то эти кисти наряду с функцией Pattern Maker с лихвой оправдают стоимость обновления.
Photoshop 7 предлагает четыре или пять подобных новинок, совершенно неотразимых для определенного круга пользователей. Но это фактически укладывается в русло предыдущих промежуточных, половинчатых апгрей-дов Photoshop и никак не сопоставимо с обновлением уровня Photoshop 6, где появилось сразу 10 новых серьезных функций, или Photoshop 5, где их было целых 15.
Новые кисти, улучшенный фильтр Liquify и функция Pattern Maker жизненно необходимы далеко не каждому пользователю, а вот новая кисть Healing Brush и родственный ей инструмент Patch имеют более универсальное применение. Эти интеллектуальные инструменты позволяют убирать грязь, царапины и другие дефекты, анализируя структуру похожих областей, указываемых нами. Первый функционирует по принципу хорошо знакомого инструмента клонирования, но со своей задачей справляется лучше; второй позволяет «передвигать» на поврежденную область другой фрагмент.
Лично мне наиболее полезной из новых функций представляется Fife Browser. В самом деле,- достаточно указать папку — и Photoshop 7 снабдит каждое содержащееся в ней изображение миниатюрой. Это огромное удобство для пользователей цифровых камер, которым приходится различать файлы лишь по номерам. Миниатюра достаточно велика, чтобы определить, что представляет собой изображение, но слишком мала, чтобы оценить его качество.
Проблемы это. однако, не решает. Хотя File Browser сам по себе весьма соблазнителен, но его наличия недостаточно, чтобы убедить моих знакомых пользователей Nikon или Canon перейти на Photoshop 7, который в силу своих особенностей не позволяет открывать и закрывать файлы с этих камер нормальным образом.
Ложное предупреждение
За плечами команды разработчиков Photoshop долгая и славная история превращения простых представлений о цвете в такие вещи, с которыми не знаешь, что и делать. Но здесь они сотворили нечто небывалое по части бесполезности и неудобства, доставляемого максимальному количеству пользователей. Пострадали не только владельцы цифровых камер, но и все те, кто имеет дело с файлами, содержащими чужие профили, в особенности поставщики допечатных услуг.
Пользователей цифровых камер затрагивают в основном два изменения. Первое само по себе раздражает лишь отчасти, но, подобно бинарному нервно-паралитическому газу, в комбинации со вторым оно становится особенно губительным.
Файлы этих камер содержат одну особенность, которую прежние версии Photoshop игнорировали, a Photoshop 7 видит. В силу неких загадочных технических причин производителям камер было трудно, а возможно, и нецелесообразно помечать
файлы иначе, кроме как безликим, темным цветовым пространством sRGB, совершенно не отражающим возможности этих камер.
Если вы не поняли, о чем речь, ничего страшного. Можете также проигнорировать непростительную оплошность компании Adobe, не удосужившейся как следует проверить запрограммированные ею профили, которые должен распознавать Photoshop 7, и которые, как она теперь признает, оказались неверными. Если бы дело только этим и ограничивалось, то всякий раз при открытии таких файлов в своем собственном цветовом пространстве мы получали бы предупреждение о несоответствии профилей, пока не догадались бы отключить эту функцию — трюк не особенно желательный, но вполне допустимый.
Игнорирование встроенного профиля является нормальной практикой в тех случа- 4 ях, когда требуется просто проверить файл. Поставщики допечатных услуг, равно как и пользователи упомянутых камер, открывают в день сотни таких файлов.
Для пользователей Photoshop 6 или любой другой нормальной программы здесь нет никаких проблем. Однако создатели Photoshop 7, сколь бы нелепым это ни казалось, считают, что сам факт открытия файла уже влечет за собой изменения, даже если мы тут же закрываем его, ничего там не трогая.
Фотограф, открывающий по 100 изображений одновременно лишь затем, чтобы взглянуть, какие из них окажутся хорошими, а какие пойдут в корзину, не может закрыть их, не получив 100 подсказок сохранить файл. В препресс-бюро, где приходится открывать часто файлы клиента, например, чтобы проверить достаточное ли в них разрешение, вполне возможна ситуация, когда менее квалифицированные сотрудники будут поступать именно так, как подсказывает диалоговое окно: открывать файл, а затем сохранять «изменения». В результате файл будет иметь уже другую дату модификации — не ту, что была у клиента, и впоследствии будет невозможно разобраться, делали что-то с файлом или нет.
В связи с этим Adobe предлагает следующее:
1. Претензии по поводу некорректных профилей предъявляйте производителю камеры и клиенту. (Только непонятно, что отвечать, когда те спросят: «А почему не было проблем с Photoshop 6?»)
2. Создайте клавиатурную комбинацию, которая будет закрывать файл вопреки каким бы то ни было предупреждениям. (Ага, и пользователь наверняка поставит эту комбинацию рядом с той, что без предупреждения запускает процесс форматирования жесткого диска.)
3. Создайте операцию, которая будет пересохранять все файлы с новым профилем до их открытия. (Если вы особенно страдаете от всего этого безобразия, гораздо проще будет по-прежнему использовать Photoshop 6. Возможность открывать и сразу закрывать файлы — отнюдь не чрезмерное требование к программе.)
Если необходимость реагировать на подобные предупреждения вас не смущает, тогда вряд ли вас порадует то, что происходит при сохранении PSD-файлов (файлов в формате Photoshop). He доставит удовольствия и отсутствие предупреждения при сохранении TIFF-файла с каким-нибудь дефектом. То и другое — результат изменения диалогового окна установок Photoshop 6, которое показано в верхней части следующей страницы.
Предупреждение, похожее на шантаж
В 1994 году Photoshop 3 вызвал революцию в компьютерной графике, введя в обиход слои. Для тогдашних пользователей Photoshop 2 это обернулось проблемой, поскольку они не могли открывать файлы со слоями, если только пользователи Photoshop 3 не сохраняли их с добавлением композитной версии. Композит резко увеличивал размер файла, поэтому большинство пользователей, даже в эпоху расцвета Photoshop 3, предпочитали эту функцию отключать. А нынче, когда Photoshop 2 используется так же часто, как и логарифмическая линейка, ее отключают практически все, кто разбирается в программных установках.
К несчастью, это противоречит целям отдела маркетинга фирмы Adobe. Хотя некоторые конкурирующие программы, вроде Corel PhotoPaint, распознают слои Photoshop и не нуждаются в композите, Adobe InDesign и Illustrator без него обойтись не могут. Отсюда и перемены в поведении Photoshop. Теперь, попробовав отключить функцию добавления композитного слоя, мы получаем новое предупреждение с угрозой, что будущие версии Photoshop могут не прочесть наши файлы.
Ладно, у нас свободная страна: отдел маркетинга, коль ему так хочется, имеет право убеждать нас проявлять разумность. Но то, что происходит далее, вызывает справедливое возмущение.
Если в окне установок мы отключим этот параметр, а затем в ответ на еще одно предупреждение скажем, что хотя отделу маркетинга это и не по нраву, но мы все же собираемся поступить именно так — все равно не поможет. Всякий раз при сохранении нового файла со слоями нас будут предупреждать о необходимости сохранения композита и требовать все новых и новых подтверждений того, что мы не хотим этого. Раз по пятьдесят на дню! И избавиться от этого никак невозможно.
Сотрудники Adobe резонно замечают, что дисковое пространство нынче дешево, поэтому ненужное удвоение размера файла — не такая уж большая проблема. Допустим, что и так. Но многие из нас делают резервные копии и не желают, чтобы на это уходило вдвое больше времени и компакт-дисков.
Предупреждение, которого нет
Сколько потребуется программистов из Microsoft, чтобы сделать лампочку ярче? Нисколько — все они сделают стандартом темноту. Примерно то же произошло и с форматом TIFF, который Adobe, как наследник создавшей его компании Aldus, имеет право модифицировать. Однажды это уже было проделано, когда TIFF-файл обрел способность включать слои и быть сохраненным с компрессией JPEG или ZIP. Некоторые производители были очень довольны, но пользователи радовались гораздо меньше: TIFF является важнейшим производственным форматом и составной частью отлаженного производственного процесса. Большинству из нас абсолютно не интересны эксперименты по поводу того, как будут выводиться файлы, сжатые по-новому. Кроме того, мы не хотим засорять свои сети и архивы TIFF-файла-ми, втрое-вчетверо большими по размеру.
От тех, кто желал воспользоваться этой благодатью, Photoshop 6 резонно требовал указать (только один раз, между прочим), что делают они это сознательно. Нужно было включить показанный вверху параметр Advanced TIFF.
Подобных экспериментаторов нашлось немного, и нововведение завяло на корню, что и должно было случиться.
Полный провал идеи пришелся не по нраву отделу маркетинга — ведь если бы формат распространился, программам-конкурентам пришлось бы туго, поскольку ни одна из них не распознает новой экзотической компрессии, хотя многие «видят» TIFF со слоями. InDesign и Illustrator, естественно, распознают все.
В Photoshop 7 эти функции не только активны по умолчанию — их нельзя отключить, как бы вы ни стремились обойтись без них. Это вне-сег хаос в работу тех, кто не заметит маленького предупреждения в нижнем углу диалогового окна Save о том, что в TIFF-файле будет сохранен слой. К тому же многие не понимают, что если JPEG — это широко распространенный формат, являющийся индустриальным стандартом, то сфера применения TIFF JPEG ограничена только продуктами Adobe. Беспомощное предупреждение (которое, в отличие от предупреждения по поводу Photoshop-файлов, можно отключить) сообщает о том, что «JPEG-компрес-сия не поддерживается старыми программами, распознающими TIFF». Да, действительно, прежние продукты Adobe не читают JPEG TIFF. Но его не читает и ни одна новая программа других фирм — ни Quark 5, ни PhotoPaint 10, ни CorelDraw 10, ни Microsoft Publisher.
Как и Lotus в прежние годы, компания Quark не слишком нуждается в помощи со стороны других производителей, чтобы доставлять огорчения своим клиентам. И все же Adobe старается ей в этом помочь. QuarkXPress перестал поддерживать обтравочные пути в файлах Photoshop 6, a Photoshop 7 заставляет неофитов сохранять TIFF-файлы в виде, не доступном для Quark, зато доступном для InDesign.
Если предупреждение по поводу сохранения TIFF со слоями или с экзотическими типа-ми компрессии сформулировать точнее, оно должно бы выглядеть так «Вы включаете необычную и нетрадиционную функцию, которая работает в Photoshop, но не поддерживается другими ведущими приложениями и не проверялась на совместимость с ними. Поскольку мы не знаем наверняка, как она повлияет на последующие этапы вашей работы, то ничего не можем гарантировать. Подходите к использованию этого формата со всей ответственностью и осторожностью».
Не только я, но и другие известные мне эксперты рекомендовали сохранить структуру Photoshop 6, которая от тех, кто желает использовать эти возможности TIFF, требует включить соответствующий параметр в окне установок. Возражали мы и против бесконечных предупреждений, затрудняющих сохранение файлов в формате PSD. Но отдел маркетинга не обязан нас слушать. Он и не послушал.
Когда предупреждения гарантированы
Наверное, сегодня попадаются пользователи, у которых есть веские причины сохранять композиты вместе со сведенными PSD-файлами. Лично я таких не знаю, но, вероятно, они существуют. Еще кое-кто — мне они известны — готов обращаться к тем или иным дополнительным возможностям TIFF. Среди пользователей Photoshop обе эти группы составляют незначительное меньшинство.
И тем и другим следует позволить делать то, что они хотят. Хорошая программа без всяких проблем дает возможность работать по-разному. Если вам нужны эти интересные, но опасные параметры TIFF, она потребует от вас явным
образом задать соответствующие установки — и здесь нет ничего принудительного. Всем, кто не желает связываться с сомнительными функциями, такой подход дает гарантию, что у них не возникнет никаких неприятностей.
А теперь сравните подобное отношение к незначительному меньшинству с тем, как отдел маркетинга относится к подавляющему большинству, — и вы поймете, почему Photoshop 7 оставляет столь горький осадок С одной стороны, большинство страдает от бесконечных бесполезных предупреждений, не имея возможности избавиться от них с помощью самой обычной стандартной процедуры и не портить себе нервы. А, с другой — в действительно опасной ситуации не только отсутствуют сколь-нибудь серьезные предупреждения, но сам интерфейс провоцирует к непроизвольному использованию функций, которые вы никогда не стали бы применять преднамеренно.
В этом состоят вкратце главные достоинства и недостатки Photoshop 7. Относиться к ним можно по-разному, и каждому из нас придется самому решать, как поступить. Художник скорее всего примет новую версию программы со всеми ее изъянами. Индивидуалу-практику изменения, возможно, не будут причинять особых неудобств, и он сочтет целесообразным переход на новую версию. Ну а поставщику полиграфических услуг она создает слишком много проблем, чтобы принять решение, не взвесив тщательно все «за» и «против».
Лично меня проблема с TIFF затрагивает меньше, чем поставщика услуг, хотя я и сохранил случайно несколько файлов со свойствами, мне не нужными. Что до других нововведений — иметь их приятно, хотя пользоваться ими я буду лишь изредка. Вместе с тем за день я сохраняю по нескольку PSD-файлов со слоями и не испытываю ни малейшего желания, чтобы при этом мне всякий раз что-то навязывали.
Поэтому как ни прискорбно, но по завершении срока бета-тестирования я положу Photoshop 7 обратно в коробку и буду тешить себя надеждой, что ко времени появления восьмой версии Adobe вернется к своим прежним традициям, когда на первое место ставились интересы пользователя, а отдел маркетинга занимался своими прямыми обязанностями.
К такому выводу я пришел еще до того, как выяснил, что система управления цветом Photoshop 7 сделала мою камеру Nikon вещью практически бесполезной, и это стало последней каплей.
Но даже если бы это решение далось мне труднее, я все равно предпочел бы по-прежнему работать с Photoshop 6, поскольку, как вы уже, на-
верное, догадались, недолюбливаю обновления, преследующие чисто коммерческие цели. Ни один апгрейт не может содержать всех «примочек», которые нам хотелось бы иметь, — такова неизбежная и суровая правда жизни. И совсем иное дело — обновления монополистов, стремящихся подорвать политически некорректные с их точки зрения производственные процессы.
Мы можем лишь приветствовать появление кисти Healing, инструмента Patch, функции File Browser и особенно хорошую работу программистов, благодаря которой Photoshop использует возможности новых операционных систем.
Но хватит с нас и одной Microsoft...