Понимание композиции: основы
Как расположить объекты на рисунке? Как сделать сцену визуально приятной и понятной для зрителя? Художник Эндрю Прайс aka Blender Guru расскажет, как сбалансировать работы и выделить главные элементы сюжета.
Прим: эта статья больше подойдет для начинающих. Если у вас уже есть опыт в рисовании и продумывании композиции, посмотрите, например, на короткую шпаргалку с 15 типами композиции.
Статья — пересказ этого видео.
Разбираемся в композиции
Представьте, что вы открываете книгу и обнаруживаете, что страницы идут вразнобой, текст напечатан так, что его сложно читать, а сюжет не имеет определенного направления. Такое же впечатление производит изображение с плохой композицией.
Композиция — один из самых важных навыков для художника. Это расположение элементов в сцене в приятной, удобной и понятной для зрителя манере. Правильная композиция направляет взгляд к важным деталям и в целом делает изображение более привлекательным и эффектным.
Работу над композицией можно разбить на три стадии: центральный элемент, структура и баланс.
Центральный элемент — одна очевидная деталь, привлекающая внимание
Структура — организация сцены по определенному правилу
Баланс — сбалансированная нагрузка сцены
Центральный элемент
Центральный элемент — та деталь, которая первой притягивает взгляд, когда мы смотрим на изображение.
Самая заметная ошибка в композиции — отсутствие центрального элемента или слишком большое количество центральных элементов. Центральный элемент очень важен для любой сцены, потому что без него взгляд зрителя будет просто бесцельно блуждать по изображению.
Если центральных элементов слишком много и они забирают на себя одинаковое количество внимания, то зритель просто не поймет, куда смотреть:
У нас есть космический корабль, находящийся в фокусе, движущийся на нас, и есть Земля, насыщенная и тоже четкая. В итоге мы имеем два похожих по размеру и контрасту элемента, которые борются за наше внимание, делая изображение тяжелым для восприятия и попросту неприятным.
А вот простой пример изображения, не имеющего центрального элемента:
У нас есть 4 стула, и невозможно сказать, на какой из них будет направлен взгляд зрителя, потому что они все одинаковые. Такое изображение хуже воспринимается нашим мозгом, оно не захватывает внимание.
Но если выделить один из стульев, сцена будет выглядеть совершенно иначе.
Мы всего лишь добавили насыщенности одному элементу, но основная идея понятна — что-то в изображении должно выделяться на фоне всей сцены.
Также можно привлечь внимание к определенной части изображения с помощью контраста.
Этот способ часто используют неправильно. Высокий контраст создается за счет темного и светлого оттенков, граничащих друг с другом, особенно когда речь о черном и белом цветах. Он моментально притягивает взгляд, словно магнит, и необходимо это учитывать. Например, у вас есть изображение интерьера, и из окна идет яркий свет — контраст между окном и остальной комнатой может отвлечь на себя внимание, даже если центральным элементом планировался, например, диван.
Есть множество способов выделить центральный элемент:
- Резкий контраст
- Насыщенность
- Фокус камеры
- Действие или движение
- Лица или фигуры
Для поддержания основного элемента можно использовать направляющие линии, обрамление и геометрические фигуры.
Приведем несколько успешных примеров использования центрального элемента.
Здесь наш взгляд сразу оказывается притянут к лицу. Частично это связано с тем, что люди в целом хорошо распознают лица, но это не единственное, что привлекает наше внимание. Губы персонажа ярко-красные, и этот цвет не используется больше нигде в этом изображении, между ее лицом и фоном присутствует довольно сильный контраст. А лианы на изображении образуют линии, ненавязчиво направляющие наше внимание к лицу.
Вот еще один пример:
Здесь наше внимание направлено на движущегося человека на фоне вполне статичной сцены. Человеческий силуэт притягивает взгляд сам по себе, к тому же, темная фигура обрамлена ярким светом, что создает сильный контраст. И те же лучи света создают направляющие линии, ведущие взгляд к фигуре. Усиливается этот эффект наличием затемнения по краям изображения — виньетки.
Следующее изображение использует фокус камеры для направления внимания к центральному элементу.
У нас есть хамелеон, морда которого контрастирует с фоном находится в фокусе, в то время как его тело несколько менее четкое, а фон и вовсе размыт. Помимо этого, его тело создает направляющие внимания — дуга его спины и хвост ведут взгляд к морде.
Чтобы выделить центр композиции, можно использовать еще больше вспомогательных элементов.
Дорога в центре изображения ведет прямо к дому и является направляющей внимания, и таким же образом работает ритм повторяющихся деревьев. Также в изображении использована симметрия, что тоже привлекает внимание к центру. Деревья и листва создают обрамление, ведущее взгляд к наиболее контрастной части изображения — крыше дома на фоне светлого неба. Также в изображении использованы геометрические фигуры, и треугольник присутствует только в центре. Камера тоже фокусируется именно на доме.
Даже при сильной насыщенности и большом количестве контраста можно выделить центральный элемент при помощи направляющих.
На изображении присутствует множество линий, направляющих взгляд к лицу викинга. Его меч, рукоять и лезвие топора, силуэт дракона. Центральных элементов в изображении два, и к морде дракона тоже ведут направляющие внимания, не позволяя взгляду уйти за пределы изображения, но при этом она не забирает внимание от главного композиционного центра.
Структура
Именно о структуре думает большинство людей, когда слышат слово «композиция». Структура — это расположение элементов в сцене в соответствии с определенным правилом. Например, с правилом третей. Не так важно, какую именно структуру использовать и попадает ли она четко под одно из существующих правил. Любая структура будет лучше, чем полное ее отсутствие.
Для примера взглянем на эти беспорядочно расставленные стулья.
У них нет никакого порядка, и зрителю не на чем сфокусироваться, не ясно, в чем вообще смысл этого изображения. Теперь разделим стулья на небольшие группы.
Такое изображение не подходит ни под одно из правил, но на него уже приятней смотреть. В таком дизайне используется закон гештальта, за счет близости несколько мелких элементов воспринимаются как один крупный элемент. Это дает нам ощущение какого-то порядка и наличия структуры в сцене.
Рассмотрим основные примеры структуры.
Правило третей
Суть этого правила в том, чтоб разделить изображение линиями на девять равных частей, и в местах, где линии пересекаются, располагать важные для композиции элементы. Таким образом у нас есть четыре точки, где можно расположить центральный элемент. Если вы рисуете персонажа, его лицо будет на одной из этих точек, и часто имеет смысл поместить еще какой-то элемент на противоположной точке, чтоб уравновесить композицию. Например, если центральный элемент находится в верхней правой точке, то в нижней левой будет еще какая-то деталь.
Само по себе это правило является упрощенной версией правила золотого сечения, но оно работает ничуть не хуже.
На изображении выше взрыв размещен на одной из точек пересечения, и благодаря этому можно рассмотреть город вокруг. Такая композиция позволяет создать вокруг центрального элемента полноценную историю.
Вот еще один пример:
Композиционным центром является лицо кота, расположенное на пересечении линий, и его уравновешивает тоже довольно детализированный стол с противоположной стороны. Необязательно попадать ровно в точку пересечения, достаточно расположить центральный элемент близко к ней.
В фотографии работают все те же принципы композиции.
То же касается и кинематографа.
Золотое сечение
Многие слышали о золотом сечении и том, что оно само по себе сделает любое изображение восхитительным, но это не совсем так. Особенность золотого сечения в том, что оно в той или иной степени прослеживается в природе: его можно найти в ракушках, растениях и т.д.
Из-за этого оно повлияло на решения многих дизайнеров.
Такая композиция кажется приятной, потому что мы привыкли видеть ее в окружающем нас мире.
Рассмотрим на более актуальном примере:
Золотое сечение идеально ложится на элементы композиции, и окружающие центральный элемент медузы тоже расположены по спирали.
Пирамида
Это правило композиции менее известное, но оно тоже неплохо работает, особенно для персонажей. Оно позволяет выделить фигуру и часто используется, например, в комиксах.
Также оно работает и для более широких сцен, таких, как интерьеры.
Симметрия
Правило симметрии заключается в отражении изображения по вертикальной или горизонтальной оси. Это очень простая и часто встречающаяся структура, особенно распространенная в архитектуре для церквей и государственных зданий.
Симметрия придает зданиям ощущение важности, величия и спокойствия.
Полный кадр
Здесь все просто. У вас есть один объект, и вы приближаете его так, что он занимает весь или почти весь экран.
Вокруг него больше нет никакой композиции, путаницы с другими элементами и правилами. Вам нужно показать только один объект.
Баланс
Теперь поговорим о балансе. Он заключается в равномерном распределении “визуального веса” изображения, чтобы не возникало ситуации, когда правая половина изображения заполнена деталями, а левая половина остается практически пустой. Вес изображению придают те же вещи, что используются для создания центрального элемента: размер, сильный контраст, насыщенность, лица и фигуры.
Рассмотрим один пример:
Эта сцена не сбалансирована. С правой стороны у нас есть темный стул, сильно контрастирующий с фоном, и вообще ничего нет с левой. Чтобы уравновесить композицию, нужно добавить в левую сторону еще какой-то элемент.
Вот еще один пример несбалансированного изображения:
Внимание зрителя приковано к зданию: наличие яркого света создает сильный контраст, к тому же, там есть человеческая фигура. С правой же стороны нет ничего, что бы особо выделялось на фоне. Да, там есть какие-то мешки и коробки, но контраста недостаточно. Если сильно выкрутить контраст изображения и размыть его, то будет хорошо заметно, что изображение не сбалансировано.
Так как же сбалансировать наше изображение? Возьмем еще один похожий пример.
У нас есть очень яркий и контрастный кристалл слева на фоне довольно темной пещеры, и эта сцена сама по себе выглядела бы очень несбалансированной. Для того, чтобы уравновесить наш центральный элемент, у нас есть вход в пещеру справа. Человеческий силуэт на фоне светлого неба создает достаточный визуальный вес, чтобы изображение в целом смотрелось гармонично.
А вот более сложное изображение:
Большой монстр в центре притягивает внимание. И еще ребенок рядом. Яркое окно с Луной снаружи создает контраст. Рисунок был бы несбалансированным без лампы внизу. Все детали вместе выглядят комплексно и гармонично.
Если вам кажется, что это слишком сложно и вы никогда не сможете понять все эти нюансы — не беспокойтесь. Со временем, набравшись опыта, вы сможете улавливать такие мелочи.
И еще:
По мнению Эндрю, это лучший пример сбалансированности. Здесь у нас есть огромный страшный робот с ярким светом от камеры (или что это). Он притягивает больше всего внимания. В левом углу у нас есть маленький мальчик. У него нет света, только силуэт. И тем не менее, он тоже — весомая фигура в сцене. Дополняет картину у нас этот большой навес сверху и тень снизу.
Дополнительные материалы
12 правил композиции
Тон как инструмент работы с композицией
15 типов композиции для художников
Правила хорошей композиции в рисовании
Перевод выполнен Лилией Васильевой.