Making Of "SHELTER".

Аннотация

Приветствую всех коллег, художников и любителей искусства! Меня зовут Максим Хайдар, мне 25 лет, я скульптор, 3d художник, живу и работаю в Киеве.
В этой статье поделюсь своим опытом работы над проектом SHELTER, в котором я постарался объединить современные технологии и традиционный подход для создания скульптуры. Так получилось, что это моя дипломная работа, и с ней я защитил магистерскую в Киевской Академии Художеств (кафедра скульптуры).
Как вы уже догадались, в данной статье речь пойдет о 3dprinting, а именно об FDM печати, принтерахи как выжать из этого то, что будет представлять собой художественную ценность. Забегая наперед, сразу скажу, что не буду подробно описывать какие-либо особые приемы в работе с 3d моделью, открывать секретные кнопки или раскрывать потенциал новых фич в обновленных версиях Zbrush. Все делалось стандартным набором кистей, в стандартном интерфейсе и без каких-либо плагинов.
Статья будет интересна как и художникам, творческим людям, так и тем, кто хотел бы воплотить собственные 3D модели в реальность -скульптуру, которую можно подержать в руках , поставить на свой рабочий стол, подарить другу и в целом посмотреть на свою любимую работу с совершенно другой стороны. Так сказать, добавить еще несколько измерений к трем имеющимся 😊

Немного об идее

Главным героем и прообразом творческой роботы «Приют» стала отнюдь не выдающаяся персона или герой своей эпохи. Это реальный человек, который на сегодняшний день живет во Франции. Его имя Джузеппе и на первый взгляд он обыкновенный бездомный.
Вынужденный обитать на улицах Парижа, он питается найденной едой и категорически отказывается от благ цивилизации, которые ему предлагают небезразличные люди. Свое жизненное призвание Джузеппе нашел в заботе об уличных птицах. Сотни птиц без всякого опасения слетаются на его плечи, клубятся вокруг, садятся на его руки, даже когда Джузеппе совершенно их не прикармливает. Сам он это объясняет тем, что понимает птичий язык, а они понимают его. Меня тронуло то, что не имея собственной крыши над головой, Джузеппе сам решил стать своеобразным домом для уличных птиц – для таких же птиц, как и он сам. Это и вдохновило на создание дипломного проекта «Приют» («SHELTER»).

Разработка эскизов, решение композиции.

За основной центр композиции я решил взять портрет главного героя, а плечи и туловище передать через каскады птиц, которых он держит в руках. Композиционно такой формат называется бюстом, но в данном случае я решил отойти от стандартного изображения тела, оставив от него только то, что имеет непосредственное значение для идейной составляющей. В частности, портрет - как зрительное восприятие характера главного героя, и руки - символ заботы, опеки, своеобразной стабильности.
Птиц в свою очередь было решено изображать не только с улиц Парижа, а как можно больше видов из обитающих в данном регионе. А именно: голуби, вороны, совы, аисты, попугаи, утки, воробьи, орлы, ястребы, ласточки. Все из вышеперечисленных присутствуют в финальной композиции. Некоторые парно, некоторые по одиночке.
Композиция целом имеет форму перевернутого треугольника, с острым углом вниз. В процессе работа общая форма менялась от прямоугольника и ромба до финального варианта, который наиболее способствует гармонии формы со смыслом.

История создания модели от общих форм до финальной

Первым этапом создания проекта стало моделирование портретного образа главного героя. Было решено немного отступить от оригинального внешнего вида Джузеппе, сделав его более характерным. Как и в традиционной лепке руками, так и в цифровом скульптинге, принципы формообразования остаются низменными - сначала решаются общие формы, и после удовлетворительного результата следует переходить к мелкой проработке.

image001.png

Волосы сделаны кистью CurveTubeSnapc под-настройками толщины, а все остальное - как портрет, так и вся работа в целом - тремя стандартными кистями: Move, ClayBuildap, DamStandart.
Крайний справа портрет – финальный вариант, уже подготовленный к печати. Если посмотреть на бороду, можно увидеть выемки от выбуленных птиц, так как голова и птицы печатались отдельно, а стыковались уже на этапе сборки отпечатанных частей. Сами волосы пришлось утолщать и проследить за тем, чтобы самые тонкие из них были приснэплены к общей массе, ибо в противном случае они отломаются либо в процессе печати, либо уже со временем, и это будет выглядеть некрасиво.
Если на момент начала работы с портретом было все более-менее понятно, то композиция из птиц и понимание того, как это все будет стоять - чуть ли не до самого последнего этапа оставалось нестабильным😊
Вот как обстояли дела на этапе эскизирования и первоначальной идеи:

image003.jpg

image005.jpg

Как видно, я не делал каждую птицу отдельно – я добавил к портрету одну сферу и всячески ее деформировал, применял Dynamesh, крутил, увеличивал и все в таком духе, чтобы определиться с «пятном» или, проще говоря, с силуэтом и общей массой. В качестве подставки я не нашел другого выхода, как использовать куб и наперед для себя решил, что в реальности он обязательно должен отличаться по тону, дабы не диссонировать со скульптурой.
И все же мне захотелось довести этот эскиз до ума, но при этом, не вдаваясь в подробности и мелкую проработку. А заодно и напечатать его на принтере – это бы внесло некую ясность в вопрос куда двигаться дальше. Я уделил время кистям рук, нескольким птицам снизу, а остальное я лишь разбавил наскоро слеплеными крыльями, перьями и мордашками птиц. И да, чтобы рука главного героя не торчала сразу из кубической подставки, я смоделировал некое подобие рукава.
На двух картинках снизу изображена сама модель и она-же в распечатанном и покрашенном виде. Размер – около 25 см.

image007.jpg

image009.jpg

В целом результат меня вполне устраивал, но все-таки что-то смущало. Кстати, забавный момент, который возможно и повлиял на дальнейшие изменения в скульптуре, произошел на предзащите в Академии. Когда я выставил работу на оценку кафедры, один из уважаемых преподавателей, уже довольно пожилой, в возрасте человек, не успев навести резкость взгляда, тут-же спросил: «Это что, рюмка?»
И тогда я задумался... Масса птиц, ввиду того, что изначально была вытянута из единой 3D сферы смотрелась действительно как «масса» в значении слова «месиво». Не было ощущения воздушности, движения и главное – не было полета. А полет для птиц, это, разумеется, важно! И при этом, как-бы детально я не проработал каждую птицу – на расстоянии скульптура будет выглядеть слишком просто (а для стариков - и вовсе как рюмка). А значит такую вещь легко можно слепить и в глине, и в пластилине, и это не будет оправдано использованием 3d скульптинга, границы возможностей которого, существуют только в воображении.
Иными словами, было решено отказаться от «месива» в пользу ажурности и более рассредоточенной композиции из птиц.

image011.jpg

На этом примере уже прослеживается силуэт, который близок к финальному результату. В процессе появилась навязчивая идея как-то избавиться от кубической подставки и я прикинул вариант со шляпой и канализационным люком. На этой картинке начальная версия, но потом я даже успел проработать эту тему, отыскал рефы именно парижских люков и французских цилиндров. Но в итоге от этой затеи пришлось отказаться по двум причинам. Первая это то, что такая подставка в последствии должна держать полуметровую скульптуру, и даже на рендере мне этот вариант показался не устойчивым. А вторая – стилистически такая детализация подставки спорила с основным сюжетом и отвлекала на себя внимание.
На этом этапе я уже утвердился с птицами и время до защиты диплома как-бы намекало, что пора завязывать с поисками и переходить к делу. А дело на самом деле не хитрое – я решил двигаться снизу вверх, просто брал каждую птицу, скульптил ее отдельно и добавлял к общей работе.

image013.jpg

В процессе от чего-то пришлось отказываться, а где-то наоборот добавлять. Подводя итоги, сама процедура такого поиска весьма индивидуальна и каждый пользуется такими приемами, в каких он себя чувствует более уверенно. Кто-то скачивает тонну рефов, коллажирует 2д-концепт и не морочит себе голову. Кто-то придумывает все в объёме, но наоборот отталкивается от мелочей, под которые подстраивает общий силуэт.
На примере птиц-ласточек, отмеченных желтым цветом, видно, что мой вариант близок к традиционной лепке. Я воспринимаю отдельные сабтулы как комки глины, которые работают исключительно на общий силуэт или, как я уже писал, на «пятно». Делать это пятно изящным и проработанным не имеет никакого смысла, если оно даже в таком виде не смотрится убедительно и не находится на своем месте. Так что, если эту статью читают начинающие скульпторы - очень советую опробовать такой беспроигрышный метод.

image015.jpg

Спустя некоторое время я пришел к финальному результату. Наконец определился с подставкой – ею станут три металлических штыря приваренных в железную пластину. Итак, пришло время расчехлять принтер.

Немного о выборе принтера и пластика для печати

Выбрать свой домашний 3д принтер не так уж и сложно, особенно когда у вас есть месяц-другой, что бы вникнуть и разобраться в том, что вам нужно. Благо, в интернете информации предостаточно, как и экспертных мнений, так и видео-гайдов с установкой, сборкой и эксплуатацией. В этой статье я популярным языком опишу на мой взгляд те нюансы, на которые стоит обратить внимание именно художникам при покупке первого принтера.

- ТЕХНОЛОГИЯ

Перед тем как приступить к рассмотрению моделей принтеров, самое важное это определиться с технологией 3д печати. Две основные из доступных для домашнего производства это FDM и SLA печать. Обе позволяют печатать как и технические, так и художественные модели.
SLA - высокоточная технология, которая может печатать ювелирные изделия с попаданием до нескольких микрон. Для печати такие принтеры используют жидкий фотополимер. Работают они так, что на фотополимер воздействует специальный луч ультрафиолета, при котором фотополимер затвердевает. Из минусов – дорогая стоимость, как и хороших принтеров, так и материалов для печати. Такой принтер более требователен к обслуживанию.
FDM – для себя я выбрал именно этот вариант. Технология печати проста и понятна: пластиковая нить подается в экструдер, который разогревает его до температуры плавления. Сам же экструдер двигается по трем осям, тем самым выдавливая расплавленный пластик там, где нужно. Слои пластика накладываются друг на друга и формируют нужную фигуру. Из плюсов таких принтеров это гибкость в использовании - при желании и наличии нужного сопла им можно печатать как мелкие детали, так и крупногабаритные. Стоимость расходников значительно ниже, чем у SLA.
Из возможных минусов - чтобы ваш FDM принтер выдавал годный результат, желательно вникнуть во множество настроек слайсера и все держать под контролем (обдув, скорость, заполнение, поток, поддержки, высота слоя, толщина дна, прилипание к столу, температура….). В то время как в SLA допечатная подготовка значительно проще и интуитивнее.
Для моих задач выбор был очевиден, так как я не собирался печатать миниатюры, ювелирку и мелкую пластику. Вам советую присмотреться и к тому, и к другому, но следующая информация будет касаться исключительно FDM принтеров.

ЦЕНА
На сегодняшний день сфера 3д печати развивается с бешеной скоростью, каждый день появляются новые модели, каждый месяц - новые производители. Кто-то вообще собирает принтеры самостоятельно из подручных средств, печатает из пластиковых бутылок, покрышек и т.д.. Поэтому ценовые диапазоны машин для печати сродни диапазону легковых автомобилей. Есть своего рода «Москвичи» , а есть «Лексусы». Цена может отличаться в десятки раз, НО! Всегда найдется какой-нибудь ютьюбер-владелец Москвича, который в пух и прах разнесет Лексус и буквально на пальцах докажет, что все эти прибамбасы, фонарики и сенсорные панели -выброшенные деньги. Не говоря уже о ремонте, обслуживании и замене дорогостоящих, но буквально одноразовых деталей.
Я вовсе не призываю покупать самые дешевые модели, а лишь хочу сказать, что в выборе принтера дороговизна отнюдь не означает качество.

РАЗМЕРЫ
Здесь главное не строить себе каких-либо иллюзий. Разумеется, размер имеет значение, но как показала моя практика – в большинстве своем это касается цены. Когда вы запустите свою первую модель на печать, вы поймете, что это довольно кропотливый процесс, за которым нужно как минимум поглядывать, ибо произойти может всякое. А вот времени это займет не мало. Например, печать некоторых утонченных изделий, пускай и в размере до 30 сантиметров, может занять около полутора-двух дней непрерывной работы принтера. В таких случаях я разрезаю модель на несколько частей, печатаю их отдельно, а между тем даю время себе и принтеру передохнуть.
А теперь представьте, как Вы на радостях купили принтер, печатающий до полу-метра в высоту. Загружаете в слайсер вашу модель и он Вам сообщает, что приблизительное время печати - 7 дней. Вы покорно соглашаетесь, запускаете печать и естественно забываете про сон, так как некоторые модели принтеров злостно пищат при работе. Но это все до того момента, как на шестой день, Ваш любимый кот решит прыгнуть на дергающийся стол, либо у Вас в катушке закончится пластик, либо пропадёт электричество на несколько часов, либо модель отклеится от стола, либо еще сотня причин, почему я не рекомендую покупать огромных размеров принтеры для домашнего использования.

ХАРАКТЕРИСТИКИ, КОМПЛЕКТУЮЩИЕ.
Каждая модель принтера имеет свои характеристики, с которыми я советую ознакомиться самостоятельно перед покупкой. Возможно вы захотите печатать одновременно двумя цветами пластика, либо растворяемыми в воде поддержками. Есть возможность печати гибкими, как резина, пластиками - тогда присмотритесь к типу экструдера и комплектации вентиляторов.
Очевидно, что для домашнего использования вам важно, чтобы при печати принтер не гудел как паровоз, так что здесь нужно обратить внимание на шаговый драйвер и возможность его замены. Также обратите внимание на то, как реализован сам печатный столик и его движение. Смотрите обзоры, и общая картина станет гораздо яснее.
Касательно пластика – их огромное множество видов, но для наших художественных целей я рекомендую PLA. Он не токсичен, в отличии от ABS и им легко печатать. Да, он не такой прочный на излом и плавиться при температуре выше 70 градусов. А в остальном это одни плюсы. Так что, если в ваши планы не входит создание кастомного орехокола для использования в посиделках у костра – тогда Ваш выбор очевиден.

Печать и финализация скульптуры

К тому времени, как я закончил модель, у меня дома уже стоял свой принтер, на котором я успел попечатать и поэкспериментировать с другими своими моделями.
Поскольку финальная скульптура планировалась в размере до полуметра в высоту, то очевидно, что принтер с границами печати 30 х 30х 40 см такое не потянет. Второй важный момент - есть в 3д печати такое понятие, как поддержки. Без них принтер не может напечатать элементы, которые относительно горизонтали стола нависают более чем на 45 градусов.

image017.jpg

На практике он то конечно сможет, но в этом месте слои 3д печати будут выглядеть, мягко говоря, скверно. Что уже и говорить про элементы, которые на каком-то этапе вообще висят в воздухе.
Вся моя скульптура как раз-таки и состояла из таких висящих элементов: выносящихся крыльев, клювов, нависающих перьев и т.д.
Поэтому, дабы сэкономить время, я разрезал всю скульптуру на десяток частей разного размера , делая плоские резы именно в тех местах, где модель будет крепиться к столу. И таким образом, дабы свести к минимуму нависающие элементы - тем самым ускоряя процесс печати без множества поддержек.

image019.jpg

На это картинке видно несколько из частей, и приблизительное расположение поддержек.
После того, как были напечатаны все элементы скульптуры, я не спешил собирать их воедино. Поскольку я печатал их полностью пустотелыми, то на этом этапе мне было удобно внутрь каждого из них залить цементный раствор. Ибо сам по себе пластик не прочный, и вес каждой из частей скульптуры можно было сравнить с весом пустой пластиковой бутылки соответствующего размера.

image021.jpg

После этого была сварена металлическая подставка и на нее снизу вверх собралась вся скульптура. То бишь по такому же принципу «снизу-вверх», как и в процессе детализации 3d скульпта. Внутри всей скульптуры также проходит металлический каркас, залитый цементом, который и держит намертво все элементы. К сожалению, фотографий в процессе у меня нету, так как руки были заняты и пришлось изрядно попачкаться. Скульптура требует жертв😊
В итоге получилась достаточно крепкая и внушительная по весу работа, чего я и добивался, решая проблему хрупкости пластика.
Далее, после того, как высох шар грунтовки, я использовал разнообразные красящие пигменты, имитирующие бронзу. Пришлось немного потанцевать с бубном, чтобы выглядело убедительно -добавить потеков в нужных местах, где-то потертостей, где-то благородную патину, окиси меди, металлический блеск… Это уже совсем другая история, мало относящаяся к сфере 3D, да и признаюсь честно, на этом этапе у меня не все получалось с первого раза. Но как и в любом деле - немного упорства и результат не разочарует.

image023.jpg

На этом, собственно, и все!
P.S. Диплом таки защитил😊 Спасибо всем, кто дочитал до конца! Надеюсь, моя статья оказалась для вас полезной и не скучной. Желаю всем добра, вдохновения и расширения горизонта своих возможностей во всем, за что бы вы не брались.

829 0 850 28
7
2021-05-12
Андрей КривуляОчень круто! Красава! Давно за тобой наблюдаю. Крутецкие у тебя скульптуры! И на гитаре еще круто играешь =)

Спасибо, Андрей, очень приятно слышать и это взаимно!!
2021-05-12
Самая крутая 3д печать которую я видел )
2021-05-12
Уххх круто
2021-05-16
Отличная работа!!
2021-05-17
PazСамая крутая 3д печать которую я видел )

уххх, благодарю!!
2021-05-17
simon310Отличная работа!!

Спасибище!
2021-05-17
гринманУххх круто

Мэрси!!
RENDER.RU