Интервью с 2D художницей Линой Сидоровой, основательницей школы CG LAB
В статье мы поговорим о творческом пути Лины, о том когда и как была основана школа CG LAB, перспективных CG профессиях ближайшего будущего и о многом другом.
RENDER.RU: Здравствуйте, Лина. Расскажите немного о себе, как пришли в CG, на чем специализировались в самом начале своей карьеры?
Лина: Добрый день! Я всегда очень любила компьютерные игры и читала много печатных изданий на эту тему. Где-то на втором-третьем курсе архитектурного вуза у меня появился планшет и желание участвовать в создании игр в качестве художника. Я рисовала всяких вымышленных монстров и пейзажи, первая работа была концепт-художник на MMORPG, затем игровой художник. Рисовала всё, от интерфейсов и персонажей до рекламы и заставок, дальше была игровым художником на проекте “Рыбное место 2”. Тут я тоже создавала арт любого типа, но упор пошёл в сторону высокодетализированных артов, пейзажей и контроля других художников. После я устроилась в отдел маркетинга Mail.Ru (Mail.Ru Games и My.Games) и много лет делала там все виды маркетингового арта для игр, что разрабатывал или издавал холдинг, в том числе ААА-тайтлов вроде Armored Warfare от Obsidian, Warface от Crytek. Работать было безумно интересно, мои арты печатали в огромных размерах для игровых выставок, использовали в телевизионной рекламе, были классные командные проекты с разными специалистами, например, создание эскизов, разработка стиля маркетинга и съемки машины Шевроле Камаро с фотомоделями и доведение всего этого до серии ключевых артов для игры World Of Speed. Параллельно шел фриланс в играх, кино, делала обложки, преподавала и многое другое.
RENDER.RU: В какой момент Вы поняли, что хотели бы заниматься обучением? Как это повлияло на Вас как на художника?
Лина: Однажды в офисе Mail.Ru я сидела и рисовала очередной арт с танками. Ко мне подошёл Константин Вавилов с соседнего этажа, на котором располагалась команда Allods Team, и предложил написать курс по Matte Painting –– он тогда создавал факультет Концепт Арта в Scream School и искал преподавателей. Эта идея мне понравилась, захотелось создать такой новый для меня тип “произведения” и попробовать себя в иной роли, я люблю придумывать и развивать какие-то глобальные долгие проекты, только раньше это было мое участие в конкурсах или идеи книг, артбуков и серий работ. Обучение меня переформатировало. Во-первых, сначала я выросла как художник, потому что мне надо было постоянно досконально рыться во всех аспектах рисования, чтобы их хорошо объяснять другим, и то, что я раньше делала случайно, стало осознанным и проработанным. Во-вторых, проверяя сотни работ, я наработала опыт систематизации типичных ошибок по категориям и того, как их решать. Я планирую написать книгу по композиции, основываясь именно на студенческих работах, категориях ошибок и приёмов. Из минусов моей профдеформации –– меня сложно впечатлить какой-то даже качественной работой, магия немного ушла, больше нет загадки в том, как человек это сделал, все приемы понятны.
RENDER.RU: Расскажите о становлении вашей школы, с чего все началось? Какие моменты Вы бы выделили как самые сложные?
Лина: Все началось с “Концепт Арт Окружения”, база для него была взята из моего офлайн курса, который я упоминала раньше. Я родила, ушла в отпуск по уходу за ребенком из Mail.Ru и спустя три месяца начала переводить курс из офлайна в онлайн формат. Я сидела одна дома с младенцем, так что написание курса заняло у меня примерно год очень тяжелой работы в то время, когда ребенок спит, или вечером и в выходные, когда муж меня подменял. Курс я успешно запустила, обновляла и переписывала по фидбеку и результатам студентов. Далее ко мне пришла Мария Ярцева со своим курсом “Игровая Графика”, и у нас постепенно стали появляться новые курсы, что постоянно происходит по сей день, школа растёт и развивается.
RENDER.RU: На своем опыте знаем, обучение непростой процесс, а становление школы - это сложный путь на котором, к сожалению, неизбежны ошибки, если бы Вы с высоты своего опыта, могли дать себе совет в самом начале своего пути, какой бы он был?
Лина: Мне, конечно, в прошлом сильно бы помогло прохождение своего собственного курса, чтобы быстрее научиться хорошо рисовать, а не повторять свои же ошибки именно в рисовании годами, основная функция курсов и обучения –– это ускорение прогресса и экономия времени. :) Страшных казусов я не припомню, ничего не хотела бы менять.
RENDER.RU: Все мы помним достаточно долгий период, когда новые школы появлялись как грибы после дождя, это было время, когда считалось, что открыть школу это “легкие деньги” и все кто хотел заработать пытались запускать свои курсы. Нам это время запомнилось демпингом цен, бесплатными курсами низкого качества и навязчивой рекламой. Как этот период прошел для вашей школы, сталкивались ли с недобросовестной конкуренцией?
Лина: Я видела разговоры об этом в разных арт-чатах, но в количественном аспекте так и не заметила десятков школ, может быть, две-три действительно спамили рекламой некачественных курсов. Часть людей приходило с таких курсов к нам, и мы их переучивали. Какой урон в денежном эквиваленте это принесло школе, трудно сказать, у нас постоянный поток студентов, к тому же в тот период у школы еще не было базового курса по рисунку. Теперь он есть, и мы будем делать их больше, достойного уровня.
RENDER.RU: Школы делятся на узконаправленные и те, где учат всему, расскажите, есть ли специализация направления у школы CG LAB?
Лина: В данный момент CG LAB –– онлайн школа цифрового и традиционного рисунка и компьютерной графики, в целом я планирую сохранять вектор искусства, как цифрового, так и традиционного.
RENDER.RU: Есть устойчивое мнение, что если человек захочет, то сможет научиться всему самостоятельно, пусть это и займет больше времени из-за отсутствия структурированного материала и преподавателя, приходилось ли сталкиваться с этим в работе? Если да, то какие аргументы используете?
Лина: Я сама так и выросла как специалист, просто на это понадобилось много лет и какие-то годы были про стагнацию и повторение собственных ошибок. У меня не было вариантов пойти на какой-то достойный курс в те годы, их просто не существовало. Если бы такой был, я бы однозначно пошла.
RENDER.RU: Существует ли в вашей школе отбор перед тем как записаться на курс? Например человек хочет учиться, но совершенно не способен к рисунку и преподаватель это понимает, бывали ли такие ситуации?
Лина: Зависит от курса, требования к уровню обычно прописаны на сайте, и всегда можно уточнить у поддержки. На основы, например, –– с нуля, на “Иллюстрацию..” или “Игровую Графику” нужна база и так далее. Совершенно неспособных не встречала, бывали упёртые, которые игнорировали фидбек и повторяли одни и те же свои ошибки, но это редкость, я в таких ситуациях просто показываю на разных примерах и разными способами проблемные места студента, делаю на этом акцент.
RENDER.RU: Предусмотрены ли экзамены при завершении курса, которые станут подтверждением того, что слушатель не только усвоил информацию, но и прокачал нужные навыки? Сталкивались ли вы с тем, что слушатель не может показать требуемый уровень в конце курса?
Лина: Экзаменов нет, есть курсовая работа или оформленный проект, что и демонстрирует результаты студента. На некоторых курсах мы сравниваем работы до и после, чтобы посмотреть прогресс именно от индивидуального уровня, с которым к нам приходят в школу. У меня нет какого-то точного уровня по грейдам, до которого должен дойти человек, но у него должен быть очевидный прогресс от той планки, с которой он пришел. Если это, например, профи или среднего уровня художник, то результатом логично было бы увидеть иллюстрацию с большим количеством деталей, более продуманной композицией, или улучшение того, в чём конкретно были проблемы пришедшего. Если это человек, который никогда не рисовал и пришел на “Цифровой Рисунок: Основы”, то результат-минимум должен быть –– аккуратно построенный предмет со светотенью с базовым цветом и каким-то начальным рендером.
RENDER.RU: Можете дать прогноз на ближайшее будущее для специалистов, какие профессии среди художников будут наиболее востребованы на ваш взгляд?
Лина: Я могу давать какие-то прогнозы, основываясь исключительно на своем опыте. 13 лет назад были нужны концепт-арт художники, игровые художники, иллюстраторы, 3D-художники –– нужны они и сейчас, нужны будут в будущем на горизонте того же срока, на мой взгляд. За это время менялись только инструменты и появлялось больше автоматизации рутины, профессии не вымирали, появлялись разве что гибридные редкие ребята, например, 3D Environment Concept Artist.
RENDER.RU: Относительно недавно сеть всколыхнули успехи нейросетей в области создания концепт-арта и иллюстраций, особенно бурной реакция была на новость о том, что житель США занял первое место в конкурсе с помощью нейросети Midjourney, споры разразились сначала в штатах, а затем и на всех мировых пабликах и ресурсах, где новость была опубликована. Одни художники видели в нейросетях просто инструмент, другие утверждали, что уже в ближайшем будущем нейросети составят конкуренцию специалистам. По их мнению, отпадет необходимость в большом числе художников, а их заменят операторы нейросетей, которых можно будет обучать за пару недель просто с улицы, такие специалисты будут генерировать необходимый контент, пока в области концептов и иллюстраций (так как сети развиваются достаточно быстро), на контроле понадобится совсем немного специалистов умеющих рисовать и имеющих образование. Зачем платить за оформление книги, если нейросеть сможет выдать достойный арт по текстовому запросу, причем с возможностью вносить коррективы. Как вы относитесь к этой проблеме и есть ли вообще проблема на ваш взгляд?
Лина: По моему опыту, по цифровому рисованию регулярно с разницей в 3-5-10 лет проходят волны технологического обновления и беспокойства художников на эту тему. Обычно это какие-то новые инструменты: на заре CG-рисования –– революция в виде графического планшета, как основного инструмента вместо мышки. Потом появились кисти с паттернами и кисти с текстурой. Далее –– пришествие фотобаша и Matte Painting, было (как и сейчас иногда) множество споров, честно ли использовать фотографии, или художник уже и не художник вовсе, если их применяет. После началась эра упрощения и оптимизации 3D-пакетов, их стали чаще и активнее использовать 2D-художники: была мода на Zbrush, Modo, 3D Coat, VR пакеты. Сейчас самый популярный софт –– Blender. Тут уже начались споры, а нужно ли 2D, когда можно концептить в 3D? Честно ли то, что большую часть работы как будто делает 3D софт, а не человек? И вот пришли нейросети, сначала результат оставлял желать лучшего, сейчас уже работы искусственного интеллекта стали в разы качественнее –– и снова начались эти споры. Отличный новый инструмент! Человек всё равно нужен, как его ни называй, художником или оператором нейросети. Много людей идут на мой курс, думая, что самое важное в нем –– это 3D-блок и фотобаш. А по факту у 90% студентов проблемы с тоном. Нейросети в текущем виде могут помочь “нагенерить” идей по разным аспектам –– от композиции до цвета; но чтобы их отсеять и доделать или скомбинировать, нужно быть опытным художником. Мне сейчас наиболее удобными AI инструментами кажутся именно частичная генерация текстур, более продвинутые возможности автозаполнения деталями, увеличение разрешения без потери качества. При этом картину из США, которая заняла первое место, я бы сильно дорабатывала в типичных сейчас слабых местах для нейросетей –– в кусках невнятных повторяющихся текстур и человеческих фигурах со странной анатомией, при этом картина в целом хороша и по тону, и по свету, и по композиции. Автор пишет, что ему нужно было больше ста попыток отбора, не знаю, что быстрее, нарисовать до такого состояния картину или генерить по запросам. Лично мне было бы проще нарисовать хотя бы эскиз и потом заполнить его уже нейросетевыми запросами по деталям и всё равно потом доработать фотобашем/3D/кистями. Однако, я говорю в контексте качественного арта промо-уровня, или концепт-арта для студий. Для быстрых абстрактных обложек нейросети вполне себе могут помочь, тут плохие новости для начинающих художников, поскольку авторы теперь сами себе могут “сгенерить” обложку и остаться довольными, поскольку у них изначально и не было высоких запросов к качеству арта.
RENDER.RU: Стресс и выгорание - бич специалистов нашей индустрии, какие методы борьбы с ними посоветуете вы? Как боретесь сами?
Лина: Мне кажется, все уже знают ответ на этот вопрос, но решение зачастую сложно реализовать. Это отдых: хотя бы один выходной в неделю, отпуск, где вы именно отдыхаете, смена деятельности, смена обстановки, спорт, прогулки на свежем воздухе (чтобы возместить нехватку солнца в том числе), любимые хобби, просмотр сериалов, бездумное лежание на диване и прочее. В идеале отдых должен быть регулярным и превентивным, а не как аварийное решение сложившейся ситуации, но мы живем не в идеальном мире. Если всё уже зашло слишком далеко –– решение кроется в семье, друзьях, психотерапии. У вас могут быть свои особенности и решения этой проблемы, рецепт индивидуален.
RENDER.RU: Многие руководители жалуются, что им очень тяжело быть жесткими и требовательными, так как по их мнению без этих качеств сложно организовать хороший рабочий процесс. Что самое сложное для Вас как для руководителя?
Лина: Я не считаю, что я жесткая или требовательная, все в рамках разумного. Самое сложное –– организовать все так, чтобы не перегрузить ни себя, ни помощников. Бесконечный поиск баланса и оптимизация процессов в динамично изменяющихся условиях каждый день. Бизнес нельзя просто забросить и оставить на самотёк, кто бы что не говорил, как бы всё здорово не было настроено, надо всё равно подкручивать винтики и смазывать маслом.
RENDER.RU: Как найти работу начинающему специалисту, который только закончил курсы и имеет скромное портфолио начального уровня?
Лина: Можно найти низкооплачиваемую должность или даже поработать бесплатно для набора опыта –– я делала и так, и так, когда была начинающей художницей. Можно поискать стажировки, они хоть и редкие, но бывают, например, недавно несколько моих выпускников взяли на стажировку в студию Lesta. В некоторых случаях, если студент хорошо проявляет себя прямо во время обучения в моей школе, он устраивается на работу в студию куратора по рекомендации с выполнением тестового задания или в другие студии, хорошо сделав тестовое. Это часто происходит, например, на наших курсах для 3D-художников, по игровой графике. На моем курсе по окружению периодически находят работу люди с небольшим, но качественным портфолио, даже частично собранным из работ с курса, например, Наталья Чапаева на 4 неделе обучения устроилась работать в анимационную студию “Паровоз”, ее выбрали благодаря чёрно-белым фотобашам с курса, она даже не дошла до цвета! Сейчас Наталья работает концепт-художником в Allods Team. Также никто не отменял софтскиллы и поиск работы по знакомым.
RENDER.RU: У вас одна из сильнейших школ своего направления, как удалось добиться такого результата?
Лина: Спасибо за такую высокую оценку!
Для меня самое важное –– это качество курсов и результат студента в виде повышения его навыков, неважно, начинающий ли это художник, либо человек, который хочет повысить свою квалификацию.
Для этого, на мой взгляд, нужны два пункта: хороший лекционный материал и кураторы-профессионалы (не “джуны”).
По первому пункту: я опытный методист и преподаватель, лично контролирую качество всех курсов, разработала свою систему подачи материалов и обучения и стараюсь внедрить её во все наши курсы. Материалы курсов обновляются, например, “Цифровой Рисунок: Основы” я уже третий раз буду пересобирать и оптимизировать, чтобы студентам материал не казался тяжёлым и неприступным, и было бы легко и непринужденно, “по шагам” осваивать рисунок с нуля. На “Концепт Арте Окружения” очень длинная многолетняя история изменений, от утверждения моей системы подачи информации, расширения с одной недели на освоение цвета до месяца и добавления множества дополнительных материалов с вебинаров по другим темам до появления 3D-блока из 14 пакетов, который я писала совместно с другими художниками 2 года. Толи еще будет!
По второму пункту: кураторы курсов –– только опытные художники, в основном действующие артлиды в ведущих игровых компаниях.
RENDER.RU: Крутые художники: обращали ли Вы на них внимание, перенимали ли какие-то фишки или искали вдохновение в их работах?
Лина: Да, вполне. Теперь я использую работы любимых художников в качестве учебного материала для моих студентов и продолжаю ими любоваться. Несколько имен: Dylan Cole, Raphael Lacoste, Steven Cormann.
RENDER.RU: Должен ли художник быть голодным?
Лина: Зависит от цели, иногда можно и потерпеть неудобства ради достижения какого-то конкретного результата.
RENDER.RU: Стиль в рисунке — надо ли его искать и как над ним работать?
Лина: Очень интересная тема, ко мне на курс “Концепт Арт Окружения” часто приходят неопределившиеся по стилю люди, мы вместе работаем над этим аспектом следующим образом: человек пробует разное, либо находит наиболее близких ему по духу художников и пытается копировать какие-то особенности их рендера или формы, в процессе много анализирует и думает, чего же он сам хочет на самом деле, и что сделать, чтобы к этому приблизиться (копировать более тщательно какой-то момент, найти другие референсы, изобрести свой велосипед). На курсе “Цифровой Рисунок: Основы” мы также предлагаем на выбор пайплайны от трех разных по стилю художников и возможность выбора вектора по стилизации в самом начале. Меня саму не очень волновала точность попадания в какой-то “общепризнанный” стиль (кроме тех случаев, когда это нужно было по работе), я просто шла своей дорогой, что мне нравится, что-то брала у любимых художников, что-то открывала сама.
RENDER.RU: ТОП5 советов художнику в 2022 году?
Лина:
1. Изучайте основы.
2. Изучайте новые инструменты художника: нейросети, VR, 3D, Matte Painting. Они помогут ускорить ваш процесс и уменьшить рутину.
3. Развивайте личный бренд и софт скиллы –– это возможная инвестиция в ваше будущее и большее количество возможностей.
4. На ошибках тоже учатся –– не корите себя слишком сильно, лучше сделайте выводы на будущее.
5. Не забывайте отдыхать и награждать себя за успехи!
RENDER.RU: Лина, мы благодарим Вас за интересную беседу и желаем вам и вашей школе больших успехов!