Надо отделить вечное от сиюминутного.
Вот, например.
Кому сейчас более 25 годов от роду должны хорошо помнить, как с десяток лет назад в бывшем СССР биржы были в каждом дворе, и чуть ли не самыми массовымы в газетах и на столбах были рекламы школ брокеров. На брокеров учили все и всех, часто за нешуточные деньги, в масштабе тогдашних цен.
Где они теперь те биржи, те школы, те брокеры?
Но разве тогда появились Биржы, разве тогда появилась и теперь изчезла профессия Брокер? Нет. Биржы существовали и раньше, и профессии с биржевой деятельностью связанные. Просто до и после того короткого смутного времени биржевой деятельность интересовались и занимались только сравнительно немногочисленные Специалисты, и в профессию эту шли и идут люди, которым, в общем-то, всё равно, модно нынче именоваться «брокером» или не модно.
Дизайн, как деятельность, существовал всегда. Любая вещь, произведённая в любое время, есть продукт дизайна (деятельности) и наделена свойствами, которые сейчас называют дизайном (дизайн, как качество, свойство).
Только сейчас, почему-то, принято говорить о вещах так, будто одни наделены этим свойством, дизайном, а другие нет.
Дизайн, как действие, процесс есть разработка, проектирование той или иной вещи.
Разумеется, кроме сугубо инженерных задач, при проектировании принимаются во внимание и так или иначе применяются и используются современные на момент разработки представления о красоте, изяществе линий, гармонии цветовых сочетаний, фактур и пр, и пр. Причем, ПОКА ЕЩЁ с учётом местных культурных традиций — вещь, сделанную, например, японцами для японцев ни с чем не спутаешь. ПОКА, ПОКА — глобализация, ядрит её…
Возьмём такой простой предмет, как топор.
Вот обычный топор с деревянным топорищем, а вот, например, туристический цельнометаллический, с обрезиненной рукоятью. Как непохожи, однако есть у них одна черта, присущая всем топорам (во всяком случае традиционным русским) — характерный изгиб того конца топорища, который ложится в руку.
Ни один дизайнер ещё не отменил этого изгиба, хотя всё остальное…
То есть, обрезиненные рукояти, инкрустации, резьба, изготовление топорища из самых экзотических, редких и дорогих пород дерева — сиюминотное. А изгиб топорища — вечное.
И гением был тот, кто изогнул его впервые. (Как и тот, кто первым произнёс 2х2=4)
Человек пактичный (практический), гляда на инкрустированное, но с изгибом, топрище, скажет — хорошее топрище, но слишком навороченное.
А точно так же оформленное топорище, но без изгиба, кем угодно, даже теми, кто топор в руках не держал, будет признано, мякго говоря, плохим.
Отсюда довольно близко и до аналогий с автомобидями.
Лада, копейка, если кто не помнит, в 19хх году на какой-то европейской, кажется, выставке была признана автомобилем года (пусть в тогда ещё фиатовско-итальянском исполнении, а не советско-российском).
То есть, для своего времени (в своём классе) этот автомобиль был венцом творения, вершиной конструкторской и дизайнерской мысли.
Или он просто был признан такиковым.
На самом-то деле, как показало время, венцом творения был и долго ещё будет никазистый и непритязательный «Жук».
Другими словами, есть остромодный дизайн (что бы ни вкладывалось в этот термин), и есть хороший дизайн.
Один мой знакомы однажды дал мен уеннейший совет: покупая вещь, попробуй представить, как она будет выглядеть спустя год интенсивной эксплуатации.
В этом всё! И то, насколько эстетически вечна или сиюминутна эта вещь, и знание сопромата её проектировщиками, и технологическая дисциплина её изготовителей.
Или вот.
Великие мастера Возрождения чего только ни умели, и чего только они ни делали — и писали по холсту и мокрой штукатурке, и высекали и отливали статуи и строили дворцы и церкви. И называют их, в зависимости от контекста, то живописцами, то скульпторами, то зодчими.
А почему их не называют дизайнерами? Нарисовать «на компьютере» и вырезать иглой на медной доске, а потом оправить в типографию, разве это не одно и тоже? …и т.д. по отраслям и направлениям искусства…
Что означает это НЕназвание НЫНЕШНИХ художниками и пр.? Отказ им в праве на признание мастерства. Или обозначение того, что, мол, великие мастреа Творили, а нынешние нет? Но ведь большинство дошедших до нас шедевров Возрождения это не то, что нынче называют «высоким искусством», «высоким дизайном», «высокой модой» и пр. бкссмсленными названиями. Большинство, как бы не все, Шедевров это заказные работы, иногда даже «халтуры», деланные с одной только целью — заработать автору на хлеб насущный занятием, которое ему нравится и которое у него получается лучше остальных занятий, в силу склада характера, ума, образования и стечения обстоятельств.
Или кто-то считает, что для того занатия, которым занимаются НЫНЕШНИЕ нет в русском языке более подходящего слова, чем заимствованное, да с искажением смысла, «дизайн»?
Когда человек не владеет предметом, но очень хочет объяснить кому-то что-то, он оперирует «терминами», такими как «эта штука», «та х…ня», или начинает изобретать собственные термины на ходу и бессистемно, употре@!#$я иностранные слова или специальные термины не отдавая себе отчёта в их истинном смысле и часто искажая этот самый смысл.
Не есть ли термины «дизайн» и «дизайнер» в русском языке (и многих других, кроме английского) следствием такого вот «терминотворчества»?
P.S.
Не готовился к такому выступлению, потому так спонтанно и прыжками с пятого на десятое.