Как создавался Слёт аниматоров, интервью с Николаем Худяковым
В этом материале мы узнаем, как создавался Слёт аниматоров, какие были сложности, как решались и затронем общие вопросы анимации в России.
RENDER.RU: Добрый день, Николай. Расскажите немного о себе, как пришли в анимацию, где учились?
Николай: Здравствуйте! В анимацию я пришел в 2017 году, мне тогда было 24 года, за плечами уже была небольшая карьера в управлении и маркетинге, но я немного устал заниматься этим и захотел поменять профессию. Начал активно искать, какие профессии бывают, наткнулся на индустрию CG, обнаружил, что в ней существует целый отдельный мир персонажной анимации, и решил, что это по мне 😊. Дальше пошел учится в онлайн-школу, в процессе обучения предложил основателю школы (Андрею Тренину, теперь мы партнеры, и помимо школы сделали вместе 4 Слёта Аниматоров) несколько улучшений по маркетинговой части, мы созвонились, и вуаля – я занимаюсь продвижением школы. В итоге, учебу я так и не закончил, но перешел в административную команду школы, стал куратором направления, а потом и вовсе руководителем школы. Так что меня нельзя назвать аниматором, я скорее менеджер в анимации. Хотя базовые принципы, конечно, знаю, и несложную персонажку в Maya сделать, пожалуй, все еще смогу.
RENDER.RU: Бытует мнение, что аниматоров в России достаточно мало, основывается оно на том, что профессия непростая, самому ее освоить трудно, а обучатся ей на серьезном уровне было очень долго время негде, подтверждаете ли вы его, основываясь на своем опыте? Если да, то согласны ли с причинами?
Николай: Насколько я вижу, сейчас аниматоров middle и senior уровня, действительно, не хватает. Но так устроена любая индустрия – хороших, опытных специалистов, готовых закрывать производственные потребности не хватает всегда, спросите у рекрутеров из IT-индустрии. При этом времена, когда для устройства на работу 3D-аниматором было достаточно владеть компьютером и оказаться в нужное время в нужном месте, безусловно, прошли. Так что я бы не сказал, что аниматоров в России сейчас не сыщешь днем с огнем. Есть много крутых профи, которые почти всегда заняты, и есть еще больше новичков, заходящих в индустрию.
Но это сейчас, а вот 10-15 лет назад все было действительно именно так, как вы описали. Я слышал много историй, как люди в эти времена становились аниматорами случайно, не имея даже представления о профессии, и просто учились в процессе. Безусловно, это было связано с тем, что в России анимации массово никто не учил, и поэтому на рынке были только самоучки, а знания передавались в узких кругах на немногочисленных студиях. Сейчас это не так.
И да, важно добавить, что под «сейчас» я имею ввиду ситуацию на начало года.
RENDER.RU: В каком году зародилась идея создания «Слета аниматоров» и насколько сложно было организовать ее на тот момент? Сколько человек работало над слетом?
Николай: Идея собирать аниматоров в офлайне родилась у троих аниматоров – Андрея Тренина, Василия Викторова и Рашида Дышечева. Кажется, они придумали это в 2016 году. Я же подключился к команде, когда идея уже была сформирована, и нужно было начинать ее реализовывать, в 2017 мы провели первый Слёт. Андрей с Василием тогда занимались организацией и партнерами, я – продвижением и волонтерами, Рашид был ведущим, и еще один наш товарищ-аниматор Алексей Медведев работал с иностранными спикерами. Ну и еще несколько человек помогали по мере сил. Но уже на следующий год команда изменилась, и у последних трех Слётов (2018, 2019, 2021) было всего 4 основных организатора – мы с Андреем и наши жены.
Главной сложностью было, пожалуй, донести до студий, что мы делаем что-то нужное для индустрии, и что это нужно поддерживать. Много скепсиса в первые годы по этому поводу мы выслушали 😊 Также был страх, что люди просто не придут. Но оказалось, что аниматоры очень хотят «развиртуализироваться» (мы это слово всегда используем, и, кажется, оно максимально подходит тут), и тематических площадок для встреч в офлайне до Слёта для них почти не было. Был анимационный блок на CG Event, но он был небольшим и слишком кулуарным. В общем, все билеты на первый Слёт мы продали и был аншлаг.
RENDER.RU: Организация офлайн мероприятий дело не простое, расскажите о проблемах, с которыми сталкивались при работе с площадками?
Николай: Четыре Слёта Аниматоров прошли на трех разных площадках, и, понятно, что меняли мы их не от хорошей жизни. Было бы прекрасно найти одну площадку с подходящей конфигурацией, расположением, адекватными арендодателями и за приемлемую цену, и проводить на ней Слёт каждый год, но какой-то из факторов у нас постоянно выпадал.
У одних арендодателей Слёта сменился собственник, а с новым работать не получилось совсем. У других в договоре был пункт о том, что они вправе отказать нам в проведении за 2 недели до ивента. То есть, у них было право почти в любой момент прийти и сказать: «Друзья, у нас на ваши даты другое мероприятие появилось, вот вам ваши деньги, ищите другую площадку». И вот ты ждешь, когда уже, наконец, до Слёта останется 14 дней, чтобы ты перестал за это переживать, такое себе ощущение. В общем площадку мечты за четыре года мы не нашли.
RENDER.RU: Насколько сложно искать спикеров за рубежом, как решаются организационные вопросы, приезд, проживание, если спикеры из ЕС или США?
Николай: Наш основной бизнес – школа анимации, где в том числе есть преподаватели из западной индустрии. Например, наш преподаватель Ирина Голина-Сагателиан сводила нас со многими своими друзьями и знакомыми из Канадской индустрии, и сама дважды прилетала. Или наш друг Марат Давлетшин из Pixar трижды был спикером на Слёте. Некоторым спикерам мы писали в холодную, а с некоторыми были какие-то контакты по другим проектам.
Была одна очень крутая история, связанная с приглашением на Слёт легенды Disney Андреаса Дежа (он был супервайзером анимации на «Король Лев», «Красавица и Чудовище», «Алладин» и других культовых фильмах Disney). Как-то раз с нами связалась наша бывшая студентка и сказала, что она сейчас на CTN Animation Expo в Лос-Анджелесе, где совершенно случайно встретилась с Андреасом, и он попросил ее прокомментировать мультфильм, над которым он работал к тому моменту несколько лет. Оказалось, что фильм связан с русской культурой, и ему было важно, чтобы кто-то русскоговорящий посмотрел его. Так мы получили контакт и интро к одной из легенд Диснея, и он даже был рад приехать, но случился ковид, Слёт 2020 отменился и в 2021 году он выступил только онлайн.
Что касается организационных вопросов, то тут нужно работать индивидуально с каждым спикером: согласовываешь даты, собираешь данные, покупаешь билеты, бронируешь гостиницы, организовываешь встречу и экскурсии. У нас этим, как правило, занимались наши друзья из анимации Алексей Медведев и Влад Акимов, спасибо им, они крутые.
RENDER.RU: Как часто спикеры отказывались приезжать?
Николай: Ответ часто зависит от того, как и кто тебя представил (сделал интро) человеку, которого ты приглашаешь. Если кто-то, кому ты доверяешь, рекомендует тебе поехать, то надо ехать 😁 Если ты не занят, конечно.
Но, разумеется, были случаи, когда нам отказывали. Особенно, когда мы писали в холодную. Например, мы звали крутого анимационного режиссера и арт-директора Альберто Миелго, он вежливо отказался (но ответил, что уже круто). Еще мы как-то звали режиссера и создателя фильма «Клаус» Серхио Паблоса через нашего общего знакомого, но он тоже вежливо отказал – за год до этого вышел «Клаус» и, как нам сказали, он устал ездить с выступлениями.
И, да. Чем больше ивентов ты проводишь, чем больше людей приезжают к тебе выступать, тем больше у тебя веса, и тем проще найти выход на крутых людей.
RENDER.RU: Какими гостями вы особенно гордитесь?
Николай: Наверное, самые известные три гостя были у нас в прошлом (2021) году – это уже упомянутый Андреас Дежа, режиссер «Кунг-Фу Панда» Джон Стивенсон и режиссер/продюсер Тимур Бекмамбетов. Соприкасаться с такими людьми очень круто, и для меня это классный опыт. Здорово ведь пообщаться с людьми, которые создавали что-то, что ты смотрел еще в детском или подростковом возрасте. Тогда казалось, что это делали люди с другой планеты, а вот они, такие же, как и ты, на имейлы твои отвечают 😊
Но, конечно, крутых спикеров за четыре года было много, мы вообще довольно серьезно подходили к формированию программы выступлений, и лично с Андреем ее курировали. Прям созванивались еженедельно, обсуждали каких тем не хватает, кого и как можно пригласить, чтобы раскрыть эти темы. Так что почти всеми спикерами я горжусь, и рад, что с ними познакомился.
RENDER.RU: Расскажите о сложностях с которыми столкнулись, организовывая Слет в разгар КОВИДа, как вообще удалось его провести?
Николай: Да уж, ковид очень серьезно повлиял на ивент-индустрию. Слёт обычно проходил в сентябре-октябре, а глобальная пандемия началась в конце марта 2020-го года, поэтому сначала я, как и многие, думал, что к осени все устаканится, и очередной Слёт состоится. Но к июню стало понятно, что ничего не устаканивается, поэтому было принято единственное верное решение – отменить Слёт 2020. Можно было, конечно, сделать его онлайн, но, как я говорил выше, основная цель Слёта всегда заключалась в «развиртуализации», а в онлайне эту цель выполнить не получится по определению.
В 2021-м все было интереснее. Мы до последнего откладывали принятие решения о проведении мероприятия, но в мае все же решили, что ивенту быть. Затем последовало долгое лето, в течение которого мы не только готовились к Слёту, но и постоянно мониторили новости от Правительства Москвы на предмет ограничений на проведение мероприятия. В итоге, законы, действующие на момент проведения мероприятия, позволили нам его провести, но это было супер нервно.
Кстати, из-за ковида мы сильно прокачались в проведении онлайн-части – на площадке была целая студия, откуда два дня шла прямая трансляция на наш youtube-канал. Они, кстати, все еще доступны, и их можно посмотреть – день 1, день 2.
RENDER.RU: Сколько времени идет подготовка к ивенту, выбор тем, поиск и приглашение спикеров, выбор площадки и другие подготовительные мероприятия?
Николай: Мы всегда закладывали на активную фазу подготовки четыре месяца. До этого можно посмотреть помещения, предварительно договориться с какими-то спикерами, но активная часть – четыре месяца.
RENDER.RU: Какое число сотрудников работает над организацией Слета сейчас?
Николай: Сейчас над Слётом никто не работает, в этом году его не будет. Возможно, не будет и в следующем.
Что касается Слёта 2021, то, как я уже говорил, там было четыре основных организатора, у каждого из которых были свои зоны ответственности и свои помощники. В некоторых случаях помощники закрывали довольно большие зоны, например, руководили волонтерами или координировали иностранных спикеров. Кстати, волонтеров в 2021-м году было больше 20-ти, среди них тоже много крутых ребят было.
Итого, в процесс организации в той или иной мере вовлечены 40-50 человек без учета спикеров, съёмочной команды и работников площадки.
RENDER.RU: Есть мнение, что именно у аниматоров зарплаты в РФ значительно ниже, чем в целом за рубежом, при этом у других CG специальностей эта «пропасть» значительно меньше. Понятно, что специалисты высокого класса получают везде примерно одинаково, но как на счет специалистов среднего уровня, прокомментируйте, пожалуйста?
Со своей стороны заметим, что часто видим у себя в разделе вакансии 3D Аниматора, от крупных компаний, с з/п начинающиеся от 100-120к, что в целом немного для этой специальности. Понятно, что задачи перед аниматорами стоят разные, но средняя вилка примерно такая.
Николай: Безусловно, средний аниматор в студии на западе зарабатывает больше, чем средний аниматор в студии в РФ. Однако, я не слышал, чтобы так было только у аниматоров. Кажется, это больше зависит от экономики страны, а не от конкретной специальности. К примеру, в США медианный уровень дохода на человека по стране за 2020 год составил $41,535 в год / $3,461 в месяц (по курсу 60 рублей за $ – 207 660 рублей в месяц) (источник). В РФ медианный подушевой доход за 2020 год составил 32 422 рубля в месяц (источник). Когда по медиане население зарабатывает меньше в 6-7 раз, сложно ожидать, что в какой-то конкретной отрасли ситуация будет кардинально другой.
Что касается вилки з/п среднего аниматора, которую вы назвали, на мой взгляд, она соответствует действительности, и относительно того же медианного подушевого дохода она больше в 3-4 раза. По-моему, это неплохо.
Ну и не стоит забывать, что, если аниматор хочет зарабатывать много, он может прокачать свой скилл до уверенного уровня и уйти на фриланс. Там можно делать значительно больше денег, чем в студии.
RENDER.RU: Может ли получится так, что аниматор просто не найдет достаточный объем работы и желаемую з/п в России и таким образом у нас идет постоянный отток этих ценных кадров?
Николай: Если говорить про ситуацию до 24 февраля 2022 года, то я бы не сказал, что был сильный отток. На западе конкуренция сильнее + нужно тратить силы на изучение языка и адаптацию, и вообще, переезд – это стресс, многие такое не любят. При этом, если ты крутой аниматор, то недостатка в проектах у тебя не было, и деньги ты тоже мог делать хорошие.
Получалось, что для большинства оно того не стоило. Уезжали только те, кто хотел поработать на более высоком уровне с Голливудскими проектами и в топовых студиях, вроде Disney, Sony Pictures Imageworks, MPC, Framestore и т.д.
Как дела обстоят сейчас, и как будут обстоять в ближайшем будущем, я сказать не берусь. Нам всем еще предстоит с этим разобраться.
RENDER.RU: Как обстоят дела с 2D анимацией в России, нет ли опасений, что для нее остается все меньше места в большом CG?
Николай: Если мы говорим именно про анимационную индустрию в России, то я бы так не сказал. Есть много проектов в том же Toon Boom Harmony. Например, у «Союзмультфильма», студии «Петербург», DikiDigital. Небольшие команды вроде HungFu делали клипы известным исполнителям в классической 2D-анимации, а студия «Мельница» каждый год выпускает по полнометражному фильму про богатырей.
На западе вообще говорят о ренессансе 2D. Есть известный анимационный подкаст на английском – The Bancroft Brothers Animation Podcast, его ведут два аниматора/режиссера, долго работавших в Disney, и вот они постоянно говорят, что 2D возвращается. Мне самому пока про западный рынок рассуждать тяжело, но я их мнению доверяю.
RENDER.RU: Насколько сложно 2D аниматору старой школы переквалифицироваться на 3D аниматора?
Николай: Я вижу много 2D-аниматоров, которые умеют в 3D, особенно на западе. Я думаю, это связано с тем, что на западных проектах аниматоры работают по контракту от проекта к проекту, и у тебя не всегда есть возможность выбирать. Появилась возможность работать в 3D – берешь и переучиваешься в экстренном режиме, если эта работа тебе нужна. Принципы анимации везде одни – и в 3D, и в 2D.
Так что, скорее всего, тут вопрос в желании. Если есть необходимость и желание, то переучиться из 2D в 3D можно. В обратную сторону процесс будет, пожалуй, сложнее, потому что для 2D анимации нужен сильный рисунок, и, если 3D аниматор не умеет рисовать (а такое бывает, и нередко), то поднять навык рисования быстро не выйдет.
RENDER.RU: Какая на ваш взгляд справедливая зарплата на данный момент для 2D и 3D аниматора?
Николай: Кажется, рынок дает вполне справедливые цифры. Мы с вами выше проговорили, что средняя ЗП для мидл-аниматора – 100-120к рублей. 3D будет ближе к верхней границе, 2D – ближе к нижней. На эти деньги можно жить, как мне кажется + никто не запрещает расти, учиться делать быстрее, брать больше ответственности, уходить на фриланс. Все эти шаги приведут к увеличению зарплаты.
Я поднимал эту тему чуть более подробно в моей прошлой статье для Render.ru.
RENDER.RU: Почему был затронут вопрос справедливой з/п, большинство людей совершенно точно уверены, что профессия аниматора требует многих лет обучения и практики, это технически очень сложная работа, требующая исключительных качеств, способностей и таланта, в тоже время мы смотрим вакансии водителя в Москве и видим з/п 100-150 и даже 200 000 руб. Не в обиду водителям, но полагаем любой аниматор сможет стать хотя бы посредственным водителем и совершенно точно, абсолютное большинство водителей не смогут стать аниматорами. На ваш взгляд, подобное неравенство по з/п прослеживается в других странах? Можно говорить о недооцененности специалистов в этой сфере?
В том году, мы провели небольшой опрос по аниматорам и многие обратили внимание на то, что у специалистов очень низкие з/п, относительно их знаний, образования и узкой специализации. Интересный момент, что пожаловались на низкие з/п только сотрудники работающие в офисе, фрилансеры работающие на себя сообщили о хорошем соотношении времязатраты / заработная плата в своей работе.
Николай: Если водители в России действительно столько могут зарабатывать, то я скорее готов радоваться за водителей, чем грустить за аниматоров. Понятно, что хотелось бы, чтобы люди в моей индустрии зарабатывали больше и жили лучше, но, повторюсь, для нашей экономики 100-120 т.р. – это неплохой уровень дохода. К тому же, у аниматора есть все возможности расти относительно этой суммы, а у водителя – вряд ли.
Я вас уверяю, что в том же США (немного знаком с их экономикой, поэтому привожу примеры из этой страны) средний водитель грузового автомобиля (truck driver) зарабатывает не меньше среднего аниматора. И, наверное, это нормально, ведь у водителя намного больше ответственности, и его работа физически тяжелее.
RENDER.RU: Считается, что 3D аниматору нет необходимости уметь рисовать руками, можете подтвердить это мнение?
Николай: Да, это подтвержу и я, и некоторые мои знакомые сильные 3D-аниматоры, которые либо рисуют на базовом уровне, либо не рисуют совсем. 3D аниматор может не уметь рисовать, потому что напрямую в работе ему рисунок не нужен.
RENDER.RU: Какие необходимые качества аниматора можете выделить, чтобы точно знать, что без них даже думать не стоит осваивать профессию?
Николай: упорство и желание учиться. У нас в школе в каждом потоке встречаются люди, у которых сначала получается плохо, и вот если они упорно работают над своими учебными шотами и не сдаются, то через какое-то время случается резкий прогресс, и они обгоняют многих других одноклассников. То есть, возможно, предрасположенность к анимации у кого-то и существует, но в среднесрочной перспективе она, как правило, не решает, а может даже и помешать.
Также, для 2D аниматора обязательно умение рисовать. Для 3D оно тоже будет не лишним, но, как я сказал выше, это не обязательно.
RENDER.RU: Дайте совет начинающим аниматорам, какие подводные камни ждут их на этапе обучения и работы? Чего точно не стоит делать?
Николай: В моей прошлой статье для вашего сайта я давал топ-5 советов начинающим аниматорам. Пожалуй, повторю их и здесь:
- Ищите ментора, который будет давать фидбэк на ваши работы. Без этого прогресс будет в разы медленнее. Самый простой путь – поступить в одну из анимационных школ.
- В нашей индустрии работодателей и заказчиков совершенно не интересует диплом. Главный показатель скилла аниматора – это портфолио (анимационный рил).
- Если вы не работали раньше в индустрии, то анимация - неплохой вариант попасть в нее. Если в процессе обучения вы поймете, что это не ваше, можно относительно легко переквалифицироваться в риг, моделинг/скульптинг, концепт-арт, композитинг или любую другую смежную профессию.
- Банально, но чтобы стать хорошим аниматором, нужно, чтобы анимация вас интересовала.
- Желательно, чтобы ваш анимационный рил отличался от других. Как правило, супервайзеры сразу видят стандартные учебные работы, и если помимо них в риле есть что-то еще (например, работа выполненная вне обучения в школе), это может заинтересовать.
RENDER.RU: Благодарим за уделенное время и интересную беседу, желаем творческих успехов и интересных проектов!