FAQ для начинающих 3d-аниматоров (upd 2024)
Профессионально я работаю в 3d с 2001 года, 3d-аниматором с 2005-го. Работаю в основном игровым аниматором. Изредка принимал участие в анимациях для мультфильмов. Но мультфильмы и игры - это очень разная специфика и жанры. Мне, все-таки ближе игровые анимации, или анимации для синематиков. Я постарался ответить на самые распространенные вопросы новичков.
Что означает быть аниматором?
Быть аниматором означает, что вы потратите 1-3 года для получения навыков анимации. И далее в процессе работы эти навыки вы будете совершенствовать в течении всей карьеры. Это означает, если вы хотите быть успешным аниматором, вам постоянно придется изучать новые тенденции в профессии, новое ПО, смежные и сопутствующие специальности, утилиты и приложения, помогающие в работе над созданием анимаций.
С чего начать карьеру 3d-аниматора?
Чтобы хоть как-то начать карьеру вам понадобятся минимальные знания английского. Можно подтянуть его в процессе, это не сложно. Английский будет повседневно применяться в вашей работе. Потому, что все анимационные приложения, все термины, много курсов и уроков в Интернете, многие аниматорские комьюнити в Сети, все это будет на английском. Общаясь только в «рунете» вы серьезно ограничиваете своё профессиональное развитие.
Прежде чем начинать серьезное обучение, начните с простого. Например, можно поискать бесплатные стримы от бывалых аниматров на ютубе. Сейчас многие стримят какие-то обучающие видео, в том числе и на русском. Вам нужно найти какое-то видео для общего ознакомления со специальностью. Например, анимация прыгающего мячика, посмотреть что-нибудь про кинематику (прямую и инверсную). Или найти уроки по анимации походки персонажа. Или скачать какие-то ознакомительные курсы по анимации. Или даже купить их, ну если не накладно. Но скорее всего вы сможете найти курсы на каких-то бесплатных раздачах, такое тоже не редкость в Интернете. Уроки из этих курсов или видео не обязательно делать, просто посмотрите их и ответьте себе на вопрос, вы будете этим заниматься или это не для вас?
Профессиональное обучение.
После просмотра обучающих видео, если вы решили, что вам это подходит, вам нравится то, что вы увидели и вы готовы этим заниматься долгие годы, то очень рекомендую записаться на обучение. Не пытайтесь учиться анимации самостоятельно. В 90% случаев вы не найдете верных ответов на вопросы, сами себя вы не направите в нужном направлении, не сможете себя заставлять учиться, вас ждет расстройство от того, что ничего не выходит, выгорание. Потому что у вас нет учителя, который подскажет, направит, покажет, как исправить ошибки. Это как если в 1й класс дети отправлялись бы в школы, в которых нет учителей. В общем по итогам самообучения в голове будет хаос и скорее всего вы не станете аниматором. Да, есть самородки, которые осилят, но это единицы.
Скажу на своем примере. Свой первый курс по анимации я прошел сравнительно недавно, когда уже много лет работал аниматором. Я пожалел, что что не сделал этого раньше, сэкономил бы много времени. Очень важно общение учитель-ученик, которое доводит твои знания до лучшего состояния. Скажем, до обучения, знания были на 4, стали на 4,2. И с каждым курсом знания добавляются. Особенно в процессе разбора домашнего задания. И это возвращает меня к мысли, что быть аниматором это учиться вечно. Другими словами, чем больше я знаю, тем меньше я уверен, что знаю достаточно.
Какой софт выбрать.
Существует множество программ для анимации 2d/3d. По 2d не смогу ничего сказать, не занимался этим. По 3d я имею большой опыт работы в 3dsmax, Maya и теперь еще Cascadeur стал моим фаворитом. Если вы хотите без заморочек и очень быстро начать анимировать – однозначно Maya, на мой вкус. Cascadeur – хорош в анимации, но под задачу, он не для всего. И изучая только его вы себя ограничите. 3dsmax – это, пожалуй, самое отсталое в плане удобства работы над анимацией. Выбрав 3dsmax вы будете делать простые вещи сложным путем, и будет много мата, когда сравните это с работой в майке. Я этот путь прошел, анимировал в 3dsmax лет 15-ть, и могу сказать он проигрывает «майке» в плане анимации очень сильно.
Из чего состоит работа аниматором?
Работа состоит из: терпения, нестандартных решений, умения работать в команде, креатива, планерок, рутины, радости от результата. Процентное соотношение этих составляющих может изменяться от проекта к проекту. Есть проекты, где очень много рутины, например. А есть наоборот, сплошной креатив, и хочется передохнуть на рутине.
Курсы по анимации.
Их много, Интернет вам в помощь. Ну например самые известные сайты. Что бы зайти на некоторые понадобится VPN.
https://animationschool.ru/
https://realtime.ru/
https://www.pluralsight.com/
https://www.udemy.com
Какую форму обучения выбрать очную или заочную (онлайн курсы) конечно решать вам, здесь все зависит от вашего кошелька. В любом случае, какую бы форму обучения вы не выбрали, знайте, что с живым преподавателем вы научитесь большему и быстрее чем самостоятельно, обучаясь по видео без обратной связи с преподавателем, без домашних заданий.
После того как вы пройдеет курсы, не обольщайтесь, вы еще не стали аниматором. Вам понадобится какое-то время на отработки полученных знаний. Сразу по окончании курсов, на работу вас возьмут только при наличии очень выдающихся успехов. Но, как показывает практика это очень маловероятно. Поэтому, вам надо будет запастись терпением и очень много отрабатывать, и совершенствовать навыки. Наиболее удачные работы добавлять в портфолио. Если по вашим работам в вас будет виден потенциал рано или поздно вас пригласят на работу. Это хороший способ начать карьеру.
Портфолио.
Чтобы показать свои успехи, надо сделать demo-reel, в котором вы покажете как вы умеете анимировать. Вот стандартный набор для demo-reel:
1. Циклы походки, бега, анимации с перетаскиванием тяжелых предметов, прыжки, падения.
2. Боевка: Бокс, кунг-фу, махи мечом, спарринг между персонажами.
Помните, demo-reel это не свалка всех ваших наработок, это — лучшее что вы умеете на данный момент. Пусть там будет 2 — 3 работы, но такие, которые показывают ваши лучшие качества как аниматора.
Классы аниматоров.
Аниматоры могут делиться на классы. Особенно это касается больших компаний. Иногда, обязанности всех классов может выполнять один аниматор.
Аниматор техники и объектов.
Аниматор персонажей.
Аниматор мимики.
Аниматор волос.
Аниматор окружения.
Аниматор тканей.
Технический аниматор — это такой аниматор-босс, без которого невозможно обойтись. Как правило, это человек-мозг отвечающий за экспорт анимации в игровую среду, ее дальнейшую настройку в ней и работоспособность. В разных компаниях должностные обязанности технических аниматора могут варьироваться. Так же у него всегда есть ответы на вопросы просто аниматоров. Sad, but true.
Какой компьютер мне понадобится для работы?
Я очень советую использовать в работе только стационарный компьютер, желательно с двумя мониторами. Минимум 28 дюймов в диагонали. 32 дюйма это для меня идеально. Разрешение монитора 32 дюйма - 2560*1440. Если оно будет больше, например 4к, то текст на экране будет мелким и это скажется на утомляемости. На всякий случай скажу, что масштабирование изображения которое можно включить в windows не очень хорошо работает со многими приложениями, на экране возможно будет каша.
Вот эту сборку я уже опробовал, она прекрасно справляется с любыми анимационными задачами.
Материнская плата: ASUS Z790
Процессор: Core i9 13900KF
Видеокарта: Asus RTX 3070 8Gb
Оперативная память: DDR5 64GB Kingston
SSD накопитель: SAMSUNG 970 EVO 2Tb
Мониторы: желательно, иметь 2 монитора. Мой выбор: 31.5" LG 32GP850-B. Так же из из недорогих и хороших мониторов я могу порекомендовать так же Iiyama ProLite XB3270QS-B1 32" – отличная в работе вещь, проверенная временем.
Не забывайте, что аниматору по роду деятельности положено играть в игры. Поэтому рабочий компьютер — он же игровой, соотв-но должен тянуть большинство современных игр.
Посоветуйте комьюнити для аниматора.
Как правило для аниматоров есть подраздел на сайтах посвященным 3d. Вот самые крупные:
http://forums.cgsociety.org/
http://render.ru/
http://3dcenter.ru/
https://animationclub.ru/
и… google вам в помощь!
Куда выкладывать свои работы?
Вопрос очень общий — в вашем распоряжении весь Интернет. Вот самые известные и крупные площадки для всех направлений творчества:
https://www.artstation.com/
https://ru.pinterest.com
Можно завести свой канал на youtube или vimeo и выкладывать туда, не забывая делать хэштэги под своими работами. И… google вам в помощь!
Какие смежные специальности стоит изучить аниматору?
Режиссуру и законы монтажа. Абсолютно все аниматоры хотят сделать что-то свое. Но для создания мультфильма или небольшой сценки нужно знать как построить кадр, как правильно смонтировать переходы между кадрами. Без этих знаний не получится донести до зрителя то, что вы задумали. Я рекомендую всем новичкам поискать в Интернете статью «Десять заповедей монтажа». И еще прочитать книгу режиссера А. Митта «Кино между адом и раем». После этого вы будете иметь общее представление как снимать и монтировать. Это как минимум.
Курсы актерского мастерства, разумеется, тоже не будут лишними.
Знания по анатомии тоже помогут в работе. Полезно знать где какая кость расположена и как она работает.
Стоит ли пользоваться русскоязычными приложениями в 2D или в 3D?
Нет. Даже если в приложении есть возможность переключить меню на русский, никогда этого не делайте. Потому что очень часто аналогов для обозначения спец. терминов в русском языке не существует. В результате авторы подобных «локализаций» придумывают чудовищные переводы некоторым терминам и значениям. В дальнейшем у вас будет путаница в голове.
Я стесняюсь показывать свои работы из-за возможных ошибок в них.
Если не показывать свои работы, вы лишаете себя фидбэка от зрителей, и понимания своих ошибок. В конечном счете замедляете свой рост как специалиста. Работая продолжительное время над одной анимацией, вы привыкаете к ней и перестаете видеть ее очевидные недостатки (глаз замыливается). В то время как у зрителей глаз не «замылен» и они увидят сейчас то, что вы увидите только завтра. Толковый фидбэк здорово сэкономит вам время. Ошибаются все, даже самые многоопытные профессионалы. И это нормально.
Каким своим качеством чаще всего пользуется аниматор?
Усидчивостью. И спокойствием, конечно. Когда что-то не получается, например или «скрашилась» майка, а сцена не сохранилась, ну бывает…
Сколько я буду зарабатывать?
Столько сколько сможете. Это зависит от вашей ценности как специалиста и от внутренних расценок студии, в которую вы трудоустроитесь. Так же стоит учесть, что бывают студии, работающие по принципу стартапа, здесь будут и поощрения и адекватная зарплата. А бывают по принципу галер, в этом случае вы заработаете только опыт и плохое здоровье. Есть конечно фриланс… Но некоторые студии, если вы их сотрудник, запрещают им заниматься, и этот пункт отдельно прописывается в трудовом договоре. И, говорят еще, что деньги — это не мотивация, на эту тему уже было сломано много копий.
В помощь аниматору.
Очень помогают в работе скрипты. Самые известные ресурсы со скрпиптами, в основном, бесплатными:
http://www.scriptspot.com
https://www.highend3d.com/
Моя рабочая подборка скриптов:
Studio Library
AnimBot
Animation School Picker
Mirror tools
J.O.P.A
Overrig
Авторские коллекции:
http://aaachooo.com/maxscripts/ — большая коллекция от автора.
http://www.breidt.net/scripts/ — большая коллекция от автора.
http://paulneale.com/scripts.htm — большая коллекция от автора.
Как понять, что анимация — это мое?
Очень просто: если вы испытываете чувство удовлетворения от проделанной работы — да, это ваше.
Евгений Мельников. 2024.
Так же вы можете подписаться на мой тг канал. https://t.me/eov_animation