Как повысить выразительность своих рисунков. Часть 1

Советы и упражнения, которые помогут добиться большей выразительности с помощью линий и силуэтов.

image17.jpg

Автор работы — Норман Роквелл.

Статья подготовлена по материалам Muddy Colors.

Вы когда-нибудь учились театральному искусству? А ведь карьера художника зависит от актерских навыков! Подобно постановке, наши любимые рисунки и картины задевают нас за живое. В них сочетается фантастический графический дизайн и потрясающее мастерство постановки, что тоже — часть дизайна.

Великие кинорежиссеры не обязательно хорошо играют, однако они разбираются в этом достаточно, чтобы добиться от актеров более правдоподобных результатов. Чтобы рисовать эмоциональные и выразительные иллюстрации, не повредит представить её сюжет в исполнении актеров.

image15.jpg

Норман Роквелл — один из самых известных примеров «иллюстраторов-режиссеров». Подробнее о его методах читайте здесь.

Прежде, чем мы начнём, постарайтесь отбросить перфекционизм. Вы не добьетесь изменений в выразительности, гоняясь за идеальным исполнением. Чтобы научиться выразительному рисованию, придется пройти через период жестовых набросков, а небрежные скетчи — это самый лучший рецепт избавления от перфекционизма. Забудьте об идеальности, пока тренируетесь, — это пойдет вам на пользу.

Линия как главный элемент жестовых набросков и поз

Линии — это ваши актеры. Вам нужно научиться видеть энергию в штрихах, размещать их там, где сосредоточено основное внимание, и понимать, почему вы рисуете их именно так, а не иначе. Короткие оборванные штрихи не помогут вам понять суть жестового наброска. Чтобы вплетаться в полноценную линию движения, они должны быть длинными.

Вот четыре типа линий, которые мы можем рисовать:

image16.png

Акцент в линии располагается на её вершине или в зоне её наибольшей толщины. В этих местах линия разворачивается, ускоряется, замедляется, меняет направление и т.д. Обычно мы делаем всё это неосознанно, пока не понимаем, что на самом деле можем контролировать каждый микрон штриха. Чем лучше мы контролируем линию, тем проще «освободиться» и перейти к созданию естественного и свободного дизайна. Это приходит после часов сознательной и целенаправленной практики.

image3.png

Рисуя, мы обычно думаем о линиях как о группе, или как о сторонах той формы, которую они образуют. На самом деле даже одна линия может выражать характер движения. Сгруппированные попарно, линии создают форму, которая также обладает характером.

image10.png

Формы передают характер вашего персонажа.

Характер персонажа будет меняться в зависимости от характеристик самой линии. Переместите верхнюю точку линии, измените длину, ширину, направления дуги и так далее, чтобы показать различные характеры действий или мимики.

image21.png

Упражнение 1. Обозначьте выражение лица

image1.png

Мы начинаем с простых форм, коротких линий и кругов. Включите музыку, например, свои любимые песни — они зададут ритм, создадут нужный настрой. Потом запустите музыку, которая вас бесит, и посмотрите, как изменится схема.

Рисуйте поэтапно и не забегайте вперед

Шаг 1. Нарисуйте большие круги. Старайтесь рисовать их под определенный ритм или четко выраженный музыкальный инструмент, пока не заполните весь лист. Делайте каждый из них размером примерно с монету в 5 рублей, это гарантирует, что на странице их поместится достаточно.

image7.png

Шаг 2. Нарисуйте по две черточки для глаз в каждом из кругов. Ориентируйтесь на музыку и рисуйте каждую пару одним простым движением, а затем переходите к следующему кружочку. Повторюсь, рисуйте их под ритм или четко выраженный музыкальный инструмент и не пытайтесь заставить эти черточки делать что-то определенное; просто рисуйте.

image8.png

Шаг 3. Нарисуйте форму рта с помощью черточек и кружочков, снова под музыку. Она поможет вам расположить каждый штрих на странице. Заполните такими пометками каждую голову. Переверните страницу, начните новую.

image6.png

Когда вы заполните 3 страницы, положите их перед собой и посмотрите на все разом. Привлекает ли какая-то из них ваше внимание в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент? Какая из голов злится? Смеется? Полна любопытства? Какую эмоцию выражает каждая из них? Подпишите их все, вне зависимости от того, насколько активными они кажутся. Иными словами, обозначьте выражение лица.

В каждом лице живет эмоция, переданная несколькими простыми линиями. Это и есть первый проблеск той самой «актерской игры» в рисунке. Хитрость заключается в том, чтобы сохранить эту простоту в более сложной финальной работе.

Линия и круг обладают большой силой и не требуют знаний анатомии или рендера для отрисовки. Конечно, это не предел данного упражнения. Его цель — скорее научить применять такой подход в рисунках и с помощью него находить наиболее подходящую мимику.

Сперва с помощью простых форм вы понимаете, как именно зритель воспримет выражение лица персонажа, и лишь потом вкладываете время в доработку рисунка. Наше искусство не обязано быть слишком сложным, а решения возникающих проблем могут быть проще, чем мы себе представляем, особенно если рисование можно разбить на простые этапы и понятные блоки. Это облегчит анализ и поиск решения для отдельных смущающих нюансов.

Далее мы научимся применять это на практике и отбрасывать большую часть лишнего.

Силуэты

Как и в актерской игре, нам нужно найти самый подходящий жест или поведение под каждое настроение, ощущение и выражение, необходимые для ритма истории. Для этого мы выполняем поиск силуэтов. Они необходимы для создания читаемой позы и не требуют никаких внутренних деталей. Если вы можете добавить на этом этапе тонкие выразительные нюансы — вы свободны это сделать, но не концентрируйтесь на них, поскольку следующие этапы помогут вам отточить настроение ещё не раз.

При рисовании силуэтов постарайтесь избегать очевидных или преднамеренных наложений частей тела внутри силуэта, которые не позволят вам визуально различить верхние и нижние конечности. Построив хорошо читаемый силуэт, мы можем получить слишком театральный, постановочный результат, но так мы избавляемся от визуального шума, чтобы подчеркнуть действие... И это нормально! Так же актеры на сцене должны «преувеличивать» актерскую игру, чтобы все зрители смогли сопереживать героям и наслаждаться представлением, вне зависимости от того, как далеко от сцены они сидят.

image20.png

Силуэт должен явно отображать нужное действие, обладать сильным чувством равновесия, ощущаться вписанным в окружающее пространство. Также на него должна влиять гравитация, то есть, ограничивать диапазон и силу его движения. Рисуя силуэт, думайте, кажется ли рисунок вам правильным и живым, говорите ли вы о нем как о живом, а не о нарисованном?

image18.png

Упражнение 2. Обычные силуэты и убедительные

Первая часть следующего упражнения посвящается поиску жестов и поз, выражающих определенные действия через силуэты. Вы можете сразу набрасывать их крупными залитыми формами, а можете сперва рисовать фигуры линией, а потом закрашивать. В этом упражнении не нужно придерживаться какой-то определенной техники, просто найдите для себя самый удобный способ создания понятного силуэта.

Вторая часть упражнения направлена на улучшение созданных силуэтов: скорректируйте конечности, торс, шею, голову — те части тела, которые придадут большей выразительности силуэту.

На третьем этапе у вас должно быть несколько рабочих поз. Убедитесь, что они действительно подходят для выражения действия. Попросите друзей и коллег «сыграть» для вас нужное действие и сравните со своими рисунками. Подберите референсы из фильмов, где актеры выполняют действие, которые совершает ваш персонаж. Придумайте как минимум полдюжины характерных жестов для каждого из силуэтов.

image14.png

Когда у вас будет несколько вариантов, сравните их между собой. Отметьте тот, который лучше всего иллюстрирует нужную вам эмоцию. Если эта эмоция и эта поза друг другу не соответствуют, подумайте, что нужно изменить. Какая форма поможет лучше передать действие, которое совершает персонаж? Какая линия подскажет зрителю, какие эмоции ваш герой испытывает?

Упражнение 3. Сжимайте и растягивайте силуэты как первоклассный аниматор

Для этого упражнения пригодятся знания анатомии, которые помогут передать правдоподобность действий в рисунке. Именно здесь вы можете блистать как гениальный Норман Роквелл и помочь персонажам сыграть те или иные эмоции наилучшим образом. В выражении эмоций задействуется вообще все лицо, а не какие-то одни отдельные черты. Помните, что у черт лица есть окружающие их мышцы и сухожилия, которые активизируются в мимике, хотя в спокойном состоянии могут быть не так заметны.

image19.png

image5.png

Найдите несколько референсов с лицами, сделайте скриншоты из фильмов и скопируйте выражение лиц актёров. Закончив первый рисунок, нарисуйте его заново, только в этот раз сжимайте и растягивайте черты лица так, как больше всего подходит для копируемого вами выражения. Растягивайте до абсурда, чтобы понять, где у каждого жестового наброска предел, а затем вернитесь обратно. Ваш художественный опыт рождается из совокупности всех принятых вами решений.

image11.png

image4.png

Подумайте, какие простые линии лучше выражают задуманные вами действия, и как добавить именно столько необходимых деталей, сколько нужно, чтобы не разрушить или не ослабить идею. Посмотрите на пример ниже. Вместо того, чтобы сделать набросок естественным и выразительным, детали перегрузили его и превратили в «декоративный».

image9.png

Декоративный vs Активный дизайн

image12.png

Не бойтесь во время рисования отступать от референса, если это позволим вам добиться лучшей выразительности.

image13.png

Используйте:

- Уверенные простые линии;

- Четкие и выразительные формы;

- Убедительный, легко читаемый силуэт;

- Сжатые и растянутые формы для усиления выразительности.

Эти приемы подходят не только для персонажей, вы можете использовать их для решения любых вопросов в своих рисунках. Попрактикуйтесь с базовыми упражнениями до нашей встречи в продолжении этой статьи. Там-то мы приступим к самому интересному.

image2.png

744 0 850 6
0
RENDER.RU