Вообще любое течение в изобразительном искусстве не возникает "от балды", от желания "повыпендриваться".
Появление фотографии в 1838 году заставило художников искать новые изобразительные приемы, так как становилось очевидным, что "фотографическое рисование" потеряло смысл. К этому времени новый изобразительный "язык" уже был почти создан работами Домье, Коро и др. А тут еще подоспели физики со своим открытием спектра, т.е., художники "увидели" сложную структуру "простого" цвета и света.
Это были импрессионисты (Эдуард Манэ). Вместе с ними - пуанталисты (Синьяк).
Изучение психики человека на переломе веков (XIX-XX) привело к рождению сюрреализма. Опять же, это вовсе не заслуга Дали, а Андре Бретона и Арагона.
И в кагорту сюрреалистов входили такие великаны, как Магритт, Миро, Бунюэль, Ионеско, Элюар, Макс Эрнст и другие, не обязательно художники - читайте Ионеско, например.
Малевич тоже творил не в безвоздушном пространстве. Русский авангард того времени до сих пор изучается Западом, из него до сих пор черпают идеи. То, что оставлено, к примеру, нашими конструктивистами Татлиным, Лисицким, Родченко и другими (а архитектурные работы Малевича именно конструктивисткие) - это "хлеб" нынешнего западного дизайна.