Тод Локвуд: криволинейная перспектива. Часть 2
Рисунок изнутри круглого аквариума - Тодд Локвуд
Вчера я рассказывал о своём опыте наблюдения криволинейной перспективы в реальной жизни и о том, как мы обычно воспринимаем окружающие нас вещи.
Человеческий глаз имеет ограниченное поле зрения; мы можем видеть только определённую часть окружающего нас пространства за раз, и мы можем концентрироваться только на вещах в центре нашего поля зрения. Поэтому мы уверенны, что прямые линии всегда выглядят прямыми. Это даёт нам определённое преимущество: с прямыми линиями работать и взаимодействовать гораздо проще чем с кривыми! Но на самом деле, все мы живём в центре вселенной рыбьего глаза. Очень редко так происходит, чтобы линии располагались точно в центре нашего поля зрения, чтобы их можно было нарисовать горизонтальными – это касается даже тех линий, что находятся на уровне наших глаз. Если вы медленно повернёте голову пока сидите, и сконцентрируете своё внимание на линиях и углах стены, мебели и пола и постараетесь воспринимать их как абстрактные формы, а не как вещи. То вы заметите, как они начинают сдвигаться в вашем зрении и начнёте понимать, что я имею в виду. Посмотрите прямо на предмет, например, на монитор компьютера с которого вы читаете эту статью, сделайте так чтобы горизонтальные линии сверху и снизу были полностью горизонтальны в вашем поле зрения. Но как только вы начнёте поворачивать голову, то заметите, что они начнут искажаться.
Перспектива по своей сути, это тот вид, что вы наблюдаете в текущий момент с текущего места и она зависит от того, куда вы направляете свой взгляд. Она может меняться. Она движется и меняется, как только вы начинаете двигаться. У художников есть определённые правила, которые помогают упрощать наблюдение за тем, что мы видим, например перспективная сетка. Но это всего лишь абстракция, применяемая к наблюдаемой нами реальности; язык которой вынуждены учить все художники. Но это не реальность.
Хитрость состоит в том, чтобы использовать это знание для того чтобы выборочно изменять реальность, чтобы вы могли более правдоподобно изобразить её в картине:
Взгляните на картину «Драка в баре»:
В картине есть идеально вертикальные линии - перекладины на стене с камином. Я сделал их вертикальными потому, что они слишком малы и незначительны, так как они находятся далеко от фокусного центра картины, а также потому, что они не так важны для картины с пейзажной ориентацией. Также, из-за того, что они очень далеко, то если бы я действительно был бы в этом баре, то мне пришлось бы поворачивать свою голову чтобы увидеть их. Если бы я смотрел прямо на них, то они выглядели бы вертикальными, но стоило бы мне поднять свой взгляд выше, то они начали бы искажаться. Всё понятно? Чтобы лучше понять, вы можете представить себе дорогу и линию разметки по середине. Только в данном случае эта дорога вертикальная и линия разметки тоже вертикальная. Если бы я рисовал картину не в пейзажной, а в портретной ориентации и в комнате бара был бы сводчатый потолок, то эти же вертикальные линии начали бы сужаться к верху.
Но если вы посмотрите на правую сторону бара, то я использовал слегка искажённую перспективу, чтобы добавить динамики в картину. Это делает картину более динамичной и живой. Мне удалось сделать эти криволинейные искажения достаточно естественными.
Остальная часть естественной перспективы в сцене скрыта происходящим действием, а также тем, что стулья и столы направлены под углом. Но вы можете заметить перспективу отдельных досок, из которых состоят столы и т.д. Перспектива есть всегда и везде. Нет «способа» или хитростей, которые позволят вам избавиться от неё.
А теперь посмотрите на картину «Потоки Серебра»:
Дэн прислал мне эту перспективную сетку, пока я готовил данную статью, и она более-менее точно представляет то, что я использовал в этой картине:
В этой сетке все вертикальные линии прямые, что является небольшим допущением. Если бы эта сетка была раза в три выше, то вертикальные линии начали бы сходиться к верхним или нижним точкам схода, либо всё изображение стало бы выглядеть искажённым, особенно по углам. Такая сетка может использоваться для панорамы, что частенько используется в анимации, когда персонажи пересекают сцену слева направо. Вы никогда не увидите её полностью, но перспектива будет читаться правильно до тех пор, пока камера движется вдоль сцены.
Но вернёмся к картине. Я оставил вертикальные линии прямыми, потому что это работа выполнена в пейзажной ориентации и чтобы увидеть её всю целиком (если бы я был там) мне пришлось бы крутить своей головой по сторонам. Если я буду поворачивать свою голову, то каждая колонна, на которую я буду смотреть, будет прямой в поле моего зрения и пока колонны перпендикулярны плоскости земли и линии горизонта, то всё так и останется. Но пока я смотрю на колонну в центре моего поля зрения, то колонны по бокам от неё изогнутся вверх или вниз в зависимости от того направлен мой взгляд вверх или вниз. Человек лучше всего концентрирует свой внимание на объектах в центре своего поля зрения, так что мы можем использовать подобные приёмы, когда строим свои картины. Однако горизонтальные линии в картине искривлены. Посмотрите на невидимую линию, что отмечает вершину у каждой арки, когда они уходят в даль; она искривлена, хоть и совсем немного.
А теперь посмотрите на «Кристальный Дождь»:
В картине даже эти бесформенные газовые мешки обладают своей перспективой. Верёвки опоясывающие их это по сути круги или эллипсы (пусть даже они и не идеально точные), уходящие к точке схода.
На самом деле перспективная сетка этих мешков та же, что и в остальной картине. Считайте, что каждый круг занимает плоскость более-менее параллельную к остальным. Также обратите внимание, что ближайшие к нам плоскости будут сильнее сокращаться, из-за того, что мы будем видеть их с края. Эллипсы будут становиться всё более круглыми, чем ближе они будут к точке схода в левой части картины. Если вы заботитесь о том, чтобы круги и эллипсы в ваших рисунках изменялись под действием перспективы, то чувство масштаба в работе усиливается. На втором дирижабле эти изменения не так сильно заметны из-за расстояния. Логика криволинейной перспективы говорит зрителям, что они находятся рядом с первым дирижаблем, и что он достаточно большой по размерам.
В обеих своих работах я использовал прямую линию как линию горизонта, а всё остальное изогнул, потому что мы переносим изогнутую реальность на плоский лист бумаги. Я делаю так почти всегда, искажаю остальные линии на 1 или 2 градуса. Иногда я искривляю и вертикальные линии тоже, как в этой картине: в ней присутствует лёгкая криволинейная перспектива в вертикальных колоннах. Единственная настоящая вертикаль в ней это самая правая колона. Самая прямая горизонталь проходит по вершинам жаровен; остальные горизонтали слегка искривлены, чтобы усилить чувство глубины:
И в конце, посмотрите на «Пиратского Короля»:
Вот первый набросок, который я нарисовал после того как сделал себе фотореференс, вот такую я предполагал перспективу:
Я по-быстрому накидал одноточечную перспективу, все вертикальные линии уходят к точке схода находящейся за пределами нижнего края картины. А это уже рисунок более поздней стадии; я включил видимость сетки на 100%, чтобы вам было лучше её видно. Большую часть времени я держу сетку на 10% прозрачности, и использую её как своего рода подсказку:
Для того чтобы передать правильное чувство масштаба (без нежелательных искажений), я использовал криволинейную сетку для горизонтальных элементов картины. Вот как выглядела эта сетка:
Ниже вы можете увидеть, как выглядит сетка если её растянуть за пределы рисунка. Она далека от идеальной, потому что я делал её при большом увеличении, но сцена не обязательно должна на 100% соответствовать ей (в ней нет никакой архитектуры ниже фокусного центра картины), но всё же она достаточно убедительно передаёт нам масштаб и пространство, что и делает её правдоподобной.
Синие линии показывают горизонтальную плоскость, которая сходится к четырём точкам схода на дальних горизонтах. Это эффект рыбьего глаза! Я позволил всем вертикальным элементам стать прямыми (зелёный цвет), так как в картине я смотрю сверху вниз. Есть ещё одна точка схода для вертикальных линий, где-то ниже Дзирта и Гвенвивар, но она находится за границей картины. В горизонтальной сетке, единственными по-настоящему горизонтальными линиями являются две линии, которые образуют прямые углы, прямо над точкой схода (красные линии). Это линии «на которые я смотрю». Слегка искривлённые линии помогают зрителю воспринимать масштаб картины, они как бы сообщают зрителю, что он наклонил свою голову, чтобы лучше рассмотреть картину.
Обратите внимание, что мост, ведущий к самой левой башне, выравнен по отношению к лестничному спуску на башне справа и по отношению к камням на самом верху картины. Если бы перспективная сетка картины была бы прямой, а не искривлённой, то по краям возникли бы искажения. Вместо этого горизонтальные элементы в картине «согласованны» с вертикальными и результат выглядит «правдоподобно».
Обычные люди, не художники, тоже способны видеть все эти вещи. Не все художники способны нарисовать идеальный портрет своей матери по памяти – но абсолютно все способны узнать свою мать, когда увидят её. Всё это очень похоже. Все мы подсознательно знаем, как выглядит окружающий нас мир. Более того, распознавая и выборочно используя криволинейную перспективу, мы можем избежать искажений форм, которые возникают в углах картины. Это знание поможет вам как художнику создавать более убедительную иллюзию глубины и пространства для зрителя. Когда вы понимаете, как работает перспектива, то и искажать её вы можете более правдоподобно.
***Огромное спасибо Тодду Локвуду за время, что он потратил на написание этой двухсерийной статьи!***