Как художнику выйти на фриланс: советы профессионалов

Где искать заказы, как взаимодействовать с клиентами и как выйти на рынок книжной иллюстрации — об этом и не только рассказывают шесть практикующих художников.

image3.jpg
Автор: Geekydog

Опытом поделились:

image4.jpg
Работа Дмитрия Бурмака. Источник

image8.jpg
Работа Ольги Морозовой. Источник

image7.jpg
Работа Юлии Калашниковой. Источник

image9.jpg
Работа Миши Оплева. Источник

  • Андрей Ферез — книжный иллюстратор, создавший обложки для произведений Стивена Кинга, Джоан Роулинг и Филипа Пулмана.

image5.jpg
Работа Андрея Фереза. Источник

  • Наталья Нанук — концепт-художница, иллюстратор. Работала с VOLTA, Privateer Press и Paizo.

image1.jpg
Работа Натальи Нанук. Источник

Подготовка к фрилансу

image13.jpg

Не переживайте, если у вас нет профильного образования. Юлия Калашникова сперва устроилась 3D-моделлером, потому что думала, что рисовать без высшего художественного образования — неправильно. Разговоры с коллегами-художниками по студии помогли ей понять, что осваивать 2D для нее — гораздо интереснее, чем заниматься 3D.

«Профессия CG-художника опирается на тренировки и анализ работ мастеров больше, чем на теорию, которую вам прочтут в ВУЗе. Главное — фидбэк мастера по вашей работе».
Юлия Калашникова
Иллюстратор

Как подготовиться к фрилансу:

  • Стоит организовать себе финансовую подушку безопасности хотя бы на несколько месяцев (лучше — больше), чтобы «не пришлось питаться хлебом с водой» в случае, если в начале будет трудно с заказами. Этот же подход поможет вам, если заработанные на заказах деньги будут задерживаться «в пути».
  • Соберите и красиво организуйте своё портфолио (об этом мы рассказывали тут и тут): покажите ваш жанровый охват и то, как вы работаете с разными темами. Если у вас есть любимая тема — это обозначит вашу индивидуальность как автора, однако нужно показать, что вы можете её по-разному интерпретировать, менять настроение и подачу.
  • Если вы хотите сотрудничать с конкретной компанией или студией, проанализируйте работы художников, которые там уже работают, и непосредственно проекты самой компании. Посмотрите их темы и сюжеты.
  • Ольга Морозова советует сразу понять, что первое время вам, скорее всего, придётся рисовать совсем не то, что нравится, а то, что будет приносить деньги. Со временем это окупится. Вы приобретёте ценный опыт, повысите навыки и сможете постепенно переходить к более «личным» работам.

Небольшое упражнение от Дмитрия Бурмака: попробуйте описать словами то, что происходит на иллюстрациях других художников, в самых общих выражениях — одним-двумя предложениями. Представьте, что это описание — ваше задание. Попробуйте выполнить его иначе, с другой композицией, освещением, другим дизайном персонажей, но не хуже, чем в оригинале.

Когда портфолио будет готово, можно рассылать его студиям и выкладываться на специализированных сайтах (о них ниже).

«Поначалу я брался за всё иллюстративное, и неважно, сколько за это платили. Старался рисовать как будто на более крупные суммы, чем предлагали на самом деле. Так я смог находить клиентов с большим и большим ценником».
Дмитрий Бурмак
Художник Magic: The Gathering

На каких сайтах выкладывать работы и искать заказы?

Основные площадки, где можно выкладывать портфолио и искать вакансии:

  • ArtStation — крупнейшая соцсеть для художников. Можно общаться, делиться работами и постепенно пополнять своё портфолио. Рекрутеры из большинства компаний и студий в первую очередь ищут новые таланты именно на ArtStation. Конкретно по этому ресурсу есть подробный гайд.
  • DeviantArt — некогда очень популярная соцсеть для художников разного уровня, которую затмил ArtStation. Несмотря на спад популярности, площадку также можно использовать для поиска заказов и размещения портфолио.
  • LinkedIn (недоступен на территории РФ) — социальная сеть для поиска работы на профессиональном уровне и налаживания деловых связей. В приоритете пользователи с богатым рабочим опытом.
  • Behance — бесплатный и удобный сервис для размещения портфолио (от изображений до видео).
  • Render.ru — один из первых больших ресурсов для цифровых художников в российском интернете. Помимо статей и уроков, сайт выпускает цифровой журнал, проводит конкурсы и размещает вакансии.
  • ВКонтакте — одна из самых популярных соцсетей в СНГ. Можно общаться, делиться контентом и искать работу в тематических группах и пабликах. Например — Работа в геймдеве, InGame Job и Клуб фрилансеров.
  • Instagram — соцсеть для обмена фотографиями и короткими видео. Многие художники называют Instagram идеальной стартовой точкой для раскрутки своего бренда и поиска аудитории.
  • gamedev.ru — специализированный сайт для разработчиков игр. Можно почитать новости индустрии, посмотреть уроки и откликнуться на различные вакансии с форума.
  • Twitter — одна из самых популярных международных соцсетей, где все больше художников выкладывают свои работы. Периодически в Твиттере проходят арт-флешмобы.

Фриланс-биржи для поиска заказчиков напрямую:

  • иллюстраторс.ру — один из самых популярных сайтов с заказами для художников в российском интернете.
  • fiverr — сервис, на котором заказчики сами ищут портфолио художника, ориентируясь по ключевым словам и качеству представленных работ. Чтобы ваше портфолио увидело как можно больше заказчиков, нужно оплачивать подписку.
  • upwork — сервис, на котором заказчики выкладывают объявления о работе. Художники должны отвечать на эти объявления и в некоторых случаях проходить конкурсный отбор. Из недостатков отмечают большую комиссию площадки с заработанных денег — около 20%.
  • freelancer — условно-бесплатная биржа. Брать в работу можно до трёх заявок в день. За остальные придётся заплатить или подключить платный тариф.
  • kwork — сервис для поиска заказов без платных подписок, но с комиссией на заработанные средства — около 20%.

Юлия Калашникова в начале своего пути фрилансера разместила работы на fiverr, upwork и freelancer. Там ваше портфолио будет выступать своего рода «лицом». Потом на аккаунт добавятся и работы, которые вы сделаете для заказчиков. Больше всего заказов будет приносить тот фрилансерский сайт, в который вкладывается больше усилий.

Художники советуют выкладывать работы как минимум на нескольких разных площадках — и везде писать, что вы ищете работу.

Прежде чем выбрать одну платформу, нужно попробовать всё. Во-первых, вы никогда не знаете, где лучше приживётесь. Во-вторых, заказ может прилететь внезапно откуда угодно. Когда вы новичок — жизненно необходимо хвататься практически за всё подряд.
Ольга Морозова
Художница Allods Team

Как только у вас будет достаточное количество выполненных заказов и определённый имидж, можно заниматься соцсетями и фриланс-сайтами не так плотно, как в начале. Заказчики будут находить вас сами.

«Сейчас заказчики мне пишут сами, но году в 2018-м приходилось самостоятельно искать заказы. В начале сидела на GameDev.ru — это площадка с предложениями о работе. Там нашла две вакансии — одну по подряду, а вторую в офисе. Но это площадка на крайний случай, я бы сказала, как и freelancer.ru, потому что цены низкие, неликвидные и работа не особо интересная».
Наталья Нанук
Художница

Есть и сервисы для финансирования вашей работы напрямую от аудитории:

  • Patreon — позволяет авторам контента получать ежемесячные пожертвования от фанатов. По заявлениям самой платформы, один спонсор на Patreon приносит больше дохода, чем один подписчик на любой другой платформе.
  • Ko-fi — аналог Patreon, который не обязывает пользователей подписываться на нравящегося им автора на постоянной основе. Вместо подписки — разовые пожертвования. Многие сравнивают Ko-fi с «баночкой для чаевых».
  • Gumroad — универсальная площадка, которая позволяет авторам продавать любой цифровой контент и зарабатывать. Через Gumroad продают не только изображения и видео, но и фото, музыку, тексты. Особой популярностью на площадке пользуются туториалы.
  • YCH.Commishes — площадка-аукцион для продажи адоптов (дизайны персонажей, которые художники продают пользователям для дальнейшего использования) и ючей (простые или сложные позы в готовом окружении, в них художники вписывают готовых персонажей, предоставляемых заказчиками). YCH.Commishes в основном используют для продажи персонажей-людей, а для продажи фури (антропоморфных животных) часто используют площадку FurAffinity.

Как себя рекламировать и раскручивать «личный бренд»?

image2.jpg

Главное — осознать, что поначалу львиную долю времени вы будете проводить в поисках возможности заработать. Если вы — фрилансер, то вам придётся быть и агентом, и менеджером, и SMM-специалистом.

В первую очередь художники советуют развивать свой бренд через Instagram и ArtStation. Выкладывайте в соцсети свои лучшие арты: вас будут оценивать по самой слабой работе.

«Моя методика нахождения клиентов — «рисуй как можно лучше и пиарь себя» через портфель на ArtStation и блог в Твиттере. Продвигайте свой Твиттер через популярные арт-теги (#PortfolioDay, #Artvsartist, #NobodyArtistClub, которые актуальны только в те дни, когда эти флешмобы запускаются), попутно продвигая свою «станцию» и портфолио».
Наташа Нанук
Художница

Несколько советов:

  • Важно понимать свою целевую аудиторию и её предпочтения.
  • Работайте на свои социальные сети каждый день (постить-отвечать-постить-отвечать). Нужно выкладывать работы с определенным постоянством и не забрасывать аккаунты надолго.
  • Ищите популярные группы, которые могут вас опубликовать и тем самым обеспечить приток новых пользователей.
  • Всегда подписывайте свои работы, чтобы заказчику было проще вас найти по нику или ссылке, даже если вашу картинку запостили на сторонний ресурс.
  • По мнению Дмитрия Бурмака, полезно общаться с зарубежными художниками и выкладывать работы в соцсетях на английском языке. Это сильно расширит круг общения, вашу известность и, возможно, привлечёт заказчиков.
  • Миша Оплев отдельно выделяет Discord. По его мнению, это лучший инструмент для наработки связей в индустрии. Сейчас у большой части художников (и не только) есть свой дискорд-сервер для общения, например: Stylized Station, Lightbox, Марко Буччи, Moderndayjames. Подобный канал есть и у Миши Оплева.

«Главное, чтобы люди на этом сервере занимались тем же, чем и вы. Но вам придётся говорить на английском языке. Сначала можно посидеть, почитать и пописать, а потом, со временем, и начать разговаривать. Это сложный вариант, но так у вас будет больше шансов получить работу».
Миша Оплев
Художник-фрилансер

Не стоит забывать и про личное общение с заказчиками, представителями разных компаний и издательств. Если вы приятный, общительный художник, который выполняет заказы в срок — довольные заказчики вас обязательно позовут ещё поработать. Также заказчик может вас порекомендовать другому заказчику, а художник, с которым вы хорошо общаетесь — дать личную рекомендацию в студию. Такие рекомендации — не основной, но один из самых надёжных способов поиска новых сотрудников.

Наташа Нанук отмечает, что полезно сидеть на арт-стримах популярных художников, которые вам нравятся:

«У них обычно очень большая аудитория и есть дискорды, в которых подписчики делятся своими работами. Есть также дискорды всяких школ. Если проходите курсы, не пренебрегайте ими — там тоже можно показать свою работу и набрать лайков».
Наташа Нанук
Художница

Что стоит обсудить с заказчиком в первую очередь?

image11.jpg
Задание клиента и его бюджет

  • Денежный вопрос: размер и схему оплаты (почасовая, сдельная или какая-то другая), а также способ оплаты (банковский перевод на карту, PayPal или наличные).
  • Сроки. Они сильно связаны с оплатой и могут влиять на стоимость. Важно сразу договориться о чётком дедлайне, иначе работа может растянуться на длительный срок. По словам Ольги Морозовой, иногда дедлайн может выглядеть как «месяц-полтора», но это уже лучше, чем «мы работаем на перспективу».
  • Правки. Их лучше обговорить письменно. Например: «Стоимость указана с учётом возможных правок и доработок, если они составляют не более 50% от готового изображения». Если заказчик повышает этот процент — цену тоже стоит повысить, в зависимости от размера правок.
  • За правки в последний момент или уже после сдачи работы цену тоже стоит повысить. Однако к заказу важно отнестись максимально серьёзно. Нужно часто показывать работу заказчику, чтобы он понимал, как всё идёт, и не беспокоился.
  • Объём работы: сколько картинок, сколько вариантов, какая стилистика.
  • Договор. Большинство художников советует просить его каждый раз, как вы берётесь за новый заказ.

«Даже если заказчик — крокодил и у него лапки, и вообще он в реке живёт и не может напечатать вам документ. Не может, не знает — пришлите ему свой. Всякие разные образцы договоров можете нагуглить, а если есть друг-юрист, то будет совсем хорошо. Не работайте без договора, даже если это ваш брат-сват, дед по духу».
Ольга Морозова
Художник Allods Team

Как распознать подозрительного или невменяемого клиента?

  • Ольга Морозова советует обратить внимание на тон разговора. Чем официальнее или просто уважительнее к вам обращаются — тем лучше. А если видите письмо из разряда «чо каво, сделаешь работу до завтра?» — лучше пройти мимо.
  • Стоит насторожиться, если во время разговора с заказчиком вы слышите фразы вроде: «работа на перспективу», «работа на репутацию», «работа по знакомству» и «деньги — не проблема» (при этом конкретные цифры не называются). Любые увиливания от финансового вопроса должны вас насторожить.
  • Не стоит верить на слово представителям «известных компаний, которые пока что ищут инвестора». Бывали случаи, когда начинающие предприятия без денег создавали ложный имидж таких компании. Если заказчик уверяет, что он из «большой компании с рекордной выручкой», стоит поискать её название в интернете. Если у этой компании нет сайта, как и нет новостей о её успехах — у вас появится хороший повод отказаться. Подробнее об опыте работы с подобными компаниями можно почитать тут. В конце статьи есть небольшой тест, благодаря которому вы сможете рассчитать «опасность» потенциального заказчика.
  • Стоит быть внимательными с бесплатными тестовыми заданиями, особенно когда вам предлагают сразу несколько штук.

«Да, есть фирмы, которые эти бесплатные тестовые дают без грязных мыслей (хотя это всё равно дурной тон), но на фрилансе очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда заказчик просто набирает себе пачку бесплатных тестовых и сваливает в туман. А затем вы видите свои работы в каком-то продукте, или на майке, или где угодно ещё. Имейте это в виду».
Ольга Морозова

Юлия Калашникова отмечает, что деловито настроенный человек будет дружелюбен, но если вас торопят с ответом, когда вы ещё даже не начали разговор, это может быть уже поводом ссылаться на занятость и отказаться от заказа до начала обсуждения. При этом она советует не осуждать заказчика заранее — постарайтесь относиться к нему дружелюбно, без особых подозрений.

Если вы сильно переживаете, что вас могут обмануть, Юлия предлагает взаимодействовать с заказчиками через фрилансерские платформы: например, на Fiverr и Upwork вас даже не смогут нанять без 100 % предоплаты на сайт, который удерживает эти деньги до полного одобрения работы.

Еще один совет — берите предоплату. Во-первых, так у вас будут средства на жизнь, а во-вторых, предоплата всегда подтверждает серьёзность намерений заказчика. Даже если заказчик обещает оплатить работу после её завершения — это стоит обдумать.

Работа на западный рынок: в чём особенности и как найти клиентов

image10.jpg

Отличие от СНГ-рынка

Юлия Калашникова отмечает, что «зарубежные заказчики платят не в пример больше, а рабочая этика у них значительно выше»: общаться будут вежливо, отвечать вовремя, давать «чаевые». С ней согласен Дмитрий Бурмак:

Если кратко, российский заказчик даст вам 100$ и будет ожидать чуда, а если чуда не будет, замучает придирками. Зарубежные заказчики, особенно с опытом, оценят вас, если работы хорошие. А если работы плохие — заплатят и вежливо попрощаются.
Дмитрий Бурмак
Художник Magic: The Gathering

Миша Оплев отмечает, что зачастую за рубежом все улыбаются и говорят, что «да, все прекрасно, но…» — и потом они уже дают настоящий фидбэк. В России скажут «всё плохо, поменяй» — и когда всё станет хорошо, скажут «да, всё хорошо». Чтобы вот эти нюансы понять, нужно много общаться с носителями языка и с людьми из индустрии.

Он советует держать клиентов в курсе того, что вы делаете, пока выполняете задачи, и брать на себя инициативу, предлагать свои идеи и своё видение поставленной задачи. Однако делать это лучше не «в лоб» — нужно выслушать клиента и дождаться подходящей возможности «вставить свои пять копеек».

Как найти зарубежных заказчиков

Процесс не сильно отличается от поиска заказчиков в СНГ. Миша Оплев советует найти компании, которые вам нравятся, потом найти художников, которые работают в этих компаниях (и тоже вам нравятся), сравнить свои навыки с навыками этих художников и поработать над портфолио. После того, как портфолио будет выглядеть не хуже, чем у других художников, можно начинать подавать заявки в разные компании и налаживать связи. Единственная разница — русский язык меняется на английский.

Миша советует заводить друзей внутри зарубежной индустрии, общаться с фрилансерами на аутсорсе. По его словам, вам не нужно знать всю индустрию лично, но нужно знать одного человека, который знает других людей, а те в свою очередь знают ещё кого-то. Таким образом работает правило шести рукопожатий. Отлично в этом плане помогает Discord и сервера известных художников и компаний, упомянутые выше.

Как хорошо нужно знать английский?

Если вы собираетесь работать с зарубежными клиентами — знание английского обязательно. Однако язык не нужно знать в совершенстве. Достаточно уметь донести мысль и объяснить что-то по заказу.

Можно общаться через Google-переводчик, ничего такого в этом нет. Но чем лучше уровень языка, тем более приятное впечатление вы сможете оказать на заказчика.
Дмитрий Бурмак
Художник Magic: The Gathering

Здесь можно обратиться к опыту аниматора Славы Кольченко (работал над аниме Jujutsu Kaisen, Attack on Titan TV-4, Black Clover). Он общается с японскими заказчиками, переводит ТЗ через интернет-переводчик и хорошо справляется с задачами.

Юлия Калашникова же считает, что косноязычие может отпугнуть потенциального заказчика, «который, как правило, пишет в чат, прежде чем оформлять заказ». Опять же, это не значит, что нужно знать разговорный английский в совершенстве. По словам Юлии, за полтора года фриланса ей ни разу не потребовалось говорить с кем-то голосом.

Как выйти на фриланс в книжной иллюстрации?

image12.jpg
Художник — Андрей Ферез. Источник

Работа для книжной иллюстрации (особенно для российского рынка) сильно отличается от остальных видов иллюстрации. В первую очередь это касается заработка и отношения к работе художника.

Книжный рынок очень специфический. Уже 10 лет как медленно умирает. И поэтому придётся смириться с небольшим заработком. В книгах платят сильно меньше, чем на телевидении, в рекламе, играх и других медиа. Мне кажется, расценивать работу иллюстратора в издательстве как бизнес сейчас бессмысленно. Сейчас это про любовь, а не про деньги.
Андрей Ферез
Иллюстратор

Однако процесс вхождения в книжную иллюстрацию не отличается от любого другого вида фриланса. Чтобы в вас поверили, надо сделать что-нибудь хорошее и качественное. И вполне возможно, за этим последуют другие предложения, более выгодные.

Перед началом работы Андрей советует обсудить с заказчиком деньги и сроки. Художник называет это «базовой техникой безопасности».

Договор с вами подпишут либо после очень убедительных эскизов, либо по факту выполнения работы. Если вы нарисовали то, что пойдет в тираж, вам обязательно заплатят. Потому как в противном случае вы у них сможете отсудить половину издательства. А если вы нарисовали то, что на книжку не поставят, то как ни танцуйте, денег не дадут.
Андрей Ферез
Иллюстратор

Стоит внимательно относиться к проектам, которые отменяют или откладывают в долгий ящик. В таком случае «придётся торговаться». По словам художника, существует негласное правило: в случае отмены проекта должны платить половину. Хотя это правило работает не всегда.

Общие советы и неочевидные знания

image6.jpg

В этом разделе мы собрали небольшие советы и подсказки художников.

Советы от Ольги Морозовой

  • Рассчитывайте время на выполнение работы не впритык, а с запасом в пару дней. Это даст вам возможность не нервничать и не рвать на голове волосы, если вдруг случится форс-мажор.
  • Время выполнения работы — это не только отрисовка, но и поиск идей и референсов.
  • Если у вас спрашивают «а сколько бы вы хотели за работу?», а вы чувствуете, что заказчик может отвалиться из-за ценника или просто стесняетесь называть крупную сумму, назовите её, но с оговоркой «ценник обсуждаем» или «но я готов выслушать ваши предложения».
  • Старайтесь организовать себе подушку безопасности. Например, вам пишет студия, но вы сейчас заняты или не заинтересованы. Не отказывайте категорично и бесповоротно. Напишите: «В данный момент я занят, но хотел бы оставаться с вами на связи». Это даст вам возможность в случае чего не питаться водой с солью.
  • В крайности бросаться не стоит. Ни кидание понтов, ни мямлянье себе под нос в разговоре с заказчиком до добра не доводят. Я проверяла оба варианта — не работает. Точнее работает, но не в ту сторону.
  • Не нужно бросать всё на начальном этапе, «потому что тяжело». Да, тяжело, никто не обещал кисельных берегов в начале пути. Но это не повод сворачивать с пути. На всех новых дорогах тяжело в начале — и это нормально, железная попа сама собою не закаляется.
  • Вот моя схема расчёта оплаты. Берёте среднюю зарплату за месяц (по вашему городу или какую хотите) и делите эту сумму на количество рабочих часов в месяц. Так вы получаете стоимость своего часа. Дальше считаете, сколько примерно часов у вас уйдет на требуемый заказ, накидываете немного сверху (правки будут в любом случае и не все хотят за них платить, поэтому сразу вписываем их в стоимость) и, если получится, делаете надбавку за собственную наглость. Теперь у вас есть итоговая сумма.

Советы от Дмитрия Бурмака

  • Нужно реально оценить свои навыки и возможности. Я помню, думал: пусть сейчас у меня нет картинок, которые подошли бы клиентам, но это потому, что мне никто не давал заданий и у меня не было времени их рисовать. Вот дали бы мне задание и оплатили бы моё время, я бы тогда показал. Так не работает, к сожалению. Надо потратить своё время, убедиться, что ты можешь делать качественный продукт, который можно предложить работодателям. Нарисовать несколько картинок в нужном им ключе не хуже, чем рисуют художники, которые уже с ними сотрудничают. Самому убедиться, что ты можешь это сделать. Портфолио как раз это и покажет и заказчикам, и тебе самому.
  • Нужно быть трудолюбивым, терпеливым, настойчивым, вежливым, стараться не унывать, получать удовольствие от рисования. У нас с вами классная работа, давайте это ценить.
  • Если заказов нет — можно отдохнуть. Главное — не нервничать. Свободное время — это отличная возможность пополнить портфолио картинками, которые вам не заказывают, но которые хотелось бы делать на заказ в будущем. Поэкспериментировать, поучиться чему-то.
  • Учтите, что оплата за работу часто может приходить далеко не сразу после выполнения, задержки могут достигать нескольких месяцев. Это нормально и к этому нужно быть готовым.
  • Я советую не соглашаться на большие проекты неизвестных заказчиков сразу, ведь они могут занять несколько месяцев или лет. Лучше начать с небольших заказов, которые займут несколько дней, сдать их и посмотреть, как идёт работа, как происходят правки и как выдаётся оплата. Если вас всё устраивает — можете переходить к чему-то большему, а если нет — всегда можно сдать проект и найти другого клиента.

Советы от Миши Оплева

  • Не пытайтесь делать всё и сразу, делайте одну вещь, которая у вас получается хорошо, а потом уже потихоньку экспериментируйте и пробуйте новые вещи. Так со временем вы станете человеком-оркестром, который может выполнять большое количество задач через призму своего собственного видения в оригинальном стиле.
  • Не стоит забывать что фриланс — это марафон, а не спринт. Есть люди-спринтеры, которые за короткий промежуток времени многого добиваются, попадают в индустрию, но через полтора-два года, когда кураж проходит, они уходят. Это плохо. Тут нужно найти баланс между жизнью, работой и отдыхом. Чем лучше и интереснее у вас жизнь — тем необычнее взгляд и там лучше работы. Если будете отдыхать и путешествовать — вам всегда будет что сказать. Не закрывайтесь в квартире и не перерабатывайте.
  • Не занижайте свои цены. Если вы это делаете, то считайте, что стреляете в ногу следующему человеку, который будет работать после вас. В индустрии есть свои стандарты оплаты на разные форматы, и когда вы занижаете цену — то делаете это не только для себя, но и для всей индустрии.
  • Есть одна фраза, которую я часто употребляю: «вы должны помнить, что ваша задача — сделать жизнь арт-директора или продюсера легче». Как только ваш клиент услышит эту фразу, он сразу же позитивнее настроится на работу и оценит вас как профессионала.
  • С увеличением статуса компании и бюджета (будь то Netflix или Apple) меняется не так много вещей. Вам дают либо продюсера, либо арт-директора, ставят задачу и вы идёте её выполнять. Самое главное отличие низкобюджетного проекта от высокобюджетного в том, что большие компании не так сильно будут смотреть вам через плечо и мало будут задавать вопросов. Вы сделали — они дали правки и заплатили.

Советы от Юлии Калашниковой

  • Не стоит забывать о своей узкой специализации. Также нужно осознавать, насколько она кому-то нужна. Мне повезло, я люблю популярный контент, но мне довелось учиться с человеком, который рисовал только червей. Выходило, что уникальности сколько угодно, а востребованность — сомнительная.
  • Обязательна оценка рисков, как мелких (стоит ли рисовать без предоплаты?), так и глобальных (как мне поступить, если я хочу в будущем сделать большой проект, который меня прославит и озолотит?) и экзистенциальных (стоит ли отказываться от траты времени, которое ко мне уже не вернется, ради рисования?). В общем, стоит соблюдать баланс: не держаться зубами за какую-то жизненную стратегию, если она не работает по каким-то причинам, но и болтаться бесцельно не надо.
592 0 850 12
0
RENDER.RU