к сожалению, не могу похвалиться доскональным знанием истории искусств, но мне кажется, в истории были примеры, когда художники, оставшиеся в ней же, начинали довольно поздно или не имели классического образования.. или и то и другое. здесь, мне кажется, ключевое слово "начинали". что-то толкало сложившихся людей бросить плуг, меч или судейскую мантию и стать художником, обрекая себя на зависимость от мнений критиков, зачастую нападки, бедность. это что-то было живым и настоящим. да, говорят талант это 99% труда и т.д. это классика. но, мне кажется, есть исключения и они НЕ подтверждают правило. а если б подтверждали, это бы наверное значило нивелировку духа. что-то из серии "можно и зайца научить курить". ) в общем, я считаю, нужен фактор. если он срабатывает, попираются традиции, люди меняют свою жизнь, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОГУТ ИНАЧЕ. Ваш покорный слуга, кстати, был в худшколе. был отличником, особенно, что касается карандашного рисунка. и были троешники, глубокие и безнадежные, БЕЗДАРНЫЕ. и я точно знаю, что некоторые из них, побыв троешниками на всех этапах образования, но получив его, сейчас работают профессиональными художниками. тогда как я бросил, и это выползло у меня снова только через 20 лет в виде компьютерного хобби при упущенном образовании. вот такая вот история с географией.))