Диагноз – аниме-зависимый
Для примера - на прошедшем 28 января аниме-фестивале в Москве – Animatrix 2007 – присутствовало более полутора тысяч отаку – самых активных поклонников аниме. И для них это уже не просто интерес – это немалая часть повседневной жизни. Они шьют костюмы для косплея (costume play), пишут сценарии, рассказы и стихи (fanfic), они рисуют, поют, делают переводы для сериалов и манги, учат японский язык, изучают японскую культуру и копят деньги на поездку в Мекку анимешника – далекую страну Восходящего солнца. Так что я не ради красного словца употребляю сравнение с наркотиком или болезнью – дело в том, что сами поклонники японских мультфильмов признают: мир аниме затягивает.
Собственно, ничего нет удивительного в том, что Голливуд не может удержать любовь и внимание молодого зрителя: нельзя же, в самом деле, несколько поколений кормить одним и тем же приторным вареньем. А другой пищи для ума и сердца взять неоткуда – поколение режиссеров, воспитанных на вареньи, не способно к резким движениям, боюсь, оно уже даже голову повернуть не в состоянии.
Animatrix 2007 |
Масштабы бедствия
В 2005 году японский рынок аниме оценивался в 233 миллиарда йен (около 2 миллиардов долларов), и для того, чтобы вы могли оценить темпы роста, приведу оценку рынка за 2000 год – 160 миллиардов йен. Индустрия аниме – это не только анимация, но еще и сувениры, куклы, книги, одежда с изображениями персонажей и т.д… Аниме-игры на playstation – вообще отдельная тема и отдельные деньги. А кто бы знал о японской рок- и поп-музыке, если бы не аниме? Сейчас j-rocker – сладкая мечта девушек, мало того, что музыкант, так еще и ассоциируется с бисёненами (красавцами) из фильмов. |
Я провела эксперимент – по запросу «fanfic potter» Гугл возвратил 1 330 000 результатов и столько же – по запросу «fanfic naruto». При этом про Гарри Поттера знает каждый ребенок и каждый взрослый в России, а про аниме-сериал «Naruto» вы не узнаете, пока сами не прыгнете в кроличью нору вслед за своим знакомым отаку, который принесет вам болванку с непонятной надписью черным маркером.
А между тем в самой Японии, например, издается более десятка журналов, посвященных сейю – актерам, озвучивающим аниме.
Сказка о богатом японском аниматоре
Почему же при такой успешности индустрии зарплаты так низки? Большая часть проблем на рынке труда Японии порождается ближайшими соседями – Китаем и Кореей. Тамошние трудяги готовы работать за гроши, и все большая часть промежуточной даже ключевой анимации отправляется японскими студиями на аутсорсинг. Разумеется, это сказывается не только на зарплате японцев, но и на качестве итоговой анимации. Кроме того, беспокойство аналитиков вызывает и будущее аниме: мэтры стареют, и кто же их заменит завтра, если «подрубить» основу естественной пирамиды: ученик – промежуточный аниматор – ключевой аниматор – режиссер? Практика показывает, что хорошим режиссером с большей вероятностью становится художник, на себе познавший все этапы производственного процесса.
Феноменальный процесс не так то просто поддается управлению, здесь необычайно высокий спрос сталкивается с экономическими и геополитическими проблемами, а зов сердца – с жаждой наживы.
Mangaka idols
Манга – это личное послание художника миру, отражающее его взгляды на жизнь и личный опыт в жанре комедии, киберпанка или мистического триллера. Мангака ничем не ограничены, поэтому зачастую они создают новые жанры, которые могут быть подхвачены другими. Именно поэтому для манга не подходит слово «комикс», связанное в западном восприятии прежде всего с экшен-историями: напротив, хорошая манга близка к хорошей литературе и кино. Например, манга Uchida Shungiku уже завоевали серьезное отношение литературных критиков, а для рисованных историй, окруженных стереотипами, это не так уж просто.
Думаю, загадка притягательности аниме кроется в своеобразии японского менталитета, который сочетает созерцательность и внимание к деталям; не растерянную с веками мудрость и умение ее подать, свободный полет фантазии и уважение к чувствам, смелость и готовность к эксперименту со своим восприятием.
При чтении манга удивляет способность японских художников точно отображать тонкие оттенки эмоций схематично обозначенных персонажей: жестом, позой, выражением лица. Настроение манга создается играми с ракурсом, перспективой, сменой плана, имитацией покадровой анимации. Обладает манга и уникальным набором средств, в основном для комедийных сериалов, например, резкое изменение пропорций тела, комическое преувеличение, специальные символы, обозначающие скрытые эмоции и т.д. И конечно, в хорошей манга вы всегда найдете приемы, которых не видели раньше. Мир манга ограничен двухмерным пространством, но мангака находят все новые и новые средства преодолеть эти ограничения и погрузить читателя в свой мир с головой.
Болезнь или лекарство?
С одной стороны, аниме помогает – это факт, подтверждаемый множеством российских поклонников жанра. Герой аниме смотрит на мир широко открытыми глазами, он смел и сострадателен, поэтичен и наблюдателен – чем не хороший пример для подражания? «Школьные» аниме зачастую содержат массу мудрых рекомендаций, полезных для решения эмоциональных проблем юного человека, для его социальной адаптации. Аниме с философским подтекстом дают пищу для глубоких размышлений. Комедия аниме с легкостью поднимает самое тяжелое настроение. Аниме возвращает человеку способность доверять миру, и это немало.
Аниме берет тебя за душу и уводит в бесконечную череду воплощений в различных образах и ситуациях. А поскольку герой аниме может попасть вообще в любую ситуацию, ибо все зависит от фантазии автора сценария, который часто не желает нужным ее ограничивать, то эти ситуации могут быть социально конфликтными. Вынужденное убийство или предательство, неожиданно возникшая эмоциональная привязанность к запретному объекту, эстетическое восприятие насилия и т.д. Теоретически все это может случиться с каждым, но все-таки большинству людей не довелось бы пережить ничего подобного вне реальности аниме. Возможность переноса эмоциональной мотивации на свою собственную – оплот искусства, толерантность – достоинство интеллигентного человека. Но не получим ли мы на выходе чувственно несобранную личность – вот в чем вопрос.
Все-таки очень трудно иметь дело с феноменом… Разрушая стереотипы, аниме разрушает и табу. Знаете, мне все это напоминает еще одно древнее изречение: «Когда бог дает тебе дар, он в придачу дает тебе хлыст». Это касается каждого художника, но вопрос об ответственности каждый решает для себя сам.