Почему CG-художники зарабатывают меньше водителей и кассиров?
Что происходит в CG, почему такие низкие зарплаты и есть ли стабильное финансовое будущее у этого направления?
Попробуем разобраться в этом вопросе, но зайдем сразу с козырей. Давайте на чистоту, в CG художники идут не только для реализации своего творческого потенциала, его можно реализовывать рисуя собственные картины и продавая их у перехода. Сюда идут и для того, чтобы зарабатывать хорошие деньги на своем творческом потенциале. Это совершенно нормально, но как только из этого уравнения начнут исчезать деньги, решать его будет уже не настолько интересно.
Посмотрим, что у нас было в РФ по зарплатам самых простых CG профессий — 2D и 3D художник? Мы специально берем выборку без узких специализаций, в 2020-2021 годах, средние з/п были от 90-120к рублей, замечу, от! С запросом на статистику з/п обращался как к редакции рендера, так и в несколько знакомых студий, ну и в целом имел понимание в этом вопросе.
Посмотрим, что у нас в среднем получается в 2024 году по Москве? Вакансии смотрел во многих местах, в том числе и на рендере, но скринить буду с HH (хед хантер).
Но есть же з/п и по 120к? Да есть, но их очень мало, а требуют там на все 300к, устроиться туда сложно и, непонятно, нужно ли, так как работать придется за троих. Еще один занимательный момент: много вакансий без указания з/п, вот там как раз и находится наш кладезь из зарплат в 40-60к и, как правило, до вычета налогов.
А что по регионам?
Да плохо все по регионам, вакансий почти нет, зарплаты стремятся к прожиточному минимуму, а ведь это специалисты, которых, казалось бы, на улице не найдешь и работают они в отраслях, в которых должны крутиться не малые деньги.
Ну, допустим, вы нашли з/п 120к в Москве, вот только раньше ее платили рядовым сотрудникам (это была нормальная зарплата для Мидла), а сейчас за 120+к хотят не Мидла, хотят Лида. Вы представляете как придется пахать и какой там конкурс на место?
Давайте попробуем выжить на эту з/п в Москве, напомню, что вы как рядовой художник, вряд-ли сможете рассчитывать на такую з/п, скорее всего речь пойдет о 70+к и, как правило, без учета налогов.
Аренда жилья:
Средняя цена аренды квартиры в Москве в январе 2024 года достигла 99 тысяч ₽ в месяц, что на 36% выше, чем годом ранее. Об этом пишет Forbes со ссылкой на исследование «Яндекс Аренды».
Ну, понятно, это нам не подходит, значит будем жить на отшибе и добираться 1,5-2 часа на работу и так же с работы, стоимость аренды жилья там от 35-60к, в нижнем ценовом диапазоне жить невозможно, а в районе 50-60к - это уже половина нашей з/п.
Другие расходы:
У вас осталось порядка 50-60к, в которые нужно включить питание, транспорт, оплату связи, какие-то бытовые расходы и т.д.
И вот вы выходите где-то по нулям и все это при условии, что вы не покупаете вещи, у вас ничего не ломается, вы не болеете.
Замечу, что такой расклад доступен только для уже достаточно серьезных специалистов, ведь это верхняя планка, мы конечно помним, что еще встречаются з/п с суммами больше, вот только попасть туда нереально, хотят такую з/п тысячи человек, если не десятки тысяч, а вот вакансий таких, в лучшем случае, десятки, поэтому статистически они для нас недоступны.
Сухой остаток:
- Вы тратите на дорогу с работы - на работу от 3х часов в день,
- Вы не можете накапливать средства,
- Вы обречены на вечное скитание по съемным квартирам,
- Вы очень много работаете, скорее всего за несколько человек,
- Уходите на работу затемно и возвращаетесь по темноте,
- Серьезных перспектив для основной массы людей нет.
Вот только не надо говорить, что “я работаю на фрилансе и зарабатываю 300к чеша пузо на диване”, лично я за вас рад и говорю не за малый процент успешных и нашедших себе хорошее место людей, а за тех, кто только входит в индустрию и хочет четко понимать, какие у него перспективы и есть ли будущее.
Это точно то, чего мы ожидали от CG профессии в Москве? Да, можно работать на удаленке в своем городе, но денег как правило будут платить меньше, сильно совмещать тоже не получится, так как людей загружают по полной.
А что у нас по другим специальностям?
Водитель экспедитор без опыта? Серьезно?
До 200к, без опыта, даже автомобиль дадут?
Служебный автомобиль и опять без опыта?
220к за развоз парфюмерии? Сразу без опыта, образования и художественных талантов?
Водитель без опыта, категория B и с верхней планкой 300+к?
Что случилось с этим миром? Получить категорию B, это 3-4 месяца, порог вхождения минимальный, не требуется вообще ничего, начать можно хоть с 18 лет. Это не грузовик, не дальнобойщик, это даже специальностью назвать нельзя, это просто приобретаемый за несколько месяцев навык.
Любой художник может получить B категорию и гарантировать себе з/п в 2 раза выше, чем он смог бы получить потратив многие годы на саморазвитие и работу.
- У водителей стрессы и тяжелая работа?
- А у художников нет стрессов и переработок?
- Скажете, у профессии водителя перспектив нет?
- А какие перспективы у художника с средней з/п в 70к? 120к через 5 лет работы? Что дальше?
А дальше ничего, выше для основной массы ничего нет. Да, условный руководитель может зарабатывать больше, но вот только художников сотни тысяч, а руководящих постов несравнимо меньше и попасть туда нереально для абсолютного большинства.
Пожилой CG художник, спустя неделю работы в такси.
Может это водители так хорошо устроились?
Давайте посмотрим, что там у продавцов.
Без опыта, подработка, продавец консультант спортивной обуви — он сразу получает как серьезный специалист в CG и это с нуля.
Продавец-консультант без опыта, сразу от 150к! И нужно их много, где вы найдете много специальностей в CG без опыта с такой з/п с нуля?
Опять какой-то продавец без опыта.
Нет, конечно, есть просто какой-то продавец за 100к, опять без опыта.
Бывают вакансии продавцов и за 60-70к, но откуда такое ценообразование, почему CG специалист так низко ценится? Что за проблемы с оплатой интеллектуального труда?
Продавец обуви в рядовом магазине Москвы.
Замечу, что 120к рублей в 2020 и в 2024 - это совершенно разные деньги, это тоже нужно учитывать.
Давайте подумаем
CG индустрия - это, как правило, кино, реклама, игры, все это должно приносить большие деньги работодателям, но по всей видимости не приносит? Ну не будут же на нас зарабатывать миллиарды и держать за копейки?
Рынок - это система, почему у водителей з/п в 150-200к? Да потому, что за меньшие деньги не идут, как только будут предлагать меньше, компании не смогут закрывать свои задачи и будут терять доходы и проекты, они нуждаются в притоке новых людей и привлекают их хорошими з/п.
Но что же случилось с нашей индустрией? Почему у нас этот процесс не работает? Почему мы идем и работаем за эти копейки? Возможно санкции и релокация крупных студий повлияла?
Все оказалось намного сложнее, почему-то у нас в индустрии всегда были низкие з/п, сейчас просто стало хуже, а так условный таксист в Москве или продавец-консультант в приличной сети магазинов всегда зарабатывал больше и условному водителю/продавцу не требовалось обладать какими-то особыми знаниями или опытом, получать образование, показывать портфолио как он побеждал в гонке Дакар или продал 20 яхт в сезон. Достаточно приемлемо выглядеть и, скажем, не быть запойным алкоголиком.
Возможно, именно в РФ сложилась такая фантастическая атмосфера и у нас, как в “Алисе” Льюиса Кэрролла, нужно бежать со всех сил, чтобы оставаться на месте?
Посмотрим, что происходит за рубежом
В США средняя зарплата CG-художников в 2024 году колеблется от $55,000 до $69,000 в год, в зависимости от региона и опыта. В Европе зарплаты варьируются в зависимости от страны: в странах Западной Европы они в среднем составляют около €45,000–€60,000 в год, тогда как в Восточной Европе они ниже.
Давайте усредним доходы и налоги в ЕС и США, нам не важны точные цифры, нам важно понимать примерно, плюс-минус 200 долларов погоды не сделают.
В среднем возьмем 55к долларов в год, важно понимать, что все з/п указываются до вычета налогов.
Сколько налогов платят в США с зарплаты?
Федеральные налоги (от 10% до 39,6% от годового дохода), налоги штата (до 13,3% от дохода), региональные (местные) налоги (до 4% от дохода), то есть, по самой максимальной ставке, совокупная сумма подоходных налогов в США за год может достигать отметки в 57%.
Сколько платят в Европе?
В Европе налоговые ставки также зависят от страны: например, в Германии налоги на доходы могут достигать 42%, а во Франции — до 45%.
Возьмем ставку в 40%, связанные с IT направлением - особых льгот никогда не имели (льготники, как правило, либо очень мало получают, либо у них очень опасная работа). От средней з/п в 55к долларов в год, после вычета налогов, у нас остается 33к долларов на руках и это 2 750 долларов в месяц.
Жилье опять же усредним, это порядка 1500-3000 долларов, да можно снимать общагу с наркоманами за 500$, но мы же не для того учились на CG художника, чтобы иметь таких соседей?
Если нам повезет, можно снимать приличное жилье в районе 2000-2500$, ну пусть нам очень сильно повезет и престарелая бабушка пустит нас пожить за 1500$, при условии, что мы будем делить 20 квадратных метров жилплощади со слепым блюзменом.
Если без шуток, то в плохом районе можно снять студию за сумму примерно в 2 000$ в мес., естественно, я не говорю про хорошие районы крупных городов и в любом случае это будет далеко от центра.
2750 - 1500 = 1250$ на кармане.
По данным A&K American Educational Consulting, питание на одного человека в месяц обойдется минимум в 600$, но долго вы на таком не продержитесь, это прямо совсем низ, никаких забегаловок и кафе по выходным.
1250 - 600 = 650$
Безлимитный интернет + мобильная связь должны уложиться в 200$.
650 - 200 = 450$
Вычтите оттуда бытовые расходы, расходы на транспорт и прочую мелочевку, все, что останется сверху можно положить в свинью-копилку. Да, если вам есть где жить, это облегчит положение вещей, но в целом, это же совершенно немного.
Зафиксируем, что CG специалист в США и ЕС получает в среднем 55+к без учета налогов (которые скорее всего будут в районе 40%).
Какая средняя з/п IT специалиста в Европе?
€55,000 - €75,000 в год.
Какая средняя з/п IT специалиста в США?
(зависит от штата и уровня навыков, это средние показатели)
$100,000 - $140,000 в год.
Опять нашего CG брата обделили, давайте посмотрим, как там дела у водителей?
Какая средняя зарплата водителя в США и Европе?
Мы берем водителей легкового транспорта, так как водители грузовиков и автобусов приближаются или превышают зарплаты CG специалиста, доходят до 70к$ в год.
Начинающий дальнобой в США, который решил не учиться на CG художника.
Обычный водитель такси в США сможет зарабатывать до 40к $ в год, в Европе все сильно зависит от страны, но самые высокие з/п не превышают 35к $ в год.
Ситуация тоже не впечатляет, но она не такая как у нас, хотя изучение мирового рынка подталкивает к выводу, что проблема глобальная и в целом CG специалисты обесцениваются.
Анализ ситуации
В последние годы зарплаты специалистов в CG-индустрии, включая 3D-аниматоров и художников, начали снижаться, несмотря на продолжающийся рост CG рынка. С одной стороны, спрос на специалистов сохраняется благодаря популярности видеоигр, кино и рекламы. С другой стороны, насыщение рынка, замедление роста в отдельных секторах и давление на бюджетные ставки приводят нас к снижению средней заработной платы во многих сегментах индустрии.
Для примера, к 2023 году ожидаемый рост в индустрии компьютерной графики снизился до 1,2% в год, что отразилось и на зарплатах, особенно на фоне замедления в производстве CG-контента и массового перехода на удаленную работу. Ранее высокая средняя зарплата CG-специалистов ($70-90 тысяч в год) в некоторых регионах США и Европы стала падать, особенно в менее технически развитых секторах и среди менее опытных специалистов.
Но это пол беды, наблюдается перенасыщение рынка и жесткая конкуренция за позиции, что также повлияло на снижение спроса на CG-художников и специалистов VFX. Вопрос этот беспокоит не только меня, на западе он тоже активно обсуждается,
есть мнение, что повлиял на это целый ряд факторов и один из самых важных - это использование инструментов ИИ.
Но как же так? ИИ это просто инструмент, который должен был помогать людям творить, а не ухудшать положение художников на рынке труда? Давайте разбираться дальше.
Согласно отчету CGarchitect, зарплаты специалистов в архитектурной визуализации в 2023 году показали отрицательные тенденции, в то время как использование ИИ в этой области набирает обороты, что способствует уменьшению потребности в традиционных художниках и в целом в объеме задействованных специалистов.
Но, правды ради, нужно сказать, что согласно отчетам от Burning Glass Technologies и Epic Games, выявлено, что зарплаты в некоторых сегментах CG все же растут, пусть и незначительно, однако преимущественно это области, где востребованы навыки работы с Unreal Engine, Unity, VR и AR.
Ожидалось, что использование искусственного интеллекта (различных нейросетей) приведет к росту рынка и увеличению спроса на специалистов по компьютерной графике, но в действительности ИИ стал причиной снижения зарплат в обширном ряде сегментов рынка, увольнения сотрудников и зарождения тенденции к сокращению штатов сотрудников.
Самое неприятное, что это не разовая акция, а тенденция с достаточно уверенным ростом. Прогнозируют, что з/п и дальше будут снижаться, а потребность в специалистах уменьшаться, при этом число проектов, где могли бы быть задействованы люди не становится больше, в них просто нет потребности.
Какие особенности рынка создал ИИ на данный момент?
Мониторинг различных мнений авторитетных западных источников (CGarchitect.com, Computer Graphics World), привел к следующим пунктам:
Бич первый — Автоматизация. ИИ позволяет автоматизировать многие процессы, которые раньше требовали участия человека. Нейросети уже сейчас могут создавать модели, текстуры и анимации намного быстрее, чем это делают люди (да-да, все еще не идеально, но уже появились целые сегменты, где ИИ уверенно справляется, дальше будет только лучше). В результате на некоторые традиционные задачи стало требоваться меньше специалистов, что снижает спрос и, соответственно, зарплаты для этих позиций.
Бич второй — Снижение трудозатрат. Нейросети, способны ускорять процессы, связанные с визуализацией и моделированием, что позволяет уменьшить количество требуемых специалистов или сократить время работы. То есть условно один человек + нейросеть, может делать то, что до него делали 8 человек, соответственно 7 можно сократить, все это делает труд менее ценным и снижает оплату за него.
Бич третий — Конкуренция на глобальном уровне. Развитие ИИ-технологий облегчает вход на рынок для большего числа специалистов, включая тех, кто может предложить свои услуги по более низким ставкам. Увеличение конкуренции среди фрилансеров и агентств также способствует снижению зарплат, особенно для тех, чья работа может быть частично автоматизирована.
Таким образом, ИИ пустил на рынок огромное количество людей которые никогда бы сюда не попали и ничего бы не добились, так как они не обладают ни знаниями, ни талантами, но уже сейчас находятся ниши для людей, которые могут писать промты для нейронок и получать за это какие-то деньги.
Бич четвертый — Трансформация рынка. Хотя ИИ и привел к росту спроса на специалистов работающих с нейросетями, хорошо устроились только разработчики, которые создают узконаправленные нейросети для работы с определенными задачами и занимаются их обучением. Проблема в том, что много таких разработчиков не нужно, в остальном нейросети, либо создают повод увольнять целые команды, оставляя нескольких человек, которые будут использовать ИИ, либо создают низкооплачиваемые рабочие места для людей работающих с промтами.
Люди обладающие классическими навыками CG, неважно 2d это или 3d, стали менее востребованными, а их зарплаты снизились. Это изменило структуру спроса и предложения в индустрии, где многие значимые роли становятся менее актуальными, а новые специализации уже не оплачиваются на прежнем уровне.
Бич пятый — Чем больше ИИ, тем больше ИИ. Компания рынка, использующая ИИ получает большое преимущество перед компаниями, которые его не используют, как в финансовом плане, так и в плане времени. Это обстоятельство исключает любые варианты кроме одного - все компании будут по максимуму использовать возможности ИИ, если хотят выжить. Соответственно все минусы, которые приносит ИИ будут только увеличиваться в масштабах со страшной силой.
Таким образом, несмотря на технологический прогресс и расширение возможностей, которые приносит ИИ, он одновременно создает давление на зарплаты, повышает конкуренцию за место и снижает порог вхождения новых участников, которые фактически готовы работать за еду.
Но виноват ли в этом ИИ или причина глубже и появилась еще до ИИ?
Проектов на рынке не становится больше, оплата за работу становится ниже, конкуренция выше и новых людей, готовых делать туже работу, но в несколько раз дешевле, с каждым днем все больше.
Безусловно ИИ подливает масла в огонь и с каждым днем стремительно ухудшает ситуацию, вне зависимости от того, хотите вы это признавать или нет. Вот только, если приглядеться, проблема не совсем в ИИ, нейросети пока не развились до такого состояния (нужно еще несколько лет), в индустрии в целом огромный кризис и он уже давно.
CG художники получают очень мало за продукт, который приносит сверхдоходы. Давайте рассмотрим успешный и всем нам хорошо знакомый фильм “Мстители: Финал”:
Каков бюджет фильма?
Бюджет составил около $356 миллионов.
Какую часть бюджета пришлось потратить на гонорары актерам?
На выплаты главным актерам ушло более $100 миллионов из общего бюджета, Роберт Дауни-младший (исполнитель роли Тони Старка/Железного человека), заработал примерно $75 миллионов. А ведь еще есть много других актеров первого, второго плана и т.д.
У нас получается, что остается более $200 миллионов.
Во сколько обошлась работа CG специалистов?
На визуальные эффекты в «Мстители: Финал» была выделена значительная часть бюджета — ориентировочно от $80 до $100 миллионов.
Сколько же участвовало студий и специалистов в целом?
Над фильмом работали более 14 студий по визуальным эффектам и около 3 000 специалистов в области CGI и постпродакшн. Среди ключевых студий, задействованных в создании спецэффектов были такие гиганты, как Industrial Light & Magic (ILM), Weta Digital, Digital Domain, Framestore, Cinesite, DNEG и другие.
Сколько велась работа над фильмом?
Работа заняла около 3 лет, подготовка началась еще в 2016 году, съемочный процесс стартовал в августе 2017 года и продолжался до начала 2018 года, постпродакшн закончился незадолго до премьеры в апреле 2019 года.
Возьмем $80 миллионов, будем считать, что работа велась примерно 2 года и разделим эту сумму на 24 месяца, округлим получившуюся сумму в плюс до $3,4 миллиона в месяц. Именно в эту сумму в месяц обходилась кинокомпании работа над CG в фильме. Уплатите с этих денег налог в условные 30+% и сумма для 3000 человек станет еще менее привлекательной.
Сколько же заработал фильм в прокате?
Фильм собрав около $2,798 миллиарда в мировом прокате, обошелся кинокомпании всего в $356 миллионов. Давайте для наглядности представим в виде диаграммы, кто сколько заработал.
А вот диаграмма с общими расходами и доходами компании:
Есть уверенное чувство, что это очень маленькая сумма для компаний и людей, которые и сделали этот фильм возможным, весь фильм это один большой спецэффект в один из слоев которого периодически попадают люди отснятые на цветном фоне.
Мы конечно понимаем, что “продает кино” лицо всеми уважаемого и горячо любимого Железного Человека, вот только он никуда бы без CG не полетел и максимум бы болтался в нелепом костюме на веревках.
Кинокомпания получает сверхдоходы, тратит невероятно мало на производство, при этом все всех устраивает. Студии же все чаще заявляют о кризисе, закрытии филиалов и сокращении сотрудников, жалуются на демпинг цен от коллег из Индии и Юго-Восточной Азии.
Именно CG студии тот компонент без которого невозможно создавать современные фильмы зарабатывающие миллиарды в прокате, при этом по доходам они находятся между заработком артистов и обслуживающего персонала на площадке. А ведь это только один пример фильма, есть множество других, с еще более скромными суммами выделенными на CG специалистов, есть много рекламы, обучающего и игрового контента.
Почему CG настолько недооценено, хотя является необходимым и незаменимым элементом индустрии зарабатывающей многие миллиарды долларов в год?
Почему IT специалист оценивается минимум в 2 раза дороже чем специалист CG индустрии? При этом знаний и квалификации у условного Гудини Артиста должно быть никак не меньше, чем у фронтенд разработчика, который работая над рядовым проектом зарабатывает больше.
Давайте глянем ситуацию с IT в РФ, может быть мы преувеличиваем?
Джун от 110к?
Стажер без опыта и 80к на руки?
Опять Джуниор, удаленно, без опыта и с з/п до 170к?
Рандомный IT-шник в 2025 году.
А что же у нас с нормальными программистами, а не с Джунами?
Без опыта, 250к...неплохо.
200к, без опыта и на удаленке?
350к? Опыт 1-2 года и удаленно? Я конечно понимаю, что это верх рынка, но таких вакансий много.
Опять удаленка, опять без опыта.
Ну конечно есть вакансии программистов и за 60-80к, я даже проконсультировался у разработчиков, почему такая разница? А знаете в чем дело? Там просто очень простые задачи и, как сказал знакомый разработчик, это просто сумма, за которую вы присматриваете за проектом и выполняете какие-то минимальные задачи, можно набрать таких проектов 4-5 и вести их. Иногда это проще, чем брать один действительно сложный проект, даже за 300-350к.
Какие выводы мы можем сделать?
В целом, остается загадкой, почему водитель или продавец в магазине получает с нуля зарплату равную средней или высокой зарплате в индустрии CG? При этом от специалиста требуют портфолио, опыт работы, массу различных навыков, знание языков, устраиваясь водителем или продавцом (при всем уважении к обладателям этих профессий), мы зачастую видим требования уровня — иметь нужное число конечностей и голову.
При таких раскладах, где работник умственного труда будет цениться значительно ниже работника физического (по моему мы это уже когда-то проходили?), представители умственного будут бежать куда угодно, при первой возможности, а зачем нам эти утечки мозгов? Насколько я понимаю, поднимать индустрию будут не таксисты с продавцами обуви и парфюмерии? Но соглашусь с тем, что это слишком глобальные вопросы и нам стоит вернуться к нашим коллегам из IT индустрии, так как мы тут рядом, на соседних полках.
Работа разработчика не настолько сильно отличается от работы условного 3D художника (Мидла или Лида в рамках какого-то серьезного проекта), мы же не с водителем сравниваем? Там сопоставимый порог вхождения, особенно, если учитывать геймдев, киноиндустрию. Это чудовищные нагрузки, безумное количество ПО, которое нужно знать, и уметь работать в команде с многими специалистами, у которых свои требования. Каким образом получилось, что IT сидят на куче золота по всему миру, а CG художник чувствует себя паршиво почти в любой точке этой планеты?
Напомню, что нас не интересуют отдельные успешные личности, у которых все сложилось, нас интересует "средний класс" и его реальный заработок, а он слишком низкий.
Рынки глобального IT и CG действительно отличаются по размеру, в мире насчитывается примерно 2–3 миллиона специалистов, работающих в профессиях, связанных с компьютерной графикой, а вот различных разработчиков ПО, включая профессиональных программистов и специалистов, работающих в смежных областях, около 30 миллионов.
Но все равно не оставляет чувство, что CG специалисты как-то неправильно играют в эту игру, мы так до работы за плошку риса доиграемся, нам явно есть чему поучится у программистов. Почему индустрия CG вроде бы развивается, но ситуация для ее работников только ухудшается?
Уточним доходы индустрии CG и близких отраслей
Заметим, что отрасли киноиндустрии, рекламы, игр, смежных областей таких как медицина, инженерия, любых, где используется CG, весьма доходны и состоятельны. Рассмотрим 3 из них:
Игровая индустрия принесла в 2023 году около $183,9 - $187,7 млрд
Киноиндустрия в 2023 году достигла около $92-96 млрд глобальных доходов, включая кинотеатральные, стриминговые и домашние цифровые релизы (рынок пока в шоке от пандемии и все никак не может восстановится).
Рынок рекламы, в глобальном масштабе, оценивается приблизительно в $750 млрд. В любой рекламе активно используется CG, так что посчитаем его в общей копилке.
Мы не учитываем все другие направления (инженерия, медицина, военные и т.д.), что либо рассчитать там невозможно, нет данных.
Получаем что-то около 1 триллиона долларов в год.
Уточним доходы индустрии IT
В 2023 году глобальный рынок IT, включая рынок ПО, облачные технологии и инфраструктуру, принес доход в размере около $3.25 триллиона, что представляет рост примерно на 4.4% по сравнению с предыдущим годом.
Доходность отрасли в 3 раза выше, рост стабильный, на отрасль не влияют почти никакие внешние факторы (помните как пандемия поставила киноиндустрию на колени?), работники нужны постоянно, а зарплаты только растут.
Похоже IT - это индустрия здорового человека, а вот CG умудряется увядать при, казалось бы, росте и развитии, похоже общая капитализация рынков имеет огромное значение и у CG все плохо.
Сформируем главные вопросы, которыми стоит задаться начинающему художнику
1) В какой момент CG художник, из ранее престижной и высокооплачиваемой профессии превратился в обычного работника с зарплатой ниже чем у водителя? Виной тому пандемия и последовавшая за ним просадка отрасли, развитие ИИ или естественные процессы?
2) Имеет ли смысл учиться и развиваться в этом направлении с такими перспективами и динамикой? Стоит ли вообще выбирать специальность связанную с CG?
3) Как сильно ситуацию ухудшит развитие ИИ, ведь уже сейчас он оказал негативное влияние?
4) Возможна ли в принципе какая-то консолидация специалистов по принципу профсоюзов, напомню, что они создаются для защиты трудовых прав работников и ведения коллективных переговоров с работодателями. Понятно, что о международном профсоюзе речи идти не может, но хотя бы локально в какой-то стране? Или же мы сами себя обрушим демпингом, а даже если договоримся большинством, то бизнес найдет решение на аутсорсе, скажем, в странах Азии?
5) За последние 4-5 лет ситуация ухудшилась, рост и развитие индустрии не привели к росту зарплат специалистов, мы только обесценились еще больше, бизнес также испытывает проблемы, закрываются студии, сокращаются штаты сотрудников, куда такая динамика приведет еще через несколько лет?
Многие люди просто не в курсе насколько глобально все плохо, они думают, что нужно найти место потеплее и там то им заплатят, но мест таких нет, даже в самых теплых местах зарплаты очень скромные, а людей увольняют направо и налево, реально хорошие деньги получают единицы и вопрос как долго они их будут получать? Более того, их там не особо ждут, так как у этих мест очереди из своих, которые тоже хотят высосать последнее молоко из умирающей коровы.
Вот такие мысли в сегодняшней статье, друзья, делитесь своими мнениями и ценными замечаниями в комментариях, до новых встреч.