Что происходит в CG, почему такие низкие зарплаты и есть ли стабильное финансовое будущее у этого направления?
Попробуем разобраться в этом вопросе, но зайдем сразу с козырей. Давайте на чистоту, в CG художники идут не только для реализации своего творческого потенциала, его можно реализовывать рисуя собственные картины и продавая их у перехода. Сюда идут и для того, чтобы зарабатывать хорошие деньги на своем творческом потенциале. Это совершенно нормально, но как только из этого уравнения начнут исчезать деньги, решать его будет уже не настолько интересно.
Посмотрим, что у нас было в РФ по зарплатам самых простых CG профессий — 2D и 3D художник? Мы специально берем выборку без узких специализаций, в 2020-2021 годах, средние з/п были от 90-120к рублей, замечу, от! С запросом на статистику з/п обращался как к редакции рендера, так и в несколько знакомых студий, ну и в целом имел понимание в этом вопросе.
Посмотрим, что у нас в среднем получается в 2024 году по Москве? Вакансии смотрел во многих местах, в том числе и на рендере, но скринить буду с HH (хед хантер).
Но есть же з/п и по 120к? Да есть, но их очень мало, а требуют там на все 300к, устроиться туда сложно и, непонятно, нужно ли, так как работать придется за троих. Еще один занимательный момент: много вакансий без указания з/п, вот там как раз и находится наш кладезь из зарплат в 40-60к и, как правило, до вычета налогов.
А что по регионам?
Да плохо все по регионам, вакансий почти нет, зарплаты стремятся к прожиточному минимуму, а ведь это специалисты, которых, казалось бы, на улице не найдешь и работают они в отраслях, в которых должны крутиться не малые деньги.
Ну, допустим, вы нашли з/п 120к в Москве, вот только раньше ее платили рядовым сотрудникам (это была нормальная зарплата для Мидла), а сейчас за 120+к хотят не Мидла, хотят Лида. Вы представляете как придется пахать и какой там конкурс на место?
Давайте попробуем выжить на эту з/п в Москве, напомню, что вы как рядовой художник, вряд-ли сможете рассчитывать на такую з/п, скорее всего речь пойдет о 70+к и, как правило, без учета налогов.
Аренда жилья:
Средняя цена аренды квартиры в Москве в январе 2024 года достигла 99 тысяч ₽ в месяц, что на 36% выше, чем годом ранее. Об этом пишет Forbes со ссылкой на исследование «Яндекс Аренды».
Ну, понятно, это нам не подходит, значит будем жить на отшибе и добираться 1,5-2 часа на работу и так же с работы, стоимость аренды жилья там от 35-60к, в нижнем ценовом диапазоне жить невозможно, а в районе 50-60к - это уже половина нашей з/п.
Другие расходы:
У вас осталось порядка 50-60к, в которые нужно включить питание, транспорт, оплату связи, какие-то бытовые расходы и т.д.
И вот вы выходите где-то по нулям и все это при условии, что вы не покупаете вещи, у вас ничего не ломается, вы не болеете.
Замечу, что такой расклад доступен только для уже достаточно серьезных специалистов, ведь это верхняя планка, мы конечно помним, что еще встречаются з/п с суммами больше, вот только попасть туда нереально, хотят такую з/п тысячи человек, если не десятки тысяч, а вот вакансий таких, в лучшем случае, десятки, поэтому статистически они для нас недоступны.
Сухой остаток:
- Вы тратите на дорогу с работы - на работу от 3х часов в день,
- Вы не можете накапливать средства,
- Вы обречены на вечное скитание по съемным квартирам,
- Вы очень много работаете, скорее всего за несколько человек,
- Уходите на работу затемно и возвращаетесь по темноте,
- Серьезных перспектив для основной массы людей нет.
Вот только не надо говорить, что “я работаю на фрилансе и зарабатываю 300к чеша пузо на диване”, лично я за вас рад и говорю не за малый процент успешных и нашедших себе хорошее место людей, а за тех, кто только входит в индустрию и хочет четко понимать, какие у него перспективы и есть ли будущее.
Это точно то, чего мы ожидали от CG профессии в Москве? Да, можно работать на удаленке в своем городе, но денег как правило будут платить меньше, сильно совмещать тоже не получится, так как людей загружают по полной.
А что у нас по другим специальностям?
Водитель экспедитор без опыта? Серьезно?
До 200к, без опыта, даже автомобиль дадут?
Служебный автомобиль и опять без опыта?
220к за развоз парфюмерии? Сразу без опыта, образования и художественных талантов?
Водитель без опыта, категория B и с верхней планкой 300+к?
Что случилось с этим миром? Получить категорию B, это 3-4 месяца, порог вхождения минимальный, не требуется вообще ничего, начать можно хоть с 18 лет. Это не грузовик, не дальнобойщик, это даже специальностью назвать нельзя, это просто приобретаемый за несколько месяцев навык.
Любой художник может получить B категорию и гарантировать себе з/п в 2 раза выше, чем он смог бы получить потратив многие годы на саморазвитие и работу.
- У водителей стрессы и тяжелая работа?
- А у художников нет стрессов и переработок?
- Скажете, у профессии водителя перспектив нет?
- А какие перспективы у художника с средней з/п в 70к? 120к через 5 лет работы? Что дальше?
А дальше ничего, выше для основной массы ничего нет. Да, условный руководитель может зарабатывать больше, но вот только художников сотни тысяч, а руководящих постов несравнимо меньше и попасть туда нереально для абсолютного большинства.
Пожилой CG художник, спустя неделю работы в такси.
Может это водители так хорошо устроились?
Давайте посмотрим, что там у продавцов.
Без опыта, подработка, продавец консультант спортивной обуви — он сразу получает как серьезный специалист в CG и это с нуля.
Продавец-консультант без опыта, сразу от 150к! И нужно их много, где вы найдете много специальностей в CG без опыта с такой з/п с нуля?
Опять какой-то продавец без опыта.
Нет, конечно, есть просто какой-то продавец за 100к, опять без опыта.
Бывают вакансии продавцов и за 60-70к, но откуда такое ценообразование, почему CG специалист так низко ценится? Что за проблемы с оплатой интеллектуального труда?
Продавец обуви в рядовом магазине Москвы.
Замечу, что 120к рублей в 2020 и в 2024 - это совершенно разные деньги, это тоже нужно учитывать.
Давайте подумаем
CG индустрия - это, как правило, кино, реклама, игры, все это должно приносить большие деньги работодателям, но по всей видимости не приносит? Ну не будут же на нас зарабатывать миллиарды и держать за копейки?
Рынок - это система, почему у водителей з/п в 150-200к? Да потому, что за меньшие деньги не идут, как только будут предлагать меньше, компании не смогут закрывать свои задачи и будут терять доходы и проекты, они нуждаются в притоке новых людей и привлекают их хорошими з/п.
Но что же случилось с нашей индустрией? Почему у нас этот процесс не работает? Почему мы идем и работаем за эти копейки? Возможно санкции и релокация крупных студий повлияла?
Все оказалось намного сложнее, почему-то у нас в индустрии всегда были низкие з/п, сейчас просто стало хуже, а так условный таксист в Москве или продавец-консультант в приличной сети магазинов всегда зарабатывал больше и условному водителю/продавцу не требовалось обладать какими-то особыми знаниями или опытом, получать образование, показывать портфолио как он побеждал в гонке Дакар или продал 20 яхт в сезон. Достаточно приемлемо выглядеть и, скажем, не быть запойным алкоголиком.
Возможно, именно в РФ сложилась такая фантастическая атмосфера и у нас, как в “Алисе” Льюиса Кэрролла, нужно бежать со всех сил, чтобы оставаться на месте?
Посмотрим, что происходит за рубежом
В США средняя зарплата CG-художников в 2024 году колеблется от $55,000 до $69,000 в год, в зависимости от региона и опыта. В Европе зарплаты варьируются в зависимости от страны: в странах Западной Европы они в среднем составляют около €45,000–€60,000 в год, тогда как в Восточной Европе они ниже.
Давайте усредним доходы и налоги в ЕС и США, нам не важны точные цифры, нам важно понимать примерно, плюс-минус 200 долларов погоды не сделают.
В среднем возьмем 55к долларов в год, важно понимать, что все з/п указываются до вычета налогов.
Сколько налогов платят в США с зарплаты?
Федеральные налоги (от 10% до 39,6% от годового дохода), налоги штата (до 13,3% от дохода), региональные (местные) налоги (до 4% от дохода), то есть, по самой максимальной ставке, совокупная сумма подоходных налогов в США за год может достигать отметки в 57%.
Сколько платят в Европе?
В Европе налоговые ставки также зависят от страны: например, в Германии налоги на доходы могут достигать 42%, а во Франции — до 45%.
Возьмем ставку в 40%, связанные с IT направлением - особых льгот никогда не имели (льготники, как правило, либо очень мало получают, либо у них очень опасная работа). От средней з/п в 55к долларов в год, после вычета налогов, у нас остается 33к долларов на руках и это 2 750 долларов в месяц.
Жилье опять же усредним, это порядка 1500-3000 долларов, да можно снимать общагу с наркоманами за 500$, но мы же не для того учились на CG художника, чтобы иметь таких соседей?
Если нам повезет, можно снимать приличное жилье в районе 2000-2500$, ну пусть нам очень сильно повезет и престарелая бабушка пустит нас пожить за 1500$, при условии, что мы будем делить 20 квадратных метров жилплощади со слепым блюзменом.
Если без шуток, то в плохом районе можно снять студию за сумму примерно в 2 000$ в мес., естественно, я не говорю про хорошие районы крупных городов и в любом случае это будет далеко от центра.
2750 - 1500 = 1250$ на кармане.
По данным A&K American Educational Consulting, питание на одного человека в месяц обойдется минимум в 600$, но долго вы на таком не продержитесь, это прямо совсем низ, никаких забегаловок и кафе по выходным.
1250 - 600 = 650$
Безлимитный интернет + мобильная связь должны уложиться в 200$.
650 - 200 = 450$
Вычтите оттуда бытовые расходы, расходы на транспорт и прочую мелочевку, все, что останется сверху можно положить в свинью-копилку. Да, если вам есть где жить, это облегчит положение вещей, но в целом, это же совершенно немного.
Зафиксируем, что CG специалист в США и ЕС получает в среднем 55+к без учета налогов (которые скорее всего будут в районе 40%).
Какая средняя з/п IT специалиста в Европе?
€55,000 - €75,000 в год.
Какая средняя з/п IT специалиста в США?
(зависит от штата и уровня навыков, это средние показатели)
$100,000 - $140,000 в год.
Опять нашего CG брата обделили, давайте посмотрим, как там дела у водителей?
Какая средняя зарплата водителя в США и Европе?
Мы берем водителей легкового транспорта, так как водители грузовиков и автобусов приближаются или превышают зарплаты CG специалиста, доходят до 70к$ в год.
Начинающий дальнобой в США, который решил не учиться на CG художника.
Обычный водитель такси в США сможет зарабатывать до 40к $ в год, в Европе все сильно зависит от страны, но самые высокие з/п не превышают 35к $ в год.
Ситуация тоже не впечатляет, но она не такая как у нас, хотя изучение мирового рынка подталкивает к выводу, что проблема глобальная и в целом CG специалисты обесцениваются.
Анализ ситуации
В последние годы зарплаты специалистов в CG-индустрии, включая 3D-аниматоров и художников, начали снижаться, несмотря на продолжающийся рост CG рынка. С одной стороны, спрос на специалистов сохраняется благодаря популярности видеоигр, кино и рекламы. С другой стороны, насыщение рынка, замедление роста в отдельных секторах и давление на бюджетные ставки приводят нас к снижению средней заработной платы во многих сегментах индустрии.
Для примера, к 2023 году ожидаемый рост в индустрии компьютерной графики снизился до 1,2% в год, что отразилось и на зарплатах, особенно на фоне замедления в производстве CG-контента и массового перехода на удаленную работу. Ранее высокая средняя зарплата CG-специалистов ($70-90 тысяч в год) в некоторых регионах США и Европы стала падать, особенно в менее технически развитых секторах и среди менее опытных специалистов.
Но это пол беды, наблюдается перенасыщение рынка и жесткая конкуренция за позиции, что также повлияло на снижение спроса на CG-художников и специалистов VFX. Вопрос этот беспокоит не только меня, на западе он тоже активно обсуждается,
есть мнение, что повлиял на это целый ряд факторов и один из самых важных - это использование инструментов ИИ.
Но как же так? ИИ это просто инструмент, который должен был помогать людям творить, а не ухудшать положение художников на рынке труда? Давайте разбираться дальше.
Согласно отчету CGarchitect, зарплаты специалистов в архитектурной визуализации в 2023 году показали отрицательные тенденции, в то время как использование ИИ в этой области набирает обороты, что способствует уменьшению потребности в традиционных художниках и в целом в объеме задействованных специалистов.
Но, правды ради, нужно сказать, что согласно отчетам от Burning Glass Technologies и Epic Games, выявлено, что зарплаты в некоторых сегментах CG все же растут, пусть и незначительно, однако преимущественно это области, где востребованы навыки работы с Unreal Engine, Unity, VR и AR.
Ожидалось, что использование искусственного интеллекта (различных нейросетей) приведет к росту рынка и увеличению спроса на специалистов по компьютерной графике, но в действительности ИИ стал причиной снижения зарплат в обширном ряде сегментов рынка, увольнения сотрудников и зарождения тенденции к сокращению штатов сотрудников.
Самое неприятное, что это не разовая акция, а тенденция с достаточно уверенным ростом. Прогнозируют, что з/п и дальше будут снижаться, а потребность в специалистах уменьшаться, при этом число проектов, где могли бы быть задействованы люди не становится больше, в них просто нет потребности.
Какие особенности рынка создал ИИ на данный момент?
Мониторинг различных мнений авторитетных западных источников (CGarchitect.com, Computer Graphics World), привел к следующим пунктам:
Бич первый — Автоматизация. ИИ позволяет автоматизировать многие процессы, которые раньше требовали участия человека. Нейросети уже сейчас могут создавать модели, текстуры и анимации намного быстрее, чем это делают люди (да-да, все еще не идеально, но уже появились целые сегменты, где ИИ уверенно справляется, дальше будет только лучше). В результате на некоторые традиционные задачи стало требоваться меньше специалистов, что снижает спрос и, соответственно, зарплаты для этих позиций.
Бич второй — Снижение трудозатрат. Нейросети, способны ускорять процессы, связанные с визуализацией и моделированием, что позволяет уменьшить количество требуемых специалистов или сократить время работы. То есть условно один человек + нейросеть, может делать то, что до него делали 8 человек, соответственно 7 можно сократить, все это делает труд менее ценным и снижает оплату за него.
Бич третий — Конкуренция на глобальном уровне. Развитие ИИ-технологий облегчает вход на рынок для большего числа специалистов, включая тех, кто может предложить свои услуги по более низким ставкам. Увеличение конкуренции среди фрилансеров и агентств также способствует снижению зарплат, особенно для тех, чья работа может быть частично автоматизирована.
Таким образом, ИИ пустил на рынок огромное количество людей которые никогда бы сюда не попали и ничего бы не добились, так как они не обладают ни знаниями, ни талантами, но уже сейчас находятся ниши для людей, которые могут писать промты для нейронок и получать за это какие-то деньги.
Бич четвертый — Трансформация рынка. Хотя ИИ и привел к росту спроса на специалистов работающих с нейросетями, хорошо устроились только разработчики, которые создают узконаправленные нейросети для работы с определенными задачами и занимаются их обучением. Проблема в том, что много таких разработчиков не нужно, в остальном нейросети, либо создают повод увольнять целые команды, оставляя нескольких человек, которые будут использовать ИИ, либо создают низкооплачиваемые рабочие места для людей работающих с промтами.
Люди обладающие классическими навыками CG, неважно 2d это или 3d, стали менее востребованными, а их зарплаты снизились. Это изменило структуру спроса и предложения в индустрии, где многие значимые роли становятся менее актуальными, а новые специализации уже не оплачиваются на прежнем уровне.
Бич пятый — Чем больше ИИ, тем больше ИИ. Компания рынка, использующая ИИ получает большое преимущество перед компаниями, которые его не используют, как в финансовом плане, так и в плане времени. Это обстоятельство исключает любые варианты кроме одного - все компании будут по максимуму использовать возможности ИИ, если хотят выжить. Соответственно все минусы, которые приносит ИИ будут только увеличиваться в масштабах со страшной силой.
Таким образом, несмотря на технологический прогресс и расширение возможностей, которые приносит ИИ, он одновременно создает давление на зарплаты, повышает конкуренцию за место и снижает порог вхождения новых участников, которые фактически готовы работать за еду.
Но виноват ли в этом ИИ или причина глубже и появилась еще до ИИ?
Проектов на рынке не становится больше, оплата за работу становится ниже, конкуренция выше и новых людей, готовых делать туже работу, но в несколько раз дешевле, с каждым днем все больше.
Безусловно ИИ подливает масла в огонь и с каждым днем стремительно ухудшает ситуацию, вне зависимости от того, хотите вы это признавать или нет. Вот только, если приглядеться, проблема не совсем в ИИ, нейросети пока не развились до такого состояния (нужно еще несколько лет), в индустрии в целом огромный кризис и он уже давно.
CG художники получают очень мало за продукт, который приносит сверхдоходы. Давайте рассмотрим успешный и всем нам хорошо знакомый фильм “Мстители: Финал”:
Каков бюджет фильма?
Бюджет составил около $356 миллионов.
Какую часть бюджета пришлось потратить на гонорары актерам?
На выплаты главным актерам ушло более $100 миллионов из общего бюджета, Роберт Дауни-младший (исполнитель роли Тони Старка/Железного человека), заработал примерно $75 миллионов. А ведь еще есть много других актеров первого, второго плана и т.д.
У нас получается, что остается более $200 миллионов.
Во сколько обошлась работа CG специалистов?
На визуальные эффекты в «Мстители: Финал» была выделена значительная часть бюджета — ориентировочно от $80 до $100 миллионов.
Сколько же участвовало студий и специалистов в целом?
Над фильмом работали более 14 студий по визуальным эффектам и около 3 000 специалистов в области CGI и постпродакшн. Среди ключевых студий, задействованных в создании спецэффектов были такие гиганты, как Industrial Light & Magic (ILM), Weta Digital, Digital Domain, Framestore, Cinesite, DNEG и другие.
Сколько велась работа над фильмом?
Работа заняла около 3 лет, подготовка началась еще в 2016 году, съемочный процесс стартовал в августе 2017 года и продолжался до начала 2018 года, постпродакшн закончился незадолго до премьеры в апреле 2019 года.
Возьмем $80 миллионов, будем считать, что работа велась примерно 2 года и разделим эту сумму на 24 месяца, округлим получившуюся сумму в плюс до $3,4 миллиона в месяц. Именно в эту сумму в месяц обходилась кинокомпании работа над CG в фильме. Уплатите с этих денег налог в условные 30+% и сумма для 3000 человек станет еще менее привлекательной.
Сколько же заработал фильм в прокате?
Фильм собрав около $2,798 миллиарда в мировом прокате, обошелся кинокомпании всего в $356 миллионов. Давайте для наглядности представим в виде диаграммы, кто сколько заработал.
А вот диаграмма с общими расходами и доходами компании:
Есть уверенное чувство, что это очень маленькая сумма для компаний и людей, которые и сделали этот фильм возможным, весь фильм это один большой спецэффект в один из слоев которого периодически попадают люди отснятые на цветном фоне.
Мы конечно понимаем, что “продает кино” лицо всеми уважаемого и горячо любимого Железного Человека, вот только он никуда бы без CG не полетел и максимум бы болтался в нелепом костюме на веревках.
Кинокомпания получает сверхдоходы, тратит невероятно мало на производство, при этом все всех устраивает. Студии же все чаще заявляют о кризисе, закрытии филиалов и сокращении сотрудников, жалуются на демпинг цен от коллег из Индии и Юго-Восточной Азии.
Именно CG студии тот компонент без которого невозможно создавать современные фильмы зарабатывающие миллиарды в прокате, при этом по доходам они находятся между заработком артистов и обслуживающего персонала на площадке. А ведь это только один пример фильма, есть множество других, с еще более скромными суммами выделенными на CG специалистов, есть много рекламы, обучающего и игрового контента.
Почему CG настолько недооценено, хотя является необходимым и незаменимым элементом индустрии зарабатывающей многие миллиарды долларов в год?
Почему IT специалист оценивается минимум в 2 раза дороже чем специалист CG индустрии? При этом знаний и квалификации у условного Гудини Артиста должно быть никак не меньше, чем у фронтенд разработчика, который работая над рядовым проектом зарабатывает больше.
Давайте глянем ситуацию с IT в РФ, может быть мы преувеличиваем?
Джун от 110к?
Стажер без опыта и 80к на руки?
Опять Джуниор, удаленно, без опыта и с з/п до 170к?
Рандомный IT-шник в 2025 году.
А что же у нас с нормальными программистами, а не с Джунами?
Без опыта, 250к...неплохо.
200к, без опыта и на удаленке?
350к? Опыт 1-2 года и удаленно? Я конечно понимаю, что это верх рынка, но таких вакансий много.
Опять удаленка, опять без опыта.
Ну конечно есть вакансии программистов и за 60-80к, я даже проконсультировался у разработчиков, почему такая разница? А знаете в чем дело? Там просто очень простые задачи и, как сказал знакомый разработчик, это просто сумма, за которую вы присматриваете за проектом и выполняете какие-то минимальные задачи, можно набрать таких проектов 4-5 и вести их. Иногда это проще, чем брать один действительно сложный проект, даже за 300-350к.
Какие выводы мы можем сделать?
В целом, остается загадкой, почему водитель или продавец в магазине получает с нуля зарплату равную средней или высокой зарплате в индустрии CG? При этом от специалиста требуют портфолио, опыт работы, массу различных навыков, знание языков, устраиваясь водителем или продавцом (при всем уважении к обладателям этих профессий), мы зачастую видим требования уровня — иметь нужное число конечностей и голову.
При таких раскладах, где работник умственного труда будет цениться значительно ниже работника физического (по моему мы это уже когда-то проходили?), представители умственного будут бежать куда угодно, при первой возможности, а зачем нам эти утечки мозгов? Насколько я понимаю, поднимать индустрию будут не таксисты с продавцами обуви и парфюмерии? Но соглашусь с тем, что это слишком глобальные вопросы и нам стоит вернуться к нашим коллегам из IT индустрии, так как мы тут рядом, на соседних полках.
Работа разработчика не настолько сильно отличается от работы условного 3D художника (Мидла или Лида в рамках какого-то серьезного проекта), мы же не с водителем сравниваем? Там сопоставимый порог вхождения, особенно, если учитывать геймдев, киноиндустрию. Это чудовищные нагрузки, безумное количество ПО, которое нужно знать, и уметь работать в команде с многими специалистами, у которых свои требования. Каким образом получилось, что IT сидят на куче золота по всему миру, а CG художник чувствует себя паршиво почти в любой точке этой планеты?
Напомню, что нас не интересуют отдельные успешные личности, у которых все сложилось, нас интересует "средний класс" и его реальный заработок, а он слишком низкий.
Рынки глобального IT и CG действительно отличаются по размеру, в мире насчитывается примерно 2–3 миллиона специалистов, работающих в профессиях, связанных с компьютерной графикой, а вот различных разработчиков ПО, включая профессиональных программистов и специалистов, работающих в смежных областях, около 30 миллионов.
Но все равно не оставляет чувство, что CG специалисты как-то неправильно играют в эту игру, мы так до работы за плошку риса доиграемся, нам явно есть чему поучится у программистов. Почему индустрия CG вроде бы развивается, но ситуация для ее работников только ухудшается?
Уточним доходы индустрии CG и близких отраслей
Заметим, что отрасли киноиндустрии, рекламы, игр, смежных областей таких как медицина, инженерия, любых, где используется CG, весьма доходны и состоятельны. Рассмотрим 3 из них:
Игровая индустрия принесла в 2023 году около $183,9 - $187,7 млрд
Киноиндустрия в 2023 году достигла около $92-96 млрд глобальных доходов, включая кинотеатральные, стриминговые и домашние цифровые релизы (рынок пока в шоке от пандемии и все никак не может восстановится).
Рынок рекламы, в глобальном масштабе, оценивается приблизительно в $750 млрд. В любой рекламе активно используется CG, так что посчитаем его в общей копилке.
Мы не учитываем все другие направления (инженерия, медицина, военные и т.д.), что либо рассчитать там невозможно, нет данных.
Получаем что-то около 1 триллиона долларов в год.
Уточним доходы индустрии IT
В 2023 году глобальный рынок IT, включая рынок ПО, облачные технологии и инфраструктуру, принес доход в размере около $3.25 триллиона, что представляет рост примерно на 4.4% по сравнению с предыдущим годом.
Доходность отрасли в 3 раза выше, рост стабильный, на отрасль не влияют почти никакие внешние факторы (помните как пандемия поставила киноиндустрию на колени?), работники нужны постоянно, а зарплаты только растут.
Похоже IT - это индустрия здорового человека, а вот CG умудряется увядать при, казалось бы, росте и развитии, похоже общая капитализация рынков имеет огромное значение и у CG все плохо.
Сформируем главные вопросы, которыми стоит задаться начинающему художнику
1) В какой момент CG художник, из ранее престижной и высокооплачиваемой профессии превратился в обычного работника с зарплатой ниже чем у водителя? Виной тому пандемия и последовавшая за ним просадка отрасли, развитие ИИ или естественные процессы?
2) Имеет ли смысл учиться и развиваться в этом направлении с такими перспективами и динамикой? Стоит ли вообще выбирать специальность связанную с CG?
3) Как сильно ситуацию ухудшит развитие ИИ, ведь уже сейчас он оказал негативное влияние?
4) Возможна ли в принципе какая-то консолидация специалистов по принципу профсоюзов, напомню, что они создаются для защиты трудовых прав работников и ведения коллективных переговоров с работодателями. Понятно, что о международном профсоюзе речи идти не может, но хотя бы локально в какой-то стране? Или же мы сами себя обрушим демпингом, а даже если договоримся большинством, то бизнес найдет решение на аутсорсе, скажем, в странах Азии?
5) За последние 4-5 лет ситуация ухудшилась, рост и развитие индустрии не привели к росту зарплат специалистов, мы только обесценились еще больше, бизнес также испытывает проблемы, закрываются студии, сокращаются штаты сотрудников, куда такая динамика приведет еще через несколько лет?
Многие люди просто не в курсе насколько глобально все плохо, они думают, что нужно найти место потеплее и там то им заплатят, но мест таких нет, даже в самых теплых местах зарплаты очень скромные, а людей увольняют направо и налево, реально хорошие деньги получают единицы и вопрос как долго они их будут получать? Более того, их там не особо ждут, так как у этих мест очереди из своих, которые тоже хотят высосать последнее молоко из умирающей коровы.
Вот такие мысли в сегодняшней статье, друзья, делитесь своими мнениями и ценными замечаниями в комментариях, до новых встреч.
Думаю, что это не совсем корректно сравнивать доходы одного фильма и считать их за среднее по индустрии кинопроизводства. Да, фильм заработал много, почти x10 это очень круто! НО! А сколько фильмов выпустила студия, которые провалились и ушли в минус, возможно, даже при сопоставимой цене производства? Может некоторые из них с годами и найдут своего зрителя и даже принесут доход, но это не поможет здесь и сейчас. Такие "блокбастеры" спасают ситуацию и, возможно, позволяют даже ставить эксперименты, оплачивая работу будущих художников. Прибыль же в кино не гарантирована.
Можно также посмотреть на расходы какой-то ААА-студии. Там тоже художники работают. Студия может тратить по несколько миллионов в месяц и делать проект годами, а в итоге всё может прогореть. Художники будут себя винить в провале или платить за него?
Наверное, умение рисовать (да и вообще любая основная профессия) должно быть в купе ещё с чем-то, чтобы повысить свой личный доход. Например, софт-скилы (у меня, правда, они отсутствуют, о чём я иногда переживаю). По идее тут должна быть реклама какого-то канала, но я ничего не веду. )))
А почему это должно волновать художников и сказываться на их зарплаты? Фильм проваливается не потому, что там плохая графика, художник должен получать хорошие деньги за хорошую работу вне зависимости от того сколько заработал фильм, пусть те кто делают этот фильм думают о сюжете, актерской игре, объеме повестки и что их этого может повлиять на доходы. Художник не должен от этого страдать и получать меньше, продавец в магазине получает свою з/п вне зависимости от того нравится или нет товар людям, да он может получать процент, но товар не его проблемы, он честно работает, так же как и водитель грузовика получит свои деньги вне зависимости от того будет ли спрос на товар который он везет.
Статья - вечное нытьё. AI выйдет на первый план, хочется это кому то или нет. И мы все с Вами его дружно прокачали, выкладывая все работы в интернет, на базе которых его и обучали. Тоже самое с программированием - все дружно сливали свои коды на какие нибудь гитхабы, которые скормили нейронкам и они уже выдают вполне себе рабочие коды.
По итогу - адаптируемся и зарабатываем дальше. А те кто не перестроится, будет снова позади.
Понимаю, попа горит.
А в чем проблема? Если вы идейно против этой информации вас не устроят никакие пруфы, но все доказывают реальные зарплаты в индустрии, этого вполне достаточно, чтобы проявить ситуацию.
Ну и в чем тут проблема? Художники обобщенный термин, мы же все понимаем о ком идет речь, нет смысла разбивать на 100500 разных специальностей, мы же не лицемеры и понимаем, что для того, чтобы представить ситуацию "в общем", придется немного обобщить. В чем проблема ай-ти специалиста, причем тут профессионализм? Мне неважно чем занимается конкретный айтишник, пронэнд программист он, бекэнг, занимается он администрированием серверов или статистикой, если они условно в массе своей зарабатывают схожие деньги, для меня как для читателя это все айтишники и мне гораздо проще оперировать обобщенными группами (пусть и грубо обобщенными), чем тонуть в десятках специалистах, тонкостях зарплат и выборки.
И чего это они не являются корректными? А с чем ее сравнивать, что есть ближе чем ай-ти? Чем пишущий код для сетапа или шейдера человек отличается от другого, который пишет какую-то приблуду для сайта на Питоне или Джаве? Чем художник который моделирует или рендерит, визуализатор архитектор так уж сильно отличается от любого айтишника? Да ничем, нет никого ближе.
Вопросов много, но они у вас все какие-то глупые...ну и как говорится, не печальтесь, открывайте свой журнал и пишите в него :-) я лично с удовольствием почитаю.
Именно так - у меня "сгорела попа"! И идейно я всех художников отстаиваю. Как вы, мол, смеете обижать нас, несчастный народ?! Смею что-то возразить против рандомных циферок - вот негодяй, вот подлец! Вообще реплай очень жирный, аж с экрана потекло, так держать ;)
их не могут первыми заменить, потому что преобладающая часть населения и работает на обычных профессиях. Что делать с армией безработных то? от них одни проблемы будут только...
Кстати в статье не подняли ВАЖНЫЙ момент нашей сферы работы...
Это вложение очень и очень больших денег в оборудование для работы, напомню что это раньше видео карты стоили не так много, а теперь видео карты стоят от 1200 долларов и выше (и это еще без накруток в 100-200% когда был бум на майнинг, и видео карты были дифицит), туда же подсчитываем сколько обойдется хороший современный пк для работы в 2D и 3D, и вот уже под 3000 примерно обойдется, далее берем монитор проф для арт, он стоит тоже под 1000 долларов и выше, далее берем планшет, мышь, клаву и тд
сумма выходит огромная, а железо имеет свойство быть устаревшим, особенно для 3д шников это очень крайне важно.
Ах да! и на последок, в основном те кто удаленно работают, офис в кипре, а работник в другой стране, то работник оформлен как ип в основном, а значит налоги будут драть с него как с ип, и как итог он получит еще меньше в разы с своей зп, еще и не забывая момент что он сам должен вести всю бухгалтерию сам.
Ах и прям совсем на последок, зп 70 до 99 000рублей буквально через месяца полтора официально будут значится как "низкая" так как средняя будет 100 000р
И на последок, напоследок............ раз поднимется средняя, поднимется и суммы налогов, цены на все растут, налоги тоже, все кроме зп.....
https://finance.mail.ru/2024-11-18/ekspert-sprogno...
Так-то любой человек должен получать хорошие деньги за хорошую работу. Но пойди ж ты найди человека, который хорошо заплатит. Это к любой профессии относится. Найти богатого заказчика, который ещё и оценит по достоинству - скорее всего удача. Так же как и найти хорошо оплачиваемую ненапряжную работу. Бывает кому-то везёт.
Когда был достаточно молод, как-то спросил у начальника - за что надо платить - за опыт или за конкретную работу? Он посмотрел хитро и говорит - можно ещё и за лояльность! Так что высокая зарплата складывается из многих факторов. Видимо особенность такая у больших денег.
Вот верю, ведь что горит попа, у меня тоже горит, вот только не нужно заниматься самообманом — художники мало получают, а вот те кто получают много, на самом деле тоже мало получают и мне так спокойнее. Курьер работа непростая, но заработки там легко от 100к, а в большом городе сильно выше, это реальность, это нужно просто принять и перестать отрицать и обманывать себя, все нифига не хорошо.
Привет всем! Ищу 3D художника на ставку 30.000 в месяц (мы все работаем парт-тайм, поэтому в целом такой же вариант рассматриваю и для кандидата).
Требования
1) Hard Surface + Organic Surface (10% от общей суммы ассетов; трупы, домашние растения) в Low Poly реализации.
2) 2К текстуры максимум, стилистически пример Left 4 Dead 2, то есть Photo-Based текстуры и ничего заумного и супер крутого.
3) Умение работы с Unity (импортирование моделей в уровень, создание моделей под метрические данные движка Unity и грейбоксы).
4) Умение работы с GitHub (умение работать с контролем версией проекта, умение передавать свои изменения на другие ветки).
Э нет, не надо тут затирать что CG художником быть просто, ты выучись, уроков поделай по 20 часов в день, пролюби глаза и здоровьт, отпаши еще лет 10 за копейки не разгибая спины (мозгами работать не сильно легче), а потом будешь рассказывать какая легкая у тебя работа, сидя на собственном геморрое :-D
Если бы шла речь о программисте на схожие задачи, тут точно было бы 200к.
Даже не знаю про одну ли мы работу говорим или про разные? Я про CG художника, который должен работать сутками на пролет, гореть в дедлайнах, бесконечно учиться и совершенствоваться, гнаться за прогрессом и быть на острие атаки 24/7, чтобы предоставить заказчику самые современные и качественные решения, конкурировать демпинг от коллег и мириться с наглостью и тупостью многих заказчиков, а так же с жадностью, так как тебя все пытаются обмануть, от больших контор, до фриланса.
Выучится на водителя 3 мес. ходить 3 раза в неделю по 1 часу, вы на серьезных щах сравниваете это со становлением профессионального художника, у которого годы уходят на обучение, специализацию и формирование портфолио, чтобы потом работать за 100к? Вы сейчас на таком ЧСВ тут неслабо плюнули в лицо вообще всем кто хоть как-то связан с CG. Поздравляю.
Кино. А почему собственно вы заглядываете в чужой карман ? Кино студия, заключает договор со студией художников. Рассчитывается смета, оговаривается цена работы. Художник в этом случае инструмент.
Так же вы почему-то забыли упомянуть, про сценариста, режиссера, тех. Группу и множество других людей. Маркетинг. Вы забыли упомянуть про риски которые несет киностудия. Вы так же забыли упомянуть что доход пойдет на создание других фильмов и множество других статей затрат. Разве художник откажется от своего гонорара в случае провала кино ? Нет. Художник не несет ни каких рисков, он выполнил поставленные задачи.
И вообще какое-то выборочное сравнение профессий. Почему бы не сравнить с зп механиков, токарей и других технических профессий у которых зп ни чуть не выше, но пользы обществу они приносят больше чем художник ?
В ит все гладко ? Ужесточили порог входа для джунов, в остальном все гладко. Но почему-то я не вижу ноющих айтишат, я вижу людей которые обучаются что бы чего-то добиться. Но при этом именно от художников больше всего нытья последнее время. Хватит. Либо что-то меняй, либо предлагай и меняй. Вариант «нам нужно больше деняг, мне куфоть нечего» не работает.
Такой анализ ни к чему не приводит, можно провести анализ и найти вакансии по 300к, но их будет 2 штуки и они появятся раз в 2 года, какая разница кому 300к за что предлагали если статистически их ничтожно мало? Имеет значение реальный рынок, реальные вакансии которых большинство и они крайне хреновые, даже 80к это копейки, по сравнению с таксистом или доставщиком за 150к. Любой художник при необходимости может работать доставщиком, но скорее всего почти никто из доставщиков не сможет работать художником, причем замечу для того, чтобы работать заказчиком не нужен опыт, а для того чтобы работать тем же 3дшником нужно и опыт, и время, и способности.
Факт в том, что нам платят мало, у нас большая внутренняя конкуренция, очень много демпинга и людей готовых работать за копейки. То что кому-то платят 200к не делает ситуацию легче, это единичные вакансии, на них хрен попадешь, а делать там действительно потребуют столько, что будешь работать на все 500. У нас средние з/п должны быть хотя бы от 130-150к, но увы.
А с чего и не заглянуть? Почему когда эта студия заключить контракт на производство ПО и обратиться к разработчикам софта, она отвалит в кучу раз больше денег и конечный инструмент-программист получит в 2-3 раза больше денег? Вот по этому нужно заглядывать, чтобы голову из песка высунуть и не торчать попой к верху.
А он и не должен нести какие-то риски, его работа сделать хорошо свои задачи и получить за это большие деньги, а вместо этого он делает хорошо, получает мало и какие-то люди в интернете начинают оправдывать людоедские компании. Все что вы перечислили не проблема художника, его проблема в том, что за его хорошую работу платят мало.
Что значит выборочное сравнение? Вы серьезно не понимаете почему? Потому чтобы стать токарем, механиком, нужно учиться и нарабатывать опыт, точно также как и художнику, мы с ними по одну сторону, а вот чтобы стать курьером, продавцом обуви не нужно ничего, просто прийти на работу, водителем тоже может пойти любой человек который получил права, куча вакансий без опыта и без машины и получат они гораздо больше денег. Вот они по другую сторону и тут вопрос почему?
Ну и в конце концов, вам что тут 100500 профессий изучить и выложить статистику, кому это нужно? Обозначена проблема, людям нужно обладать талантами, много и тяжело учиться, много работать, чтобы получать столько же, сколько сразу получит человек без опыта на более примитивной работе.
Может быть потому, что у них нулевой джун, ковыряющийся в носу, зарабатывает столько же сколько опытный художник после 5-7 лет работы?
А может быть мы тут сами без сопливых решим ныть нам или нет? Ты вообще кто такой человек? :-)
У меня знакомый из отрасли ушел работать водителем автобуса, развозит сотрудников крупного предприятия (с утра на работу, вечером с нее), сутки через двое, говорит куча свободного времени, зарабатываю больше, мозги никто не делает, работа спокойная, рисую только для себя, назад не вернусь. Вы где нибудь видели программиста который ушел в водители потому, что платят больше?
Ну и о каких профсоюзах может идти речь, когда у людей такое отношение?
Это не отношение...это не желание разобраться, мещанство, индивидуализм и невежество).Но ситуация с теми же ЗП не будет улулчшаться и потому, возможно через год у подобной статьи будут не много другие мнения в комментариях).
Так пусть программисты, менеджеры , руководители делают графику в фильмах, в играх и заживут и будеть прибыль тогда якобы. Творческим людям нужно уметь защищать свои права и отстаивать их, пусть учатся бастовать.... А если искуство и творчество не нужно, дак и не нужно его делать, еште колбасу, пейте пиво..
Скоро может оказаться так что тут в CG останутся художники которые будут за 30 тысяч рублей клепать помои с применением нейронок и сеньоры требующие сверхзарплат, а среднячки просто уйдут в другие отрасли. И потом будут разработчики всякие ходить и жаловаться почему на CG такие цены дикие чтобы получить нормальный результат, ведь нейропомои их не устраивают.
ну я тоже по эту сторону баррикад, но не питаю иллюзий по поводу места cg творчества в мировых потребностях. Да и бизнесу эта отрасль как раз таки и интересна только на таких условиях, когда те, кто в принципе и делают всю эту красоту, получают за всё копейки. Впрочем в любой отрасли так.
Опять же никто из большинства никогад не пробовал начать свой бизнес. Как только попробует - он либо обанкротится, либо будет вести бизнес точно так же.
И надо понимать, что все эти кучи денег по сути просто бумажки, возможный потенциал, который возможно будет реализован. Это просто цифры)))
Опять же надо понимать, что работая обычным исполнителем, не будешь жить как Тони Старк. Зарабатываются деньги совсем по другому... А раз выбрал путь исполнителя, значит твоя жизнь не про деньги, а про искусство, ради которого ты и живешь
так всё правильно. Реальные спецы и не живут грошами. Бастовать то хотят как раз чаще новички индустрии. Да и в случае забастовки просто лидеров вычисляют и устраняют или выкупают. Дают якобы послабления на время, а потом всё отыгрывают.
Это как история DuPont (ну если всё это взаправду было) - проиграли в итоге, заплатили народу, но на фоне их прибылей это были просто копейки.
Ну и навык продажи своего труда должен быть обязательным, но если все научатся себя продавать, то все будут одинаково нищими)))
А чего они вакансии на ХеХеРу не выкладуют? Стесняются?)
И размещена тоже ИИ...и этот комментарий мне кажется тоже писал ИИ.
Зачем? Тем более рисовать, какой в этом смысл тратить на это дни, для чего? Для того чтобы кто-то тут повонял на эту тему в комментариях и написал, что проще сгенерить чем рисовать самому? Это всего лишь оформление, тем более если посмотреть другие статьи автора в его блоге, увидим что он в принципе оформляет все нейросеткой. Как-то даже писал про это, больше нет смысла тратить время, что-то искать или использовать стоки, стало проще генерить самому, на качество по сути всем плевать, а в глобальном масштабе это отразится на стоки и тех кто зарабатывал на стоках.
О чем тут говорить, некоторые новости оформляются картинками от нейросети и выглядит вполне неплохо и актуально.
https://render.ru/ru/news/post/26153
https://render.ru/ru/news/post/26087
Не получится, посмотрите комментарии, мы сами себе враги, никакого единства, масса злых или злорадствующих комментариев, кто устроился хорошо с удовольствием издевается над остальными, любое слово тут же попирается как нытье... неееет, мы сами себя закапываем, такой разрозненной толпой не имеющей даже начального навыка цехового единства и уважения очень легко управлять. Как только несколько человек объединятся, то окружающие с радостью займут их места за копейки.
Почему программисты сами не нарисовали картины, а взяли готовые и обучили на них свои нейронные сети, причём там вообще много спрашивали разрешения на использование их в создании нейронок?
Ерунда, рынок так не работает. Если много людей могут делать много работы, они создают конкуренцию друг другу и начинают понижать стоимость своих услуг, чтобы повысить конкурентноспособность, в итоге у нас 100500 человек на одно место, зарплаты копеешные, по факту все делают плюс-минус один уровень, понятие качества работы обесцениваются, так как качество будет определяться возможностями нейронок. Все будут получать копейки, единицы руководящих будут получать нормальные деньги. Вы еще учтите, что как только понизится порог вхождения и чтобы начать разбираться в вопросе не нужны будуте годы обучения, сюда хлынет еще больше людей с улицы, которые после 2-3 месяцев обучения на нейронке будут выдавать высокий уровень продукта.
И не нужно говорить, что рынок с чего-то станет больше, будет больше проектов, больше рабочих мест — не будет, рынок как развивался в своем ключе, так и будет развиваться, никакого стихийного развития не будет, нет никаких предпосылок к этому.
Последние десятилетия с развитием CG в целом выросло количество контента т.к. стали доступны технические средства позволяющие реализовать различные идеи. Сейчас как раз может начаться стагнация, т.к. рынок будет заполняться огромным количеством информации среди которой трудно будет найти качественный контент. Подобное уже произошло с музыкальной индустрией, а сейчас ещё туда же подкинули нейронки...
В индустрии останутся джуны и сеньоры, порог вхождения на нормальный заработок будет начинаться с уровня сеньора. Т.е. годами придётся работать "в стол" чтобы в отдалённой перспективе зайти в эту отрасль.
Это не так. Студия которая нанимает художника уже получила оплату от компании для которой она делаем скажем рекламный ролик и с этих денег оплачем художник. Если студия продает какой-то продукт, например условный Плейрикс и она напрямую платит художникам, уже имеет миллиарды долларов дохода и вообще ничем не рискует. Кинокомпания нанимает студию и пока не имеет денег с фильма, но нас этот участок сделки как раз не интересует, так как платит художнику студия которая делает эффекты к фильму и у нее уже есть деньги. Ничего не получают только Инди проекты, но они и ничего не платят участникам как правило.
Приводя в пример тех же программистов, там аналогичная ситуация и платят там нормально, а у художников труд есть, а оплаты за него нифига нет (для основной массы).
А какое отношение к "доверию" имеет наличие у журналиста работ и профиля на артстанции? Если он журналист, а не художник, то факты вдруг перестанут быть фактами? Черный цвет перестает быть черным, если вам об этом говорит не художник?
Журналисты это отдельная профессия и их задача разбираться в вопросе, изучать данные, делать выводы в своих статьях. Данные открытые, не нужно доверять, просто проверьте, хотя вам уже скринов наделали с реальными з/п. Да и что вы там собрались проверять?
Статья это просто выводы в рамках логики исходя из представленной информации, да в чем тут вообще может быть проблема?
Но ваш комментарий мне до боли что-то напомнил, чуть подумав я вспомнил, что именно, логику вот этого замечательного человека:
Артем, мы получили жалобу на ваш комментарий, от вас же. Вероятно вы хотели обратить наше внимание на его суть, заметим, что это посты блога, а не редакции, а в блоге люди имеют право выражать свое мнение по любому вопросу, даже если он кому-то не нравится или слишком "острый" на данный момент. Мы та площадка где сложные вопросы и проблемы индустрии можно и нужно поднимать, общаться, обсуждать. Если назрели вопросы и проблемы, мы не то место, которое будет мешать людям говорить о них и обсуждать их.
Сам работаю в it. Никто джуну без опыта на джаве не будет платить 200 тысяч. Это уже зарплата мидла, а то и сеньора в некоторых компаниях. И у нас тоже не хватает специалистов. Начитаются рекламы и вот таких вакансий. Закончат какие-нибудь курсы по питону и думают, что будут по 250 тысяч зарабатывать. Ага, щас. Чтобы выйти на такую зарплату надо лет 5 работать постоянно развиваясь. И явно не не питоне.
У меня знакомый ушел водить автобус на предприятие, с утра забрал людей, вечером развез, работа в смене, очень жалеет, что раньше не ушел из CG, денег больше, труд минимален и прост, куча свободного времени, творчеством продолжил заниматься уже для себя. Ну и человек не молодой, плотно за 40, устал говорит, невозможно угнаться за всем, постоянно учишь, работаешь с утра до вечера, а я жить хочу (таксистом не захотел, так как риски есть непонятных людей возить). 100к+ это реальная з/п таксиста вне крупных городов, сильно за 100к это миллионники, при этом выходные, работа не каждый день и не нормированное время.
Ну ок, 200к за мидла и сеньера, а у нас тут сколько мидл получает, 90к? Это смешно.
А в CG сколько лет не развивайся, не выйдешь ты на такую з/п, просто нет их, у единиц есть, а для it это нормальная з/п для специалистов.
Ну и самая проблема в чем, вот пишут 250к, ну пусть обманут и будет платить 150к....но если верх з/п по 120к у cg, то когда обманут там, то сколько будут платить? В общем пока я вижу очень высокие з/п в it и очень низкие в cg, это факт и это нифига не правильно.
Может он мутит вторую часть? :-)
То, что цены в CG ниже я не спорю. Поэтому я сам и не ушёл в CG, но то, что в IT с лёту будешь получать много - это неправда. Мой посыл был только в этом.
Проверил, ошибся (видимо старая информация от людей кто этим занимается), получают значительно больше по информации интернет-издания Лента.
Средний заработок таксистов в Москве за последние три месяца составил 152 985 рублей. Чтобы получать такие деньги, водителям такси необходимо работать по 11 часов в сутки и не менее 20 дней в месяц. Об этом пишет «Лента.15 нояб. 2024 г.
Где окно возможностей для CGшника с нуля получать столько денег работая по 11 часов? Его нет...я не утверждаю, что это легко, но это доступно каждому, а чтобы выйти на такую сумму человеку нужно очень много лет работать, обладать большими талантами, пахать не меньше 10 часов в сутки за копейки годами и то не факт что выйдет на такой доход. Это очень обидно.
Я вообще понять не могу, как то что не требует специальных навыков и талантов может оплачиваться значительно дороже, чем что, что очень редко встречается в людях и требует высокой компетенции. Наверно ученные и инженеры высшей квалификации в СССР тоже задавались этим вопросом, глядя на примерно такие же з/п мастеров цеха. :-)
Согласен, правильно сделали. Но факт, что с нуля в ай-ти человек может заработать сильно больше чем в с CG, а приложив усилия еще значительно больше, в CG так не работает, а жаль.
С нуля не может. :))
Но ситуация очень непонятная. Я согласен. Это печалит.
Жаль он ссылок не делал, но это понятно почему...Но тем не менее они настоящие, к сожалению. :-(
Да причем тут экспедитор? Там 4 вакансии на водителя и 1 касается экспедитора, остальные обычные и з/п там КОНЬ!
До 200к, при этом авто дают, чем плохо?
https://st.render.ru/image/776238
Тут вилка большая, но на секундочку, это же Б категория, она у всех есть. А что за з/п на серьезных категориях в нормальных конторах (грузовик, опять же автобус экскурсионный)?
https://st.render.ru/image/776241
А там охренеть какие з/п! Водитель категории Е 200-350к , как вам? Водитель курьер от 217 500 до 345 000 ₽ на руки! Что они там развозят, алмазы?
Это нормальная история для опытного водителя зарабатывать от 200к и что-то мне подсказывает, что опытным водителей стать несколько проще и никаких исключительных врожденных навыков для этого не потребуется (уметь рисовать, музыкальный слух, способности к математике или языкам). Он же не вертолет боевой водит, не истребитель.
А Гудини Артист за 140к это нормально? Я сам на рендере такую вакансию видел, да и сейчас на HH пока залез сам посмотреть, вот она родная. А ведь за требованиями к ней годы тяжелейшей работы, а когда я посмотрел требования, вообще страшно стало:
Что нужно делать:
Анимация различных объектов и поверхностей;
Анимация растений;
Симуляция жидкостей, огня, дыма, атмосферных эффектов и других VFX эффектов;
Морфинг объектов;
Процедурное моделирование в Houdin;
Работа с анимациями в Maya/Houdini/Blender;
Настройка освещения и материалов в сцене, оптимизация рендера;
Участие в командных brainstorm с АРТ-Директором и Режиссером.
Минимальные требования к кандидату:
Опыт работы в в сфере телевидения, рекламы, визуальных эффектов и кинопроизводства не менее 3-х лет;
Знание правил монтажа, построения композиции;
Хорошее знание программ Maya/Blender/Houdini,
Базовые навыки композитинга в After Effects/Adobe Premiere/Nuke;
Желательно владение DaVinci Resolve и AI технологиями
Умение работать в команде;
Личные качества: креативность, дизайн мышление, гибкость, навыки планирования и тайм-менеджмента, инициативность, активность, самостоятельность, коммуникабельность.
Им там летать уметь не нужно? Есть разница пойти в автошколу и получить права, а вместе с ними огромное число вакансий без опыта работы на з/п выше чем у гудини артиста? По мне есть, и проблем у нас куча, демпинг и правы вы совершенно, все еще до ИИ началось, оно только усугубит, но проблема глубже нежели чем в ИИ.
Тут вообще шок :( Не в курсе был, мелочовку такого рода обычно сам делаешь и цен не знаешь, фактически смеситель можно за туже цену взять или плюс минус туже.
Ну всё равно это явная выборка из частных случаев, а не средняя ситуация по вакансиям. Если бы такое было, то таксисты уже на лексусах ездили, опять же водитель курьер, я не вижу сути вакансии. Может и алмазы, а может ездить надо во Владивосток со своим бензином. Ну суть не в этом, суть-то в другом, и я описал ситуацию и причину почему всё так. И это я не по вакансиям которые непонятно кем составлены и что там в обязанностях. Я про реальную суть вещей, и вижу каждый день цены, которые выставляют сами якобы "дизайнеры" и "художники", которые точно так же на курсах или по ютубу научились клепать карточки для маркетплейсов за 2 недели. А в итоге мы получаем от заказчика предложение сделать баннер по цене шоколадки. В натуре дизайнеры и художники сейчас на уровне секретарш. Отличие в том, что некоторые секретарши от шефа могут кольцо с бриллиантом получить
Это мнение стало публичным с подачи вашей редакции, попало в журнал. Понимаю, кликбейт, конверсия и прочее. Но форсить подобного рода "обсуждение", на мой взгляд, как-то не под стать крупнейшему информационному порталу с такой важной и ответственной миссией.
Вопрос важный и обсуждать его нужно, но подспорье для этого не должно быть жидким как этот пост блогера. Ну и по мимо прочего "пост" в журнале воспринимается как экспертное мнение и оно негативно сказывается на неокрепших и не закалённых умах новичков. Лучше бы иньерьвю взяли и опубликовали весомые мнения, чем вот так.
Хотелось бы видеть больше экспертизы и пользы в профильном инфополе. Спасибо что обратили внимание.
Жидкость мнений невероятно субъективная вещь, ниже поясню почему.
Собирали материал, но там мнения еще более жидкие и печальные чем у этого блогера, честное слово у него еще цветочки. Те кто сел на дотации у них хорошо, пилят, те кто не сел, созерцают бездну под ногами и там совсем грустные истории и перспективы (причем как у нас, так и за пределами), мы такие истории публиковать не хотим (хотя наверное должны).
Спасибо за ваше мнение и уделенное время, хорошего дня!
Пожалуй, системная причина действительно более глубокая. Она в том, что капитализм циклически развивается по определённой схеме. Создаётся искусственный рынок, несколько десятилетий его берегут от любых правил и ограничений. Налоги включают только после того, как он окрепнет. Это и есть те пресловутые «пузыри», которые «надувает» капитализм. «Фишка» в том, что если включить налоги сразу, то вместо рынка разовьётся коррупция. Поэтому первые несколько десятилетий все пузыри представляют собой абсолютно дикий капитализм: это единственный способ её исключить. Просто когда нет никаких налогов и ограничений вообще, то и не за что брать взятки.
Одним из таких рынков после WW2 американцы сделали АйТи. Они 30 лет заливали туда кредитные деньги, которые появились с 1970-го. Начинали с железа: транзисторов, чипов, электроники. Затем последовали компьютеры, после них специально «надували» рынок софта. Дальше начали продавать стартапы, а потом сообразили, что можно продавать самих разработчиков, которые — возможно — ещё только сделают стартапы (а не "уже" сделали их). То есть пузырь до сих пор поддерживается (хотя он уже перестал быть основным, а про новый я напишу ниже). Вот поэтому программистам до сих пор и платят.
«Художественный» же пузырь надули в другом месте — и не для самих художников: он называется «контемпорери арт». Дело в том, что гуманитарные таланты никогда исторически не ценились на Западе. Почитайте биографию Рембрандта (закончил, собирая обрывки своих картин в придорожной пыли), Эль Греко (продавал стулья и пытался судиться за цену своих работ, чтобы она была хотя бы такой же, как цена рамки, в которую их поставили), многих других. Или истории первых звёзд с пресловутой Аллеи Славы (которые зачастую, приехав на выступление в очередной город, даже не знали, хватит им после выступления денег на отель или придётся ночевать на вокзале). Но никакие другие страны, кроме англосаксов, создавать новые рынки не умеют (и — в отличие от Запада, где для них есть хоть какая-то востребованность — делать там талантам, по большому счёту, совсем нечего). Зато все остальные страны хорошо умеют в реальный сектор. Поэтому в условиях замкнутого междусобойчика внутри этих стран высокие зарплаты у курьеров и таксистов. Это вы ещё бригадиров строительной команды на hh не гуглили…
Таланты на Западе исторически принято раздевать до штанов — например, найти кого-то с красивым голосом и ограбить кабальным контрактом. Полно таких примеров. И эту, с позволения сказать, «традицию» прекрасно унаследовали от Голливуда как рекламодатели, так и производители игр — то есть читай, все, кого в основном материале выше назвали основными работодателями CG.
Обещал рассказать про новейший пузырь.
Сейчас знаете, какой рынок раскачивают? Биотехнологический. Все думают, что вот эти сиренево-фиолетовые трансы непонятно какого пола — этическое падение Запада. А это не так! Думаете, на самом Западе люди этого не видят? Ещё как видят! Но кривятся, морщатся, однако всё равно терпят. Потому что они понимают, какую гигантскую прибыль им (или их потомкам) принесёт это направление в не очень отдалённом будущем. Потому что сегодня они приучают людей к мысли «отрежь или пришей себе что-нибудь», а послезавтра для этого будет достаточно выпить генетическую таблетку — и проснуться утром, уже будучи совершенно другим организмом. Но пока этот новый биотехнологический пузырь не окреп, отсутствует любое регулирование в принципе (отсюда и беспредел).
А пресловутый Илон Маск с его техничекой телепатией вот-вот сообразит, что вкорячивать нейроинтерфейсы в мозг — скверная идея, а «подхатчить» ДНК, чтобы выращивать их вместе с мозгом — наоборот отличная. Дело в том, что эволюция с самого начала жизни на Земле умеет автоматически «пристраивать» мутации (максимально их задействуя для пользы чего-нибудь — причём по возможности, без вреда организму). И тогда, на фоне следующего после «альфы» и зумеров поколения (беты там или гаммы с дельтой), которые пойдут на работу объединять свои мозги в сверхинтеллект телепатией, сегодняшние проблемы с нейросетями покажутся субботней прогулкой в парке.
p.s. о себе. Я не художник, я программист. Не благодарите…
Но картинки порисовать люблю. Если кому интересно, то вот парочка. Сильно не бейте — я нигде не учился и до сих пор не умею рисовать от слова «совсем».
Дело в том, что я переученный в технаря врождённый гуманитарий — и иногда гуглю что-то по тематике. Так и попал сюда, на ваш сайт. А раз так, то на своём опыте имею полное право заявить, что любой гуманитарий способен стать программистом.
Это не диджитал и даже не акрил, а многослойка по технологиям Ренессанса. Всем удачи!