Релиз Blender 2.81
Меньше четырех месяцев прошло с момента впуска самого большого релиза Blender, как его назвали разработчики. Видимо, дополнительное финансирование, которое получили Blender Foundation не прошло зря: состоялся выпуск Blender 2.81, следущей версии бесплатного 3D-движка с открытым кодом. И в нем разработчики предложили гораздо больше, чем просто исправление ошибок: экспериментальная поддержка аппаратного ускорения трассировки лучей на видеокартах NVIDIA, новые инструменты скульптурного моделирования и ретопологии, а также улучшенный файловый менеджер как вишенка на торте.
О некоторых возможностях уже было известно заранее, пользователи попробовали их в бета-версии, но некоторые — совершенно новые. Рассказываем о 10 самых интересных опциях релиза Blender 2.81.
1. Аппаратное ускорение трассировки лучей от NVIDIA
NVIDIA начали спонсировать фонд разработки Blender только в прошлом месяце, но совместное сотрудничество продолжается намного дольше: разработчики Blender добавили в рендер Cycles экспериментальную поддержку аппаратного ускорения трассировки лучей на текущем поколении RTX-видеокарт от NVIDIA. Например, с его помощью в Cycles можно быстрее рендерить волосы, волюметрики или подповерхностное рассеивание.
Технология работает благодяря фреймворку OptiX. В онлайн-документации приведены результаты сравнения API OptiX и CUDA: для стандартных бенчмарков Blender, запущенных на топовой карте NVIDIA GeForce RTX 2080 Ti, прирост скорости составляет 30-100%. Разработчики обещают, что даже на старых картах результат будет, хотя, ествественно, намного более скромный
Поддержка OptiX есть как в версиях для Windows, так и для Linux, хотя пока реализованы не все опции, доступные в CUDA: например, нет запекания текстур и гибридного рендеринга.
2. Шумоподавление Open Image Denoise от Intel
Еще одной важно возможностью релиза стало шумоподавление от Intel на базе машинного обучения. Библиотека Open Image Denoise (OIDN) использует ресурсы центрального процессора и используется во многих программах DCC.
OIDN представляет собой альтернативу встроенному шумоподавителю в Cycles: не зависит от аппаратной части, быстро работает и хорошо себя показывает при рендеринге с малым числом сэмплов, как на изображении. Например, для быстрого предпросмотра. Однако мелкие детали лучше сохраняет встроенный шумоподавитель в Cycles. Еще один недостаток OIDN — он пока работает нестабильно, поэтому не подходит для анимации.
3. Новые инструменты ретопологии
В Blender 2.81 появились новые автоматизированные инструменты ретопологии, с помощью которых художник может конвертировать меш в геометрию, состоящую из четырехугольников и подготовленную для анимации, не прибегая к сторонним дополнениям.
В Poly Build появилась опция ручной конвертации: четырехугольные полигоны можно просто нарисовать на поверхности получившейся скульптуры. Единственное, что нужно помнить, полигоны придется рисовать по одному.
Для автоматической конвертации разработчики добавили оператор Voxel Remesh на базе библиотеки OpenVDB. Он генерирует новый меш в зависимости от объема исходной скульптуры. Он менее точно передает поверхность, но быстро работает и может использоваться в режиме скульптурирования.
Второй системой для автоматической ретопологии, добавленной в релизе, стал оператор QuadriFlow. Он также поддерживается в DynRemesh. С ним ретопология занимает больше времени, но лучше работает с изогнутыми поверхностями и выдает более качественный результат.
4. Новые инструменты скульптурного моделирования
В Blender 2.81 появились три новые кисти для скульптурного моделирования: Draw Sharp, Pose и Elastic Deform.
Draw Sharp похожа на кисть Draw: двигая вершины поверхности, но в результате получаются более острые углы. Она пригодится для моделирования мелких деталей, например, моршин или складок ткани.
С помощью кисти Pose художник может передвинуть тело персонажа или его конечности, как будто внутри уже есть скелетная основа. Осевая точка рассчитывается автоматически в зависимости от топологии и радиуса кисти.
Самая интересная из новых кистей — Elastic Deform для нестандартных деформаций в духе мультипликационных персонажей. За базу взята технология, которую описали и использовали Pixar в мультфильме "В поисках Дори" (2016). Она лучше сохраняет объем и пропорции персонажа, чем традиционные инструменты скульптурного моделирования.
Помимо этого, курсор кисти учитывает номаль поверхности, следуя за поверхностью меша. В релизе также добавлены другие, менее значительные улучшения, например, для работы с масками и моделирования низкополигональных мешей.
5. Прозрачность и Holdout для композитинга в Eevee
Eevee, новый движок для рендеринга в режиме реального времени, появившийся в Blender 2.80, тоже обновлен: появилась отрисовка прозрачных материалов (нода Transparent BSDF), улучшено качество Bump mapping и мягких теней. Старые режимы смешивания "Сложение" и "Умножение" заменили аналогичными шейдерами, совместимыми с Cycles.
Помимо этого, разработчики добавили ноду Holdout. Она работает так же, как в Cycles: с ее помощью можно поместить отрисованные изображения на фон.
6. Больше нодов в Cycles
Cycles также расширили, добавив ряд новых нодов: от новых генераторов шума до Volume Info с ключевыми данными по рендерингу дыма и огня. Технические художники оценят улучшенные ноды Math и Vector Math, а также ноды для ограничения и перераспределения числовых значений.
7. Больше опций для лукдева
Во-первых, в Cycles и Eevee во Viewport Render теперь можно использовать освещение HDRI вместо прямых источников света или общего освещения: рендер 3D-модели стал больше точно передавать финальный результат, экономя художнику время.
Проходы рендера (render passes) теперь можно отрисовывать во вьюпорте по отдельности, включая данные AO и нормали поверхности.
Во-вторых, рендер Workbench позволяет работать с более сложными материалами при моделировании: для изображений MatCap пользователь может использовать файлы OpenEXR с отдельными слоями для диффузного цвета и отражений.
8. Улучшен Outliner и менеджер файлов
Разработчики видят свою задачу в том, чтобы художники, привыкшие в другим программам 3D-моделирования, смогли быстро освоится в Blender. На этот раз изменения коснулись Outliner (Структуризатора) и менеджера файлов.
В Outliner появилась синхронизация выделения: если художник выделил объект или камеру в Outliner, они будут выделены и в 3D-вьюпорте — и наоборот. По иерархии можно передвигаться с помощью привычных клавиш-стрелок, выделять группу объектов нажатием и перетаскиванием мышки, а также разворачивать или скрывать несколько групп одновременно.
Над менеджером файлов тоже поработали: он открывается в плавающем окне, компоновка стала более приближенной к стандартной, а действия мышки более предсказуемы, например, щелчок левой кнопкой выделяет файл, а двойной клик открывает.
9. Улучшены трансформации и привязка
Появились две новых опции для привязки к объекту: Edge Perpendicular ("Перпендикулярно краю"), когда привязка происходит по ближайшей точке выделенной кромки объекта, и Edge Center ("Центр края") для привязки к середине.
Трансформация или отзеркаливание родительских объектов теперь не влияет на дочерние объекты.
10. Новые подход к связанным данным: Library Overrides заменят Proxies
Эту возможность давно просили реализовать студии VFX и анимации, которые используют Blender для создания финального продукта. В Blender 2.81 старую систему Proxies заменили на Library Overrides для связанных ассетов, которые используются в нескольких сценах. Основное отличие состоит в том, что связанные блоки данных можно переопределить несколько раз и независимо друг от друга.
Работа над новой системой продолжается — разработчики реализовали еще не все запланированные опции. Однако автоматической конвертации не предполагается, только оператор для ручного перевода данных, и то документация не дает гарантий, что для сложных персонажей переход пройдет гладко.
Прочие обновления
- Эскизный карандаш для 2D-анимации получил новые инструменты для рисования и опцию Self Overlap для мазков кисти.
- Больше контроля над вращением и масштабированием костей для анимации, ограничителей и драйверов (Driver), а также возможность поставить по умолчанию режим сглаживания для кривых F-Curves.
- Массовое переименование с возможностью добавить префиксы и суффиксы к именам файлов (с поддержкой выражений).
- Экспорт нормалей в формат Alembic.
И прочее.
Где скачать?
Blender 2.81 бесплатен и доступен для Windows 7+, macOS 10.12+ и Linux.
Ждем комментариев, насколько успешно фонд Blender Development распорядился деньгами, полученными в этом году от Epic Games, Ubisoft, NVIDIA, AMD и других спонсоров.