Теория цвета. Часть 2.5: низкая цветность

Почему у нас есть теория цвета? Почему бы просто не выбирать любой цвет какой нам хочется? В теории, нет никаких ограничений на выбор цвета. Но если мы хотим контролировать цвет и при этом создавать иллюзию реальности на холсте, то нам необходимы тренировки, чтобы понимать, как контролировать оттенки/тон/цветность, когда необходимо подправить цвет, как его правильно смешивать. Нужна практика, чтобы все эти навыки развились в достаточной степени, чтобы все необходимые движения запомнились на уровне мышечной памяти, чтобы вы наконец смогли понять, почему в определённых условиях нужно использовать именно такой цвет, а не какой-то другой, почему одним цветом вы проходите поверх второго и т.д. Это всего лишь малый список причин, по которым нам нужна теория цвета и как она может нам помочь в создании наших картин.
Хочу пояснить немного о том, что за штудии по цвету я здесь показываю и почему они важны для тренировок ваших навыков по работе с цветом. В идеале вы должны начинать с понимания того, как работает и влияет на объекты свет. Хроматические ключи и цветовые штудии это ваша практика по наблюдению за светом в естественных условиях, она поможет вам понять почему именно такими мы видим вещи и как их можно отобразить цветом. Правильное определение этих условий и обучение тому, как их нужно контролировать, поможет вам управлять цветом в вашей картине так, что он будет служить вашему художественному замыслу.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_add6df1bddd37da9.jpg

Это полная цветовая палитра, я сделал её отдельно от тоновой палитры. Я использую свои старые и ненужные мне картины как палитры, а затем оборачиваю их бумагой для заморозки. Эта бумага хорошо подходит для палитры и дешевле специализированной бумаги для палитр. Вот вам ссылочка.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_776ed2ec202ad899.jpg

Это тоновая палитра. Количество тонов соответствует количеству основных цветовых оттенков, которые я использую в своей картине. Некоторые оттенки будут одного тона, поэтому мне нет нужды создавать десятки тонов, под каждый новой оттенок.

Рисование с натуры, а не с фото, самое выгодное с точки зрения развития навыков дело. Камера не способна захватить, всё то, что видит человеческий глаз, в лучшем случае её предел это 70%. Рисование с натуры позволит вам видеть за пределами ограничений фотографии, поможет вам научиться понимать сложные взаимоотношения между пространством и глубиной. Реализм — это важная часть пути художника, которая поможет ему научиться достигать поставленных перед собой целей с теми инструментами, которые у него есть под рукой, ровно до тех пор, пока перед ним не встанут более амбициозные цели. Рисование с натуры включает в себя контроль краёв, контроль тоновых и цветовых переходов, понимание глубины и формы, нюансы поверхности изображаемого предмета (его текстуры) и скорее условный рендер формы, а не её гипердетализация. Также сюда можно добавить построение композиции, передача действия в картине, контроль за световыми переходами и плоскостями на поверхности предмета и т.д.
Я начал разговор о цвете две статьи назад, где указал на один из важных аспектов в тренировке навыков художника – цвет = тону. Если вы не способны видеть цвет как тон, то у вас возникнут известные трудности и с контролем цвета. Каждый цвет обладает своим тоном несмотря на то, что для вас как для зрителя цвет кажется более важной характеристикой. Это всемогущее свойство цвета иначе называется цветностью или насыщенностью. И не важно на сколько она высока, несмотря на неё, оттенок любого цвета будет обладать своим тоном.

1-2-3-how-to-do.jpg

Наш естественный дневной диапазон насыщенности цвета, если брать среднее значение, находится где-то в среднем ключе насыщенности с всплесками на крайних значениях – где значения насыщенности цвета соответственно максимальны и минимальны. Когда вы научитесь контролировать диапазон насыщенности цвета, то предыдущее предложение, станет для вас очевидной банальностью. Но чтобы понять это - вам надо научиться разбивать цвет на отдельные различные друг от друга оттенки.

Чтобы лучше показать «обычные» цвета, при рисовании с натуры, мы проверяем границы цвета и тона на прочность и это учит нас цветовой гармонии в живописи. Рисование цветовых штудий, с цветами низкой насыщенности помогает нам видеть, что цвет это и есть тон. Рисование цветовых штудий, с цветами высокой насыщенности, учит нас, что каждый объект обладает своим локальным цветом, в независимости от того насколько серым или коричневым он может нам казаться. Как художник, что зарабатывает себе на жизнь продажей своих работ, замечу – если у вас проблемы с контролем цвета, то рано или поздно у вас соберётся целая куча непроданных работ в вашей кладовке.
Цветовые штудии с низкой насыщенностью:

Научили меня:
• Пониманию, что цвет = тону
• Определять Главный цвет любого землистого или сероватого оттенка цвета
• Научили смешивать землистые тона используя серый цвет
• Научили гармонии цвета через работу с тоном оттенков, что позволяет управлять фокусом в картине
• Научили меня делать правильные изменения, чтобы сохранить локальные оттенки, когда я делаю их сероватыми
• Научили меня, что цветастость по большей части, существует лишь в среднем сером тоне на тоновой шкале
Я решил начать со штудии с низкой насыщенностью цвета, которая на мой взгляд, более полезна с практической точки зрения для большинства художников. Хотя в своё время мой учитель учил нас сначала делать штудии с высокой насыщенностью цвета, что вызывало у всех нас огромные проблемы в изучении цвета. Глядя на это со стороны своего текущего опыта, мне кажется он делал это намеренно, чтобы показать нам, что мы на самом деле ничего не знаем о цвете, хотя уверяли его в обратном – так обычно ставит на место зарвавшегося ученика мудрый сенсей из японского фильма. Мы умели работать с красками, но видели ли мы на самом деле цвет? Это быстро нас научило, что умению видеть цвет тоже надо учиться.

Identifying-Colors-in-Reference.jpg

Палитра оттенков цвета на изображении сверху выбрана на основе теории цвета, которую я описывал в своих прошлых статьях и ниже будет её снимок, чтобы показать, что эта палитра может дать любой возможный оттенок цвета с самой чистой цветностью. Чистый цвет в независимости от того насколько он серый, необходим для любой хорошей картины. Цель наших штудий – научиться находить оптимальную цветность для любой выбранной нами палитры цветов.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_43d3d2ca000383d.jpg

Я перевёл на картонку линейный набросок и затем размножил его. Это очень удобно для штудий.

Когда мы делаем штудию с низкой цветностью, то главное сначала намешать серые тона для основных цветов картины, затем намешать оттенки, чтобы они соответствовали этим тонам и затем смешать вместе оттенок и тон. Смешивать оттенок и тон необходимо так сильно, насколько цветной вы ходите видеть свою работу – если вы хотите иметь низкую цветность, то возьмите больше серого тона и меньше цвета. И наоборот, если вам нужна повышенная цветность, то вы будете добавлять совсем немного серого, чтобы приглушить цветность1.

Study1.jpg

В картинах с низкой цветностью мы держим под контролем цвет, чтобы сохранить тон. Если же говорить о живописи в целом, то это будут мрачные, тёмные, меланхоличные работы, выражающие нейтральные или негативные эмоции. Когда в картине мало цвета, то она оказывает на зрителя мрачное влияние и сама картина выглядит старше, чем она есть на самом деле. Большая часть истории искусств основана на работе с тоном, цвет стал более новым атрибутом с точки зрения времени.2

Технически говоря, штудии с низкой цветностью – это картины с правилом тон = цвету. А штудии с высокой цветностью наоборот - цвет = тону.
Перед тем как переходить к цветовым штудиям, вы должны научиться попадать тоном в цвет. Вы должны точно смешивать серый цвет для выбранного вами цвета, а затем, когда вы смешиваете их вместе, вы должны сравнивать не изменился ли тон нового оттенка и попали ли вы в тон объекта. Это будет очень полезный навык при выполнении штудий с низкой цветностью.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_332c8ac7c2576005.jpgТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_e53a515cb18bc795.jpg

Смешайте все части чтобы они соответствовали тону, перед тем как смешивать их друг с другом. Это будет залогом того, что в картине не будет доминирующего оттенка из-за его доминирующего тона.3

КАК НАМ УЗНАТЬ, ЧТО ТОН СООТВЕТСТВУЕТ ЦВЕТУ? Есть два практических способа это узнать, при этом один точнее, чем другой.
Первый способ — это сфотографировать ваши образцы краски при равномерном освещении и при этом камера направленна на освещённые образцы краски, а не на те, что в тени. Когда фотографируете палитру, то не надо направлять свет прямо на неё, если у вас есть белый потолок, то направьте источник света на него – свет отразится и создаст равномерное освещение палитры. В противном случае центральное световое пятно от лампы засветит центр вашей палитры.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_b656be4dc52a114b.jpg

Взял фото из Сети, чтобы показать схематично, как это должно выглядеть.
Перенесите получившуюся фотографию в Photoshop и конвертируйте изображение в чёрно-белое. А затем сравните тон и цвет. Если они равны, то всё - вы попали тоном в цвет. Если же нет, то вы заметите, какие оттенки цвета необходимо затемнить или осветлить.
Есть ещё более удобный метод с красной плёнкой в виде светофильтра на ваших очках или стёклышке. Красная плёнка уберёт все оттенки цвета, относящиеся к видимому спектру, и оставит лишь оттенки красного разной тональности.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_ad7892d2966ff5f.jpg

Это фотофильтр из набора для фотостудий. Вот вам ссылочка

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_66a9169f32493e6.jpg

Я сделал этот снимок выставив красный светофильтр перед камерой и сразу же увидел, что две штудии отличаются по тону и нужно внести изменения.

FALSO.jpg

Я специально сделал этот пример, чтобы показать, как оттенок цвета может стать доминирующим, из-за чего мы вместо того, чтобы держать цвет под контролем начинаем подстраиваться под него.

Если в ходе проверки своей работы вы нашли серьёзные ошибки, то исправьте их.

Используйте эти вспомогательные методы пока не научитесь уверенно определять истинный цвет предметов и безошибочно их смешивать на палитре. Вместе с постепенным ростом ваших навыков в исполнении штудий от этих вспомогательных методов необходимо постепенно отказываться. Зачем? Чтобы вы могли сделать шаг на ступеньку выше в ваших навыках и начать уже рисовать картины, а не вечные штудии.
Обучение тому, что сначала надо намешать оттенок, а потом соответствующий тон к нему кажется контринтуитивным – ведь проще сразу намешивать оттенок с правильным тоном, как нас учили во всех художественных школах. Честно говоря, я встречал всего несколько художников, которые практикуют подход с качественной подготовкой к процессу смешивания оттенков на палитре. Я повторюсь – всё что я сказал, относится к инструментам обучения, все эти приёмы не надо делать в ходе рисования картин, они нужны только для штудий. Свои картины вы рисуете так, как привыкли, штудии нужны вам лишь для развития ваших навыков. Между рисованием штудий и картин есть огромная разница в плане настроения и ментальности, когда художник за них садится.

TRY.jpg

Вот вам парочка сложных примеров для цветовых штудий. Но вы можете найти для себя и другие примеры.

Любите учиться – так ваши навыки будут постоянно расти, штудии это лишь часть общего процесса развития художественных навыков.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ЧАСТЬ 2_html_513a90339a2e5f4d.jpg

RON LEMEN

1. П.п- главная мысль в том, что если точно определён и смешан серый тон для выбранного цвета, то, когда вы смешаете его и соответствующий ему цвет, то насыщенность цвета будет снижаться, а тон оставаться прежним. Это как если в Photoshop, снижать слайдер насыщенности на изображении, не трогая при этом слайдер тона. С живыми красками этот трюк как видите сложнее и требует тренировки. А так ничто не мешает глушить насыщенность цвета чёрной краской, а потом добавлять белила, чтобы попасть в тон.

2. П.п – связано с прогрессом в химии. В старые времена получить хорошую краску было весьма непросто. А из широкодоступных цветов были лишь природные источники (уголь, разные измельчённые минералы, растительные элементы и т.д.), которые не блистали чистотой и постоянством получаемого оттенка. Отсюда кстати проистекает и неразвитость цветового восприятия – люди прошлого могли видеть и различать меньше оттенков цветов, чем современные.

3. П.п – Картина должна быть с точки зрения тона выполнена в сплошных серых тонах. Без тональных контрастов. Потому что тональный контраст тут же привлечёт внимание, и соответственно цвет тоже станет доминировать. Как зелёная светящаяся кровь Чужого на тёмном полу космического корабля будет привлекать к себе внимание или как смачное пятно черничного варенья на светлой скатерти стола.

759 0 850 3
0
RENDER.RU