Анимационная индустрия. Вид изнутри
Привет!
Меня зовут Николай Худяков. Несколько лет я руководил школой анимации AnimationSchool.ru, запустил и вел подкаст «Кто здесь аниматор?», а еще я – co-организатор отраслевого мероприятия «Слёт аниматоров». Несколько последних лет я глубоко изучал рынок труда в русскоязычной анимационной индустрии, и вот, решил написать о нем статью. Если вы хотите работать в анимации, или уже работаете, но картина об устройстве индустрии у вас неполная, то, вероятно, вам будет интересно.
Дисклеймер. Есть разные стили и техники анимации, каждый со своими особенностями. Я чуть больше знаю о производстве 3D-анимации, поэтому по умолчанию речь будет идти именно о ней, хотя 2D тоже затрону.
Где нужны аниматоры?
Аниматоры нужны для трех основных типов производств: анимационные фильмы, геймдев, кино/реклама.
В производстве анимационных фильмов и сериалов есть сложный пайплайн: от разработки истории (буквально текстового документа) до композитинга и цветокоррекции финальной картинки. На каждом этапе работают разные специалисты, однако, этап производства самой анимации требует, пожалуй, больше всего труда. Один сильный аниматор может производить от 20-ти секунд анимации на сложном полнометражном проекте до нескольких минут на простом сериале. В месяц. Поэтому аниматоров в студиях, которые занимаются мультфильмами, нужно много, и обычно анимационный отдел в таких студиях самый многочисленный по сравнению с другими отделами.
В геймдеве пайплайн другой, аниматоров нужно поменьше, а навыки у них должны быть чуть шире – часто в игровых студиях аниматорам приходится править риг, что-то где-то подмоделивать, а иногда импортировать свою анимацию в игровой движок. Все это касается производства именно внутриигровой анимации, но еще в геймдеве есть синематики – кат-сцены, рассказывающие сюжет игры – и вот их производственный процесс особо не отличается от анимационных фильмов из предыдущего абзаца, и там аниматоров опять же нужно много.
В кино и рекламе все сильно зависит от проекта, но, как правило, аниматоров здесь не так много, и обычно они работают на фрилансе.
Что такое быть аниматором на русскоязычном рынке?
Аниматор в России – это, как правило, либо фрилансер, либо сотрудник большой студии, либо и то, и другое сразу. Один из стандартных путей в профессии – поработать несколько лет на студии, набраться опыта, и когда появятся скорость работы и понимание, как работать с супервайзерами анимации и режиссерами, перейти на фриланс. При этом, если аниматор делает круто, то фриланс сам будет его находить.
Наверное, такой расклад также справедлив и для международного рынка, но, кажется, у нас фриланс распространен чуть больше, чем на Западе.
Коротко о зарплатах
Пару лет назад я писал статью о том, что происходит на российском анимационном рынке труда, для которой интервьюировал продюсеров и HR-ов нескольких крупных анимационных студий. По понятным причинам ЛПР-ы студий не любят говорить о конкретных суммах, но тогда почти со всеми из них мы договорились, что в среднем джуниор-аниматор на российской студии зарабатывает около 50 тысяч рублей. Возможно, сейчас стало чуть больше, но не думаю, что что-то сильно изменилось.
Также год назад мы с партнером Андреем Трениным рассказывали о рынке труда в анимации на фестивале в Суздале, и специально для этого просили коллег-аниматоров анонимно рассказать, сколько они зарабатывают. Подробные ответы – на слайде ниже, но в целом аниматоры уровня мидл-синьор зарабатывают в России 100-200 тысяч рублей, из них в 3D медиана немного выше.
ЗП 3D
ЗП 2D
Еще есть результаты пары публичных анонимных опросов о размере зарплат в индустрии.
Русскоговорящий рынок – гугл документ.
Англоговорящий рынок – гугл документ.
Специфика работы с зарубежным заказчиком
Одна из крутых особенностей профессии аниматора – при большом желании есть неплохие шансы уехать по рабочей визе в одну из стран ЕС или Северной Америки. Чаще всего активно нанимают и делают визы студии из Канады. Например, недавно Sony Pictures Imageworks объявила о большом найме новых сотрудников, в том числе ищут и аниматоров. Периодически у крупных канадских студий случаются масштабные проекты, на которые аниматоров нужно много и сразу. На внутреннем рынке они закрыть этот запрос не могут, и поэтому приглашают специалистов из-за рубежа, и делают им рабочие визы. При этом, чтобы на тебя обратили внимание, не обязательно быть гением с опытом 15+ лет – когда студиям сильно надо, они набирают и мидлов. Это, кстати, работает как для 3D (студии Sony Pictures Imageworks, MPC до закрытия), так и для 2D (студии Wildbrains, Bardel, Atomic Cartoons).
С фрилансом на Северную Америку сложнее, по крайней мере из моих знакомых, кажется, никто не работает напрямую с заказчиком из США или Канады, находясь не там. А вот с европейскими студиями и заказчиками работать можно. Особенно это актуально для 2D-аниматоров.
После 24-го февраля 2022 года у российских аниматоров появилось две дополнительные проблемы при работе с зарубежными заказчиками:
- Сложность получения денег из-за рубежа
- Нежелание работать с исполнителями из России
Переводить деньги можно через криптовалюту, либо открыв счет в иностранном банке. Это сложно, но реально. Что касается отношения к россиянам, то да, часть заказчиков с нами теперь работать не будет, но в целом, тотальной ненависти к российским исполнителям я пока не заметил. Например, мы уже почти год ведем проект с французскими заказчиками, и от них в последние месяцы мы слышим только слова поддержки в сторону российских и украинских участников проекта.
Стоит ли идти в анимацию из смежной профессии
Если хочется, то почему бы и нет? Если вы работаете концепт-художником, моделером, рендер-артистом или другим специалистом в мультфильмах, геймдеве, кино, рекламе или архитектурной визуализации, то, очевидно, стать аниматором вам будет проще, чем людям из других индустрий. Ваш опыт в смежных областях поможет быстрее адаптироваться – опыт работы в Maya или другом 3D-редакторе, как минимум, избавит вас от необходимости изучать софт с нуля, а умение рисовать упростит планирование анимации и поможет лучше чувствовать композицию в кадре. К тому же, ваше окружение, наверняка, поможет вам найти первую работу.
При этом также очевидно, что в профессии аниматора есть свои сложности – рутина, конкуренция, сложные заказчики и тд. Поэтому, прежде всего, анимация должна вас интересовать, иначе будет сложно.
В чем разница между 2D и 3D?
Пожалуй, основное отличие между 3D и 2D анимацией – это количество методов производства.
В 2D есть, как минимум, 3 основных метода:
– Классическая покадровая. Аниматор отрисовывает персонажей в каждом кадре. Софт: TVPaint, ToonBoom Harmony.
– Cutout (перекладка). Каждый персонаж разбивается на части (руки, ноги, туловище и тд). Манипулируя этими частями аниматор создает иллюзию движения. Софт: Adobe Animate, Moho.
– Скелетная. Каждый персонаж оснащается скелетом (ригом), манипулируя которым аниматор создает иллюзию движения. Чаще всего используется в геймдеве. Софт: Spine.
Помимо этого в 2D есть гибридные методы производства, когда техники миксуются. В таких случаях чаще всего используют ToonBoom Harmony. Например, так делают «Рик и Морти»
В 3D же все значительно проще. Есть один классический метод производства, который по смыслу ближе всего к скелетной в 2D. При этом около 90% всей профессиональной 3D-анимации в мире делается в одном софте – Autodesk Maya (или в ее модификациях).
Поэтому для тех, кто хочет в 3D-анимацию, все просто – устанавливаете Maya и начинаете учиться. Для 2D все немного сложнее, и выбор софта зависит от того, куда вы хотите развиваться. При этом принципы анимации везде общие, и овладев одной из техник, можно без большой боли осилить и другие. Так, многие сильные 2D-аниматоры могут работать в нескольких техниках, в том числе в 3D.
И еще один важный момент: в 2D анимации нужно уметь рисовать, а в 3D это не обязательно. Конечно, с художественным образованием или просто умением рисовать в 3D будет проще, но есть известные топовые 3D-аниматоры, которые рисовать практически не умеют.
Топ 5 советов начинающему аниматору
Ищите ментора, который будет давать фидбэк на ваши работы. Без этого прогресс будет в разы медленнее. Самый простой путь – поступить в одну из анимационных школ.
- В нашей индустрии работодателей и заказчиков совершенно не интересует диплом. Главный показатель скилла аниматора – это портфолио (анимационный рил).
- Если вы не работали раньше в индустрии, то анимация - неплохой вариант попасть в нее. Если в процессе обучения вы поймете, что это не ваше, можно относительно легко переквалифицироваться в риг, моделинг/скульптинг, концепт-арт, композитинг или любую другую смежную профессию.
- Банально, но чтобы стать хорошим аниматором, нужно, чтобы анимация вас интересовала.
- Желательно, чтобы ваш анимационный рил отличался от других. Как правило, супервайзеры сразу видят стандартные учебные работы, и если помимо них в риле есть что-то еще (например, работа выполненная вне обучения в школе), это может заинтересовать.
Полезные качества для тех, кто хочет стать аниматором
Одно из главных качеств аниматора – это наличие «чугунного зада» :) Нужно быть готовым проводить за компьютером очень много времени. Большинство аниматоров со временем обзаводятся удобными профессиональными креслами и регулируемыми столами, а кто-то периодически работает стоя или сидя на фит-боле. Пожалуй, это актуально для большинства творческих профессий в CG.
Также не лишними будут художественный вкус и умение держаться перед камерой. Первое поможет чувствовать композицию кадра (ведь аниматор тоже своего рода художник), а второе – не стесняться снимать видео-референсы для своих анимаций. Хотя по мне оба этих навыка можно поднять в процессе обучения.
Еще отдельно отмечу чувство ритма. Как ни странно, у анимации есть общие черты с музыкой, и часто в анимационной сцене можно уловить ритм. Аниматоры, увлекающиеся музыкой, отмечают, что это увлечение помогает им в работе.
Несколько лет назад я сам начинал путь в 3D-анимации без какого-либо бэкграунда в индустрии. У меня не было ни художественного образования, ни умения рисовать, ни актерского мастерства. Разве что музыкой немного увлекался и усидчивым был. В итоге аниматором я так и не стал (оказалось, что менеджмент мне нравится больше), но по заверению коллег, через полгода обучения у меня все хорошо получалось и если бы я продолжил заниматься, то в скором времени зашел бы в профессию. Так что по своему опыту могу сказать: если анимация вам нравится и вы бы хотели в ней развиваться, то надо пробовать и не бояться.