Специалисты бьют тревогу из-за неконтролируемого использования ИИ в образовательной сфере США
Как выяснил журналист Джейсон Кёблер, направивший десятки запросов по закону о свободе информации (FOIA), в начале 2023 года школы по всей стране действовали хаотично. Некоторые приглашали консультантов, которые не ограничивали ИИ, а наоборот - поощряли его использование. Презентация департамента образования Луизианы содержала утверждения, что «пришло время переосмыслить понятия списывания и плагиата», и предупреждала, что возвращение к эссе, написанным вручную в классе, якобы может навредить учащимся.
Тем временем, ИИ быстро стал привычным инструментом и в колледжах. Один из студентов, Чангин "Рой" Ли, признался, что написал своё вступительное эссе в Колумбийский университет с помощью ChatGPT. Он открыто заявил, что не видит смысла выполнять рутинные задания самостоятельно: "Большинство заданий не актуальны. Их легко делает ИИ. У меня просто не было интереса". На вопрос, зачем тогда было стремиться в один из лучших вузов страны, он ответил: "Это лучшее место, чтобы найти сооснователя для бизнеса и жену".
Похожим опытом поделилась 17-летняя школьница из Нью-Джерси: по её словам, она использовала ChatGPT и Google Gemini, чтобы выполнять десятки заданий, от лабораторных до курсовых. "Работа казалась скучной или слишком сложной. Хотелось получить хорошую оценку", — сказала она. Поймали её только один раз, но в последний год обучения она отказалась от ИИ: "Я попыталась сделать шаг назад и использовать свой мозг".
Проблема приобрела массовый характер. Исследования показывают, что почти 40% школьников и около 50% студентов колледжей используют ИИ для выполнения заданий без разрешения. Внутренние данные OpenAI подтверждают: студенты активно используют ChatGPT при написании учебных работ. При этом сами преподаватели теперь также используют чат-боты - для составления планов уроков, что создаёт абсурдную ситуацию, где обе стороны академического процесса "перепоручают" друг другу задачи с помощью ИИ.
Учителя жалуются, что не успевают за учениками: подозрения в использовании ИИ сложно подтвердить, а инструменты для его обнаружения работают нестабильно. В результате преподаватели тратят часы на проверку, а некоторые, по их словам, "вынуждены ставить проходные баллы" за подозрительно сгенерированные тексты.
Марк Уоткинс, представитель Университета Миссисипи, называет происходящее "гигантским общественным экспериментом, о котором никто не просил". Бывший министр образования Джон Б. Кинг-младший считает, что теперь критическое мышление должно оцениваться по способности грамотно использовать ИИ. Однако критики предупреждают: чем больше люди зависят от нейросетей, тем меньше развивают собственные способности. Это порождает замкнутый круг - интеллектуальная лень и деградация навыков мышления становятся новой нормой.
Тем временем эксперименты вроде AI Scientist v2 от Sakana AI показывают, что ИИ уже способен создавать научные работы, успешно проходящие рецензирование. В такой обстановке американскому образованию предстоит не просто адаптироваться, а полностью переосмыслить, чему и как оно должно учить в эпоху умных машин.