====================
Я почитал дискуссию на эту тему на Вашем форуме. Я не считаю себя главным специалистом по русской типографике и по верстке, поэтому высказываю свое собственное мнение (не в качестве рекомендации).
Большая часть недоразумений, связанных с употреблением тире, связана с тем, что что примерно до начала 90-х годов большая часть печатной продукции в России набиралась с помощью металлических шрифтов, а потом все постепенно перешли на компьютерную верстку и цифровые шрифты. Все правила набора на русском языке, технологические инструкции по наборным процессам и другая подобная инструктивная литература до сих рассчитаны на металлический набор. Поэтому нормы русского языка и русского набора (а также редакторы и корректоры старой школы) в один голос утверждают, что в кириллице бывает только одно тире (длинное, m-dash). И это действительно соответствует реальности в металлических шрифтах, произведенных в СССР.
Однако. Мы сейчас имеем дело с цифровыми шрифтами и разными текстовыми редакторами и верстальными пакетами, как правило, разработанными на Западе, с учетом норм и традиций западной (в основном англоязычной) типографики, которая вообще-то гораздо изощреннее и разнообразнее, нежели пуританская советская типографика (если к ней применимо это слово). Весь издательский софт сейчас учитывает наличие в шрифте по крайней мере двух видов тире (длинного и короткого), дефиса, а также подчеркивания. И, по примеру западных коллег, наши люди тоже стали пользоваться коротким тире (n-dash), поскольку в нынешних цифровых шрифтах его наличие в кодировке обязательно.
По нормам англо-американской типографики короткое тире набирается без пробелов между датами и для обозначения других интервалов значений (1993-2001; 3-6 November; 4:30-5:00 PM; 25-30 mm) (См. Robert Bringhurst, The Elements of Typographic Style, Version 2.5, Hartley & Marks, Vancouver, 2002; p.80, готовится русский перевод). Впрочем, отсутствие отбивок не исключает применения кернинга в случае необходимости. Очевидно, если мы хотим использовать короткое тире в русском наборе, мы должны применять его по тем же правилам.
Кроме того, короткое тире -- это не минус. Знака минус вообще нет в стандартных кодировках, поэтому вместо него часто используется короткое тире, отчего и происходит распространенное заблуждение. Если Вы посмотрите в специальном символьном файле (Symbol), Вы найдете там знаки плюс, минус, равенство и др., которые соответствуют друг другу по ширине, высоте и толщине штриха. В Уникоде тоже короткое тире и знак минус -- разные знаки.
Тем не менее. Если везде применять только длинное тире, то получаются очень большие дыры в наборе, особенно, если, как это часто делают, набирать тире с межсловными пробелами до и после него. (По нормам металлического набора тире отбивалось с обеих сторон тонкими шпациями, т.е. по 2 пункта). Надо учесть, что в кириллице в горячем наборе межсловные пробелы в идеале были равны полукруглой, тогда как в латинском наборе они уже давно не более третной шпации, а некоторые решительные люди вообще перешли на четверную. Цифровой набор вообще в целом плотнее и равномернее металлического, поэтому в нем длинное тире со стандартными межсловными пробелами выглядит еще больше. Иными словами, я думаю, что длинное тире необходимо отбивать тонкой шпацией и в цифровом наборе.
Замечу также, что в наших металлических шрифтах тире всегда имело положительные апроши, т.е. промежутки от бокового края кегельной площадки литеры до элементов изображения (буквы), поэтому тире не прилипало к соседним знакам. Тире в западных цифровых шрифтах (а сейчас и в наших) почти всегда имеют нулевые апроши, для того, чтобы строить из них сплошные линейки. Поэтому нынешнее тире m-dash гораздо длиннее, чем было в металлическом наборе. Возможно, этим объясняется желание использовать в кириллице короткое тире n-dash вместо длинного, хотя вообще-то в таких случаях больше подошло бы тире на 3/4 круглой.
(Кстати, изменение величины и формы знаков арифметических действий в изданиях тоже связано с переходом от металлических шрифтов к цифровым, в основном разработанным на Западе в соответствии с их традициями).
С приветом,
Владимир Ефимов
Art Director
ParaType Inc.
47 Nakhimovsky Prospect, 19th Floor
117418 Moscow, Russia
====================