Рисование портрета Накса из "Безумного Макса" на IMC.
Вот короткий список из 10 заметок. Вы их наверняка уже знаете.
1. Неудача - это жестоко.
2. Неудача - это смущение.
3. Неудача - это завершение.
4. Неудача - это страдание.
5. Неудача - это жестоко.
6. Неудача - это нежелание делиться.
7. Неудача беспощадна.
8. Неудача непреклонна.
9. Неудача губительна.
«За свою карьеру я бросил мимо корзины более 9000 мячей. Я слил почти 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать решающий бросок, который мог принести победу, и 26 раз я промахивался. Я терпел неудачу снова и снова в течение своей жизни. Именно поэтому я и стал успешным».
~ Майкл Джордан
В последние годы я выступал с лекцией о «таланте» на Illustration Master Class. По правде говоря, в ней рассказывалось скорее о неудаче, почему мы должны использовать её, и почему должны принимать её. В ней объяснялось, почему мы все испытываем неудачу и должны испытывать в своей жизни, что особенно важно в отношении к творчеству. Позже я не проводил эту лекцию, потому что был уверен, что у публики пропал к ней интерес. Неудача незначительна для процесса рисования, но художники, так или иначе, боятся любого упоминания о ней.
По-моему, всё дело в страхе. В этом году я несколько раз рассказывал о неудаче в лекциях о композиции и о выживании в качестве художника. Я знаю, студенты в аудитории понимали важность совершения ошибки и испытывали на себе этот опыт не раз, но они готовы на что угодно, лишь бы это не случилось с ними снова. Включая огромную ошибку – не признать, что постиг неудачу.
«Успех заключается в переходе от одной ошибки к другой без потери энтузиазма».
~ Сэр Уинстон Черчилль
Никто не хочет ошибаться, однако неудача - это то, что преследует вас на пути к успеху. Она - важная часть успеха. Никому не удавалось избежать промахов, без них невозможно расти.
Мой собственный профессиональный рост зависел и даже сейчас зависит от неудач. Возможно, сейчас даже больше, чем раньше. Поскольку я рисую довольно давно, иногда я должен допускать серьезные ошибки, чтобы оставаться на достигнутом уровне. Чтобы понять и увидеть что-то новое, я должен выйти за рамки своей зоны комфорта. Тренируйтесь для достижения успеха.
«Величайшая слава состоит не в том, чтобы никогда не падать, а в том, чтобы каждый раз вставать после падения».
~ Конфуций
Мастихин - верный друг ошибок. Непоследовательные мазки делают картину направленной, аутентичной и реалистичной.
Неудача всегда неприятна. Художник не должен беспечно относиться к допущенным ошибкам как к части процесса рисования. Неудача должна расстраивать, иначе это не неудача. Она всегда полная и абсолютная, ужасная и противная. Но если вы в полной мере испробуете этого яда, то узнаете вкус дороги к успеху.
«Чем усерднее я работал, тем счастливее становился».
~ Бэн Хоган [1]
[1] Американский профессиональный гольфист, считающийся одним из самых величайших игроков в гольф. Один из пяти гольфистов, которые смогли выиграть все 4 главных чемпионата.
Чтобы стать художником, нужно много тренироваться, и ошибки во время тренировок неизбежны. На ошибках надо учиться и продолжать двигаться дальше. По существу, в моей лекции в IMC я хотел заставить студентов использовать неудачи как средство для улучшения своих навыков, потому что ошибки неизбежны и необходимы. В течение недели они по-разному терпели разные неудачи в разных количествах. Маленькие и большие, иногда просто разрушительные. Некоторые студенты терпели их снова и снова, но продолжали работать. Другие же похоронили себя под завалом сомнений, и им пришлось пережить период тяжёлого восстановления.
«Нет такой вещи, как неудача. Есть только обратная связь».
~ Роберт Аллен
Сложно принять одну важную вещь – очень полезно рисовать один и тот же рисунок несколько раз. Тренировки для понимания перспективы, тона, глубины в композиции требуют постоянных попыток. Я наблюдал за одним студентом в этом году, он изменял свои работы каждый день, работал над ними целый день, делал всё то, что я ему говорил. К концу каждой недели его картины становились лучше. Он изменил свое отношение к созданию картин и зарядился энергией.
Несколько студентов начинали рисовать раньше остальных только чтобы счистить краску, перерисовать и перекрасить работу заново к концу недели. Несколько едва пробились сквозь карандашный набросок. Один студент принёс уже готовый набросок для живописи ещё в первый свой день. Набросок был хорошо скомпонован, он представлял собой среднюю по размерам сцену со множеством фигур. Талант? Едва ли. Этот парень приходил сюда в течение 5 лет, и только сейчас начал понимать те практики и концепции, которым мы здесь обучаем. После он слушал мои лекции по композиции каждый год.
(К сожалению, возможно, я неосторожно усилил давление на этого художника своими сентиментальными комплиментами о его композиции! Но его работы уже достигли определенного уровня и вполне заслужили похвалу).
«Если вы совершали ошибки, даже серьёзные, все равно у вас есть шанс. То, что мы называем неудачей, является не падением на дно, а нахождением на дне».
~ Мэри Пикфорд [2]
[2] знаменитая кино- и театральная актриса канадского происхождения, соосновательница кинокомпании United Artists. Легенда немого кино. Обладательница премии «Оскар».
Наши лучшие художественные учреждения не заинтересованы ни в работе с лучшими учебниками, ни в процессе поиска так, как заинтересованы в открытии. Короче говоря, их интересуют талантливые люди, как будто талант появляется из ниоткуда только у одаренных.
10. Неудачи продолжается.
Не важно, как далеко мы зашли в наших тренировках, чтобы стать отличным креативными художниками, неудача следует за нами как верный пёс, который знает, что мы нуждаемся в нём. Она никогда не исчезнет полностью и будет напоминать о себе время от времени. Моя лекция не является мотивационным тренингом. Скорее, она о том, каким на самом деле болезненным и трудным является процесс рисования. Он не станет весёлым до тех пор, пока вы не пройдёте через всё это, переживёте, и продолжите двигаться дальше.
«Талант и всё что связано с ним - это не более чем пустая брехня. Любой школьник с каплей способностей может очень неплохо рисовать, возможно, даже лучше, чем я сам; но чего чаще всего ему не хватает, так это жёсткого стремления в реализации, жёсткого упрямства и повторения: даже если я знаю, что мне по плечу поставленная задача, я всё равно не сдамся».
~ M.C. Эшер[3] в письме к своему сыну Артуру, 12 февраля 1955 г.
[3] Нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта.
Я недавно услышал одно из моих любимых высказываний ирландского драматурга Сэмюэля Бекетта. Надеюсь, вам понравится:
«Ни с чем не покончено. Всегда пытайтесь. Всегда ошибайтесь. Не имеет значения. Старайтесь снова. Снова терпите неудачу. Ошибайтесь лучше.»
Ежегодное фото IMC, я и Брэд Канкл в провальной попытке изобразить жестами буквы «IMC»…