Эволюция: Графические планшеты.

В начале девяностых годов многие читали замечательную детскую книжку о компьютерах «Энциклопедия профессора Фортрана». Вней, помимо всего прочего, описывался такой гаджет, как световое перо, которым можно было рисовать непосредственно на экране — и вводить таким образом графическое изображение прямо в память компьютера. Тогда это казалось фантастикой. А сегодня у нас есть графические планшеты — и фантастика стала реальностью.
 

Как ни странно, прообраз современного графического планшета появился задолго до компьютерной эры — его в 1888 году запатентовал знаменитый американский изобретатель и промышленник Элайша Грей. Сегодня Грей больше всего известен тем, что создал первый телефон раньше Александра Белла, но не успел его вовремя запатентовать. Планшет Грея носил название «телеавтограф» (teleautograph) и предвосхищал целый ряд технологий, в том числе факс и электронную почту. 

Художник в пункте отправления создавал изображение на специальном электростоле; точки соприкосновения пера и стола преобразовывались в электрические импульсы и передавались на станцию приёма. Там сервомеханизмы с укреплённым пером воспроизводили рисунок. В первую очередь система предназначалась для подписи важных документов на расстоянии, посредством телеграфа. Телеавтографы использовались в США для оформления документов вплоть до 1960-х годов.
Первый графический планшет в современном понимании термина был разработан инженером Томом Даймондом в 1957 году и носил название Stylator (сокращение от stylus translator). В основе его работы лежала обычная прямоугольная система координат; устройство распознавало каждое новое положение стилуса относительно нулевой точки и заносило результаты в память компьютера. Практического применения Slylator не имел.

Дигитайзеры. 
Сегодня сочетание «графический планшет» — устоявшееся выражение, которое характеризует конкретный класс устройств. Но ещё десять лет назад подобные гаджеты назывались в различных источниках по-разному. Распространённым обозначением было слово «дигитайзер», или «диджитайзер» (калька с английского digitizer, от digitize — «оцифровывать»).
Самым известным из ранних графических планшетов, положившим начало популярности этих гаджетов, стал так называемый RAND Tablet (или Grafacon, graphic converter). 
 

Устройство было представлено компанией RAND в 1964 году и было достаточно дешёвым и удобным для того, чтобы его могли закупать университеты, лаборатории, институты и другие обладатели компьютерной техники. Под экраном этого «предпланшета» располагалась плотная сеть проводов (проволочек), между ними и стилусом возникало магнитное взаимодействие, и полученные сигналы поступали в память компьютера. Это был так называемый электромагнитный планшет. RAND Tablet оказался очень успешной моделью и активно продавался вплоть до конца шестидесятых.Размеры таких планшетов порой были очень велики; по сути, BitPad и ему подобные планшеты были устройствами, обратными графопостроителям. Последние распечатывали начерченное «в цифре», а первые позволяли оцифровать начерченное «в реале».
И 1981 году американский музыкантмультиинструменталист Тодд Радгрен придумал и запатентовал технологию, позволяющую сделать планшет цветным. Патент он продал компании Apple — под «яблочной» маркой технология получила название Utopia Graphics Tablet System.

На рубеже 1970-80-х годов Apple активно подключилась к «планшетной гонке», правда, косвенным путём. «Яблочники» просто выкупили у Summagraphics последнюю версию BitPad, доработали её и выпустили на рынок под собственной маркой Apple Graphics Tablet. 

Эти планшеты использовали технологию магнитострикции. Тонкие провода, расположенные под экраном, меняли свои физические параметры под воздействием намагниченного стилуса. В принципе, к этому времени инженеры уже поняли, что технологий, которые можно использовать для считывания движений стилуса, десятки, если не сотни. Вопрос был лишь в том, чтобы найти и запатентовать новую, упущенную конкурентами.
В 1984 году появился первый графический планшет, свободно продававшийся пользователям-любителям и не предназначенный для сугубо рабочих целей. Устройство KoalaPad работало в сцепке с восьмибитными персональными компьютерами. 

Планшет комплектовался специальной программой Graphics Exhibitor, которая позволяла делать на экране слайд-шоу из сохранённых рисунков. За следующие несколько лет целый ряд компаний, в том числе небезызвестная Atari, выпустили свои версии устройства. Интересно, что для передвижения по пунктам меню KoalaPad не нужен был стилус — можно было пользоваться пальцами. Таким образом, планшет стал предтечей современных тачскринов.
С конца 1980-х годов лидирующие позиции в производстве графических планшетов постепенно заняла японская компания Wacom. Её первая модель WT-460M была выпущена в 1986 году. Ранее все планшеты — электромагнитные или электростатические (где под действием пера меняется электрический потенциал подэкранной сетки) — обязательно требовали подачи питания как на экран, так и на перо. Технология, введённая Wacom, основана на явлении электромагнитного резонанса — в этом случае сетка способна не только принимать сигнал, переводя изображение на монитор, но и передавать его. Таким образом, инженеры обеспечили питание стилуса непосредственно от экрана — это стало значительным шагом вперёд в плане удобства.
Следующей инновацией, опять же введённой инженерами Wacom, стали перья, способные регистрировать силу нажатия. Для этого в стилус встроен элемент с переменными — в зависимости от силы сдавливания — индуктивностью или сопротивлением. Таким образом, по реалистичности работа на подобном планшете приблизилась к обычному рисованию на бумаге практически вплотную. К тому же профессиональные планшеты Wacom распознают наклон пера относительно поверхности.


Сегодня планшеты используются в самых разных сферах. в частности, последней моделью для профессионалов — для работы с дизайном, иллюстрацией, архитектурой, чертежами, видео — стал Wacom Intuos5. Этот планшет оснащён функцией сенсорного ввода multi-touch, которая поддерживает пользовательские клавиатурные сочетания и жесты пальцев, а также режимом ExpressView, выводящим настройки непосредственно на экран. Особую роль в подобных моделях играют продуманная эргономика, высокая чувствительность пера, индивидуальная настройка клавиш.

Другим направлением в развитии планшетов стало создание любительских моделей — для тех, кто раньше рисовал комиксы на полях тетрадей, а сейчас хочет творить в «цифре» или вносить в цифровые документы рукописные правки. К представителям этого направления можно отнести планшет Wacom Bamboo — лёгкий, ультратонкий, беспроводной (опционально), удобный для подключения к любому устройству. Bamboo обладает и элементами профессионального планшета: перо и ластик чувствительны к давлению, имеется функция настраиваемых мультитач-жестов.

Последнее слово в разработке графических планшетов — линейка Wacom Cintiq. По сути это переходный этап от настольного планшета к интерактивному дисплею, «электронному мольберту». В отличие от классических планшетов, Cintiq одновременно является и дисплеем — таким образом, художник рисует непосредственно на экране, что значительно улучшает эргономику и открывает целый ряд новых профессиональных возможностей. Последняя модель линейки, Cintiq 24HD touch, обладает широкоформатным дисплеем высокого разрешения и богатыми настройками; на подобных планшетах работают голливудские художники и мультипликаторы, а также художники российских анимационных студий и кинокомпаний.


2048 уровней чувствительности к давлению имеет профессиональный графический планшет Wacom Intuos5, а его перо Intuos5 Grip Pen оснащено четырьмя различными наконечниками, что позволяет достигнуть высочайшей реалистичности работы.

315 0 850 15
27
2013-01-11
Прикольно, жалко что Apple не взялась так сильно за разработки данных устройств как за прочую свою технику я думаю это было бы невероятно круто... Спасибо, интересно
2013-01-11
Думаю, wacom будет дальше сложнее продвигать свои планшеты, особенно Cintiq. Раньше не было всяких самсунг Note, а теперь на обычном планшете стоимостью в 3 раза дешевле чем Cintiq можно рисовать, степень нажатия работает, точность позиционирования тоже вроде норм. Да конечно Cintiq гораздо круче это делает, но тенденция уже намечается. К тому же обычный планшет это вещь на которой можно рисовать где угодно, она не привязана проводом к компьютеру как планшет от wacom. Странно, что wacom эту тенденцию не видит и ничего не предпринимает. Может случится так, что через какое то время планшеты wacom в нынешнем виде просто не будут нужны. П.с. у самого небольшой Bamboo формата А6, но думаю на обычном планшете рисовать удобней будет.
2013-01-11
[quote=3-Dimensional] [/quote]смещно... как же при упоминании огрызка в статье не расстроиться, что "эх, жаль, что эппл упустил..." [quote=leaero] Раньше не было всяких самсунг Note, а теперь на обычном планшете стоимостью в 3 раза дешевле чем Cintiq можно рисовать, степень нажатия работает, точность позиционирования тоже вроде норм [/quote]угу. и используют технологию ваком для этого Note ( и аппле, кстати - тоже) - даже наконечники от перьев к бамбу/интуос вставляются в перо Note. смотрите обзоры внимательнее. "загнётся ваком скоро, упускает возможности..." - да они практически монополисты на рынке.
2013-01-11
Самый дешовый из линейки с экраном 1500$, так samsung в 5 раз дешевле.
2013-01-11
[quote=5ergunka] смещно... как же при упоминании огрызка в статье не расстроиться, что "эх, жаль, что эппл упустил..." [/quote] А чего смешного? Почему не расстроиться? Может и правда Apple упустил. [quote=Maxbogatskiy] Самый дешовый из линейки с экраном 1500$, так samsung в 5 раз дешевле. [/quote] Так и в 5 раз хуже. Пробовал Note 10.1, тормозит, изображение не успевает за пером, задержка - доли секунды, но портит естественность рисования. Можно конечно привыкнуть, но зачем?
2013-01-11
[quote=designer_andrew] Так и в 5 раз хуже. Пробовал Note 10.1, тормозит, изображение не успевает за пером, задержка - доли секунды, но портит естественность рисования. Можно конечно привыкнуть, но зачем? [/quote] Не cтоит забывать что вакому нужен компьютер, а samsung-гу нет. И даже если Ваком не сравнивать, то просто сам по себе он неоправданно дорог. Обычный монитор с сенсором, даже очень хорошим, не может столько стоить.
2013-01-11
[quote=Maxbogatskiy] вакому нужен компьютер, а samsung-гу нет [/quote] Для почеркушек или спидпаинта может и не нужен. А как Вы будете работать с огромным документом, состоящим из несколькиз десятков или сотен слоев? Или скульптить в Браше? Не каждый комп с этим справляется... Планшетники не так скоро догонят стационарники по мощности, тем более, что настольниые ПК или ноуты можно собирать самому и апгрейдить, что увеличивает привлекательность их использования в профессиональной сфере.
2013-01-11
С тем, что Цинтик слишком дорог, согласен, кстати. Но вот Интуос - идеал (не смотря на неудобные кнопки). И даже бамбу очень неплохой вариант.
2013-01-11
[quote=leaero] Странно, что wacom эту тенденцию не видит и ничего не предпринимает. [/quote] На Самсунговских девайсах стоят Вакомские системы индуктивного перьевого ввода :) Так что Wacom не только заметил, а и помог этой тенденции. %) Но они не скоро заменять планшеты для рисования или 3d-лепки.
2013-01-11
Уважаемые сотрудники WACOM лучше бы занимались отлаживанием драйверов к своим продуктам, чем ненавязчивой рекламой. Тогда бы многие обладатели INTUOS-ов не боялись покупать Cintiq, как я например. И как обладатель Intuos 4 L у которого драйвера периодически отключаются (вне зависимости от их версии на протяжении нескольких лет (глючит/не глючит), создавая проблемы профессиональным пользователям. Я и хотел бы купить Цинтик, но я боюсь за такие деньги получить такой же продукт как мой нынешний, и впустую тратить время на просиживание на официальных форумах, которые не могут помочь пользователю(по опыту).
2013-01-11
Мой планшет, старенький wacom graphire 3, чувствует себя странно: не то тупиковой ветвью эволюции планшетостроения, не то блудным сыном, недостойным упоминания в семейной истории) Не знаю как более молодые и дерзкие планшеты, но мой старичок надежен как молоток, стойко пережил все взлеты и падения! О профессиональных качествах судить не берусь, так как в других планшетах не рисовал.
2013-01-11
[quote=Swordlord] С тем, что Цинтик слишком дорог, согласен, кстати. [/quote] Но зато с ним возможно такое: http://www.youtube.com/watch?v=TKh4JGHwASc тут планшет и рядом не стоял...
2013-01-11
Вот уже лет 8 работаю с планшетами ваком, был какой то старый планшетик вакомовский (ос винда), отслужил верой и правдой 7 лет и сломался, теперь стоит Индоус 4 (на мас ос), это один из немногих девайсов к драйверам которого небыло нареканий (может недостаточно активно использовал, не знаю), но у меня тьфу, тьфу очень хорошие впечатления, при том что лет 6 назад в офисе был планшет другой фирмы, вот там были проблемы, в итоге стилус просто рассыпался (пластик на нем пошел трещинами), а сам девайс так безбожно глючил, что был выброшен. Интересно, что за проблемы с драйверами присутствуют?
2013-01-12
На счет драйверов подтверждаю, переодически слетают, по крайней мере на моем intuos 4 версии, при этом на разных компах. Правда редко.
2013-01-12
самсунг ноут это обрубок распиаренный все тормозит на данный момент по цене и по качеству №1 EP121 Asus Eee Slate за штуку баксов получаем все что есть на ПК в планшетной упаковке а вообще художник Feng Zhu вышел на мировой уровень стараеньким вакомом подключенным к ущербному Нэтбуку главное чтоб руки из плеч росли ))
2013-01-12
[quote=designer_andrew] Но зато с ним возможно такое: http://www.youtube.com/watch?v=TKh4JGHwASc тут планшет и рядом не стоял... [/quote] Для вещей, показанных на видео, технология Синтика абсолютно избыточна. Это хорошо заметно даже в ролике: насколько неуклюже и медленно приходится работать художнику. Быстро нарабатываемый навык работы с самым простым Bamboo A6 с лихвой перекрывает эффектное вождение рукой (которую надо держать на весу и которая закрывает полезное пространство) по здоровенному экрану.
2013-01-12
[quote=Animals_Amateur] Для вещей, показанных на видео, технология Синтика абсолютно избыточна. Это хорошо заметно даже в ролике: насколько неуклюже и медленно приходится работать художнику. Быстро нарабатываемый навык работы с самым простым Bamboo A6 с лихвой перекрывает эффектное вождение рукой (которую надо держать на весу и которая закрывает полезное пространство) по здоровенному экрану. [/quote] С этим я согласен, обычный графический планшет - более чем достаточное решение. Видео привел в пример, что планшеты на Андроиде не могут быть сопоставимы с Wacom, хотя бы даже из-за такого софта, как Mudbox, такое приложение даже бы не потянуло на Note.
2013-01-12
[quote=designer_andrew] [/quote] А, понял, думал речь идёт о Синтике против "классических" вакомовских решениях. )
2013-01-12
[quote=Роман Цапик] Ван наверное везет. Пару лет назад раздосадованные пользователи проф планшетов Wacom писали на форумы, кричали, писали письма генеральному директору, создавали петиции с просьбой сделать наконец рабочие драйвера. Пару месяцев спустя вроде бы сделали билд который спокойно держался и не выпадал, а теперь опять. Я уже три драйвера поменял, каждый день драйвер через каждых пару часов "Драйвер планшета не найден". [URL=http://fastpic.ru/view/53/2013/0112/62ba1bf5c9c44d63f7ccc922b2fc1e21.jpg.html][IMG]http://i53.fastpic.ru/thumb/2013/0112/21/62ba1bf5c9c44d63f7ccc922b2fc1e21.jpeg[/IMG][/URL]
2013-01-12
[quote=Роман Цапик] Интересно, что за проблемы с драйверами присутствуют? [/quote] Писал вам но пост ниже, но что то теги потерял, там и ответ :)
2013-01-13
Да, драйвера слетают. Не так часто, но слетают. Мне обычно помогает простая перезагрузка компа. Еще у Вакома не нравятся кнопки и сенсорные колесики для прокрутки. Кнопки довольно сложно нажимаются и неудобно расположены, поэтому я ими вообще не пользуюсь. А сенсорная полоска на 3м Интуосе, имхо, была намного более приятной, чем круглые решения, т.к. полоска больше соответствует колесику мыши, которое крутится вперед-назад. Но это все, что мне не нравится. В остальном, я считаю, Ваком делает лучшие планшеты.
2013-01-14
Все понеслось , теперь ждем ответ от яблока http://www.youtube.com/watch?v=0F0YlIa8ceg
2013-01-14
[quote=Swordlord] Да, драйвера слетают. Не так часто, но слетают. Мне обычно помогает простая перезагрузка компа. [/quote] Попробуйте вместо перезагрузки просто останавливать службу Wacom Professional Service и снова запускать, мне помогает и перезагружаться не надо ;)
2013-01-16
Так же являясь счастливым обладателем планшета Intuos4 M, не могу не согласится: нарекания на счёт драйверов есть. Но так же есть и ещё один нюанс. Почему то планшет не стабилен в работе там где есть проблемы с энергопитанием. Тоесть перебои в сети... не знаю как точно выразиться... но вот когда вернулся бесперебойник из ремонта, работать стал заметнее стабильней. И да, прокрутка на Intuos3 лучше нежели на новых... вернее больше нравится. плюс её в том, что можно было большим пальцем (руки) выполнять операции прокрутки, при этом оставляя руку на клавиатуре. А это чертовски удобно ))
2013-01-16
Что мешает Гениусу применить пластик подороже и сменить датчик нажатия с индукционного на тензорезистор тем самым избавившись от люфта грифеля? Даже если цена вырастит на 15-25% Ваком будут покупать только ради понтов. Ибо платить такие деньги за кусок пластика и набор логики который можно производить по нормам 20тилетней давности шой-то неохота. Да и привычка впаривать вместе с Интуосами мышь и реакцию на наклон, которая редкому двадешнику нужна бесит. Тут видимо договоренность. ЗЫ: Я если что с 2008го Интуосом 3 А4 владею.
2013-01-16
Вопрос к спецам от MUDBOX или ZBrush. Как думаете, при помощи вот такой штуки [url]https://www.youtube.com/watch?v=_d6KuiuteIA&feature=player_embedded[/url] работать было-бы удобно или нет? Извините если не в тему.
2013-01-18
высокая чувствительность пера...наклон пера...перо без батареек...патентованные технологии.. но идея наконечника с пружинкой для компенсации дрожания штриха выглядит как любительский моддинг. причём проблемму можно в некоторой степени решить програмно. но всётаки вакомовские планшеты круче всех(я про свой интоус). рисуй свободно и не бойся синдрома запястного канала p.s. наклоном,кнопками,ластиком не пользуюсь, имхо лишнее
RENDER.RU