Гайд для художников по устройству доспехов: защита плеч

Поговорим о наплечниках и их видах вместе с экспертами-реконструкторами. Предыдущие части серии здесь: 1, 2, 3, 4.

image4.jpg
Источник

Наплечники — часть защиты рук, которая прикреплена к пластинам, прикрывающим бицепс. Иногда — несъемная, иногда — отдельная деталь. На Руси наплечники называли словом «нарамок».

Прообразом наплечников в Европе XIII века стали геральдические щитки, которые делались из дерева или многократно склеенной бумаги, после чего покрывались либо тканью, либо лаком, а на поверхности рисовался герб.

image2.jpg
Слева — реконструкция геральдического щита. Справа — роспись с рыцарями-еретиками альбигойцами из Лангедока

Разберёмся, из каких частей состоят наплечники разных исторических периодов и какие нюансы стоит учитывать во время рисования.

За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.

Лепестковые наплечники

image10.jpg
Реконструкция наплечника-лепестка. Изображение предоставлено Тимуром Великотравом
В конце XIV и начале XV века кузнечное ремесло не было сильно развито. Рыцарям и солдатам нужно было защищать плечи, и простой кольчуги не хватало. Так появились лепестковые наплечники — маленькая пластина, которая крепилась шнурком к кольчуге.

Наплечники в форме полусферы

image7.jpg
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым

Защита плеч развивалась и уже в конце XIV века защита плеча представляла собой небольшую полусферу, которая закрывала сустав. К нижней части крепилось несколько горизонтальных перекрывающихся полос, которые обеспечивали подвижное соединение с защитой бицепса. Пластины скреплялись подвижными заклёпками или приклёпывались к ремням. Иногда эти два способа комбинировались.

Наплечники из длинных пластин

image6.jpg
Изображение из архива Игоря Виноградова

В начале XV века в Италии появились наплечники, которые состояли из длинных пластин, закрывающих не только само плечо, но и уязвимые места (подмышки, надплечья). Конструкция состояла из широких пластин, которые заходили на нагрудник спереди и сзади. На правом плече пластины подрезали так, чтобы они не мешали держать копье под мышкой.

image11.jpg
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым

На поверхности пластин таких наплечников иногда встречаются усиливающие элементы вроде приклёпанных прутков, вальцовки или дисков-ронделей.

image8.jpg
На первом изображении — наплечник с прутком, на втором — с вальцовкой (загнутые части цилиндрической формы), а на третьем — с ронделями

Наплечники с перехлёстом

image3.jpg
Источник

К концу XV века вместо вороха пластин, одинаковых по ширине, стали использовать всего одну крупную по центру и несколько узких, с перехлестом в разные стороны. Кроме больших отдельных наплечников существовали и более компактные варианты. В такой защите подмышки закрывали круглым диском-ронделем. Он крепился на ремешок.

image1.jpg
Наплечники с ронделем. Источник

Параллельно с отдельными плечами существовали и варианты единой защиты плеч и рук.

image5.jpg
Единая защита плеч и рук. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым

Рифлёные наплечники

image4.jpg
Источник

Чаще всего такие варианты защиты встречались в XV веке в германоязычных странах. Защита плеча и бицепса составляет единую конструкцию из пластин, соединённых заклепками между собой. Налокотник и наруч присоединены к ним ремнями, приклёпанными изнутри.

***

В следующей части поговорим о защите рук — разновидностях и неочевидных деталях наручей и перчаток.

745 0 850 6
1
2021-11-26
Забыли упомянуть бригантинные и ламелярные наплечники, латы появились только к позднему средневековью, а рисовать приходится не всегда именно латников(кстати самый скучный и заезженный оьразж
RENDER.RU