Как устроиться 3D художником после курсов

Опыт нашего студента Андрея Будкина. Он учился на курсе «3D для игр» и «3D художник по окружению». Дальше повествование идёт от лица Андрея.

Привет! Меня зовут Андрей, и я расскажу о том, как принял решение сменить профессию и пойти в геймдев в 28 лет. Поделюсь, как я искал курсы, способы перейти в индустрию и как я при этом почти не поседел ;)


Смена профессии
Решение пришло в момент, когда я понял, что устал от своей работы и деятельности. Я стал приглядываться к старой идее освоения 3D. Так же я понимал, что мир меняется, меняются технологии и стоит идти в ногу со временем.
Необходимо работать над тем, чтобы оставаться актуальным специалистом — если хочешь жить по желаниям, а не по возможностям. Из-за увлечения играми с детства, я помню, пожалуй, почти все культовые релизы начиная с конца 90х, выбор был очевиден. Хватит играть, пора лезть под капот. Благо небольшой опыт в этом уже был раньше. В юности попытки ковырять fps creator, бесконечные исследования игровых библиотек, редакторов и т. д.
Шел 2019 год, я заканчивал свою работу в производственном направлении — чпу-станки, полиграфия, производство рекламы и смежные направления. В рамках этой работы я получил немало проектировочного опыта. Научился сотрудничать с коллегами и организовывать своё время как специалист. В дальнейшем это сильно скажется на достижении поставленной цели. Также я получил большой опыт в работе с 2D графикой, частично применял 3D моделирование, но далеко не на том уровне, на котором применяю сейчас в новой сфере. Также у меня за плечами обучение в школе дизайна, неоконченный худ. граф. Можно сказать, что я большую часть жизни имею отношение к изобразительному искусству в разных его проявлениях — это также скажется на усвоении новой информации и моем прогрессе.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Первые шаги

Свои поиски входа в новую профессию я начал с осмотра предложений на рынке курсов в России и общего обзора индустрии. Смотрел разные школы, разные направления, читал много статей и отзывов. Пересмотрел десятки часов видео с интервью, разъяснениями для новичков и т. д. С самого начала я четко понял, что самостоятельное обучение не мой вариант — это значительно дольше, способствует закреплению ошибок, заставляет дольше тыкаться из угла в угол. Ты застреваешь на непонятных моментах и, как следствие, выгораешь морально и физически. До этого я самостоятельно освоил часть ПО для старой профессии, сам методом тыка научился моделировать на достаточном для мой работы уровне. Повторять это снова я был не готов, так как требовался результат, а не процесс.

Собственно, мое обучение в геймдев началось даже не с 3D. Я прошел пару курсов по 2D графике, которые меня заинтересовали. Мне нужно было дополнить свои познания в области граф. дизайна и начать вливаться в целом в среду: общение с себе подобными и со старшими более опытными товарищами — это, на мой взгляд, очень важный аспект на входе в профессию. Такой подход позволяет не потеряться, получить тонну новой информации, стимул, пинок и критику. Как бы не хотелось холить своего внутреннего интроверта — социальные связи крайне важны для продуктивного роста, хотя бы на минимальном уровне.

4.jpg

5.jpg

Дальше я пошел на курс по введению в ZBrush с целью расширить общий спектр своих познаний. И это стало переломным моментом — за 2 месяца обучения я понял, что у меня есть много вопросов о том, как игровой объект живет после стадии скетчей, концептов и драфтовых набросков. Появилось желание уже не просто открыть капот и смотреть, но залезть под него с головой. Не получив ответов на свои вопросы — курс не был рассчитан на тех. часть — я решил сменить направление и начал искать курсы непосредственно по 3D для геймдева. Тут-то я и нашел школу CG LAB.

6.jpg

Прохождение профильных курсов

Я был в поисках пару недель, стояла задача не тянуть с процессом обучения, не выпадать из ритма, который уже начал формироваться к тому моменту. Я просмотрел ряд предложений на рынке, читал отзывы, смотрел работы студентов и т. д. Началось все с курса 3D Графика для Игр. Меня заинтересовало описание процесса обучения. Оно ясно дало понять, что будет не только творческий процесс, но и то, что я искал — введение в техническую часть, более комплексное обучение по стандартам, которые приняты в индустрии и, соответствия которым ожидает любой адекватный работодатель от тебя как будущего специалиста.

Также меня заинтересовал непосредственно преподаватель — Николай Андрианов. Практикующий специалист, автор курса и главное — он же его преподает и курирует. Сам, лично, по созвонам. Общение без посредника, как мне показалось, это важный момент, и я не ошибся. Не могу сказать, что я внимательно смотрел на работы студентов или опирался на отзывы. Для человека, который плохо понимает с чем связывается это просто прикольные картинки и добрые слова. Необходимо самому влететь в этот процесс с разбега, и ощутить его на себе. Поэтому я ориентировался на программу курса и веру в то, что это будет правильный выбор :)

В конечном итоге я понял, что не ошибся, причем это осознание пришло не сразу. В начале я просто шел по программе курса, выполнял поставленные задачи, ковырялся и разбирался, общался, смотрел и слушал. Параллельно я работал в прошлой профессии, что весьма ощутимо усложнило процесс. Но в тоже время это было дополнительным стимулом — каждый день проведенный на старой работе делал меня на шаг ближе к поставленной цели.

7.jpg

В процессе обучения я нашел общий язык с Николаем. Он максимально отзывчив и заинтересован в твоем успехе, если ты сам показываешь свой интерес и рвешься в бой. Ты можешь ошибаться, тупить, не понимать что-то, но, если пытаешься снова и снова — это будет замечено. Так что, в какой-то момент, у меня появился еще один стимул в виде сильной поддержки преподавателя. Не скажу, что ее не было до этого, но, как я уже сказал, когда Николай видит стремление, то начинает помогать еще больше. Тащит, пинает, заставляет, тычет носом в каждый косяк, требует качества — все это в конечном итоге делается для тебя, и для твоего успеха на выбранном поприще.

Сложности обучения

В какой-то момент я столкнулся с огромной проблемой — слабое железо, которое просто мешало мне работать своей низкой производительностью. Далее я вернусь к этой теме и раскрою чуть детальнее, а пока могу сказать так — это сильно бьет по нервам и настрою на учебу. Но, мне удалось извернуться, более-менее решить вопрос и продолжить работу в нужном мне темпе.

Скажу честно, учитывая совмещение с работой и проблемы с железом, я проходил курс в общей сложности около 4х месяцев. И тут как раз сказалось то, что я описал выше — я показал, что мне это реально нужно, и преподаватель не отступился, поддержал, продолжал уделять время разборам, советам и наставлениям. В результате я сдал свою первую работу в 3D для игр и, пожалуй, даже не смогу описать сейчас букет ощущений, которые получил от этого. Удовлетворение, чувство выполненного долга. Это как лезть на скалу, выдохнуться под конец, не понимать, где ее вершина, а потом сделать последний рывок и выяснить, что ты забрался.

Теперь я понимаю, что это, в общем-то, простая работа, и сейчас вижу ее совершенно иначе. Но при этом понимаю, что этот первый шаг, все же, самый важный и главный. Эта работа помогла мне понять общий цикл работы над ассетом для игры, обучение на курсе дало ответы на почти все вопросы, которые у меня были до этого. Я понял, что вполне способен и хочу двигаться дальше.
Далее я продолжал практиковаться, но при этом работал на старой работе. Оставался открытым вопрос: что будет дальше? Мы продолжали общение с Николаем. Он направлял меня, подталкивал в нужном направлении, но, в целом, дал возможность самому попробовать и подумать, что будет дальше.

8.jpg

9.jpg

10.jpg

Я продолжал заниматься сразу по всем направлениям: немного рисовал, чтобы не потерять настрой; ковырял ZBrush; пачками выискивал референсы, просто чтобы подогревать фантазию. Отрабатывал Hard Surface в Maya. Начинал, бросал, возвращался, упирался в какие-то сложности, искал способы их обойти. В общем, продолжал обучение методом проб и ошибок, но уже в целом представляя, что я делаю и зачем.

В какой-то момент мне подвернулось предложение выполнить тестовое задание в одну студию. И прежде всего я решил посоветоваться с Николаем. Я показал ему тестовое. А в ответ получил весьма детальное объяснение: почему я должен учиться дальше, к чему это может привести и насколько это будет продуктивнее, чем ухватиться за первую попавшуюся работу. Так я попал на его второй курс — 3D Художник по Окружению / Environment Artist.

И вот тут-то началось самое классное.

11.jpg

Я не буду вдаваться глубоко в детали по второму курсу. Скажем так, если первый курс — это песочница для студентов с нулевыми знаниями, то второй курс это забег по болоту босиком, а Николай плывет рядом на лодке и подгоняет тебя палкой. Да, именно так :)

Второй курс покажет тебе самую суть 3D кухни. Раскроет тебе аспекты оптимизации, работы с технической частью, протащит по основам движка (работаем в Unreal Engine). Покажет все то, что реально должен знать уважающий себя 3D художник, но при этом это именно те знания, которые на первом курсе будут для тебя сложны, непонятны и не нужны. Сначала разберись в основах, далее уже начинай углубляться. Как в любой RPG, сначала ты учишься махать мечом, потом учишься делать это красивее и эффективнее.

Если на первом курсе ты будешь продолжительное время ковырять один пропс, пытаясь понять, как это работает, то на втором курсе ты научишься клепать пропсы как на конвейере, потому что они будут лишь малой частью большой работы, которую тебе предстоит выполнить. Ты будешь разбираться в вопросах оптимизации, делать не просто красиво, но грамотно и элегантно. Ты получишь массу информации выходящей за рамки программы курса. И важный момент — это будет происходить в окружении единомышленников. Рядом всегда будет плечо товарища, происходит постоянный обмен информацией, техниками, приемами, критикой. Это одна из важных частей обучения. Суть учебной группы второго курса в том, что в ней состоят только отбитые фанатики своего дела. Многие уже работают в сфере, и продолжают работать над проектом, развивая и дополняя его. Смекаешь, насколько это полезно для тебя, да?

12.jpg

Самое главное здесь — это количество времени и сил, которые ты потратишь на обучение. Будет сложно, будет непонятно, будет много критики, правок, будут гневные звонки от Николая, если ты начал проявлять лень или поверхностное отношение. Важно понимать, что ТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ тратите время, чтобы, в конечном итоге, ТЫ начал строить карьеру в интересной, сложной и современной сфере.

13.jpg

5U-88HE2U28.jpg

KIdvoHtdfEM.jpg

В общем, я с разгона влетел на второй курс, и далее в течение полугода упорно разбирался в происходящем, ошибался, исправлял, переделывал. Постепенно работа стала большой и сложной, навык стал крепче, а настрой увереннее. Я и сейчас продолжаю работать над проектом, вносить улучшения, проводить переработки отдельных участков с учетом нового опыта и знаний. Впереди еще много работы, и этот проект стал чем-то большим, чем просто курсовой.

А теперь о работе.

Первая серьезная попытка трудоустройства была в декабре 2021 года. Я пробовался в компанию 1С, выполнил тестовое задание, прошел собеседования, но… не прошел на работу :) И это совершенно нормально, джун без опыта, на удаленке, без объемного портфолио. Но эта попытка дала мне огромный пласт опыта — я понял, что способен прогнать задачу от и до самостоятельно. Я понял, как работает крупная студия изнутри, как происходит найм сотрудников и чего от них ждут\не ждут. Позднее Николай назвал этот опыт «поездка на олимпиаду». Главные выводы, которые я сделал — это серьезная сфера, требующая серьезного подхода, а более-менее объемное портфолио и уверенность в текущем навыке решает.

Вторая попытка произошла через 2-3 месяца — Николаю понадобился художник в его команду, в студии Beryoski games. Необходимо было выполнять ежедневные технические задачи, подхватывать моменты по настройкам в движке и делать все, чтобы уменьшить количество задач и помочь ему оптимизировать рабочие процессы в направлении 3D окружения. И произошло то, чего я меньше всего ожидал — меня приняли на испытательный срок, уже третий месяц я упорно пашу как пчела, каждый день выкладываясь по полной и постоянно совершенствуясь как на успехах, так и на ошибках. Эта работа включает в себя ВСЕ аспекты, изученные мной ранее и даже больше. Придя туда, я понял, что знаю гораздо меньше, чем мне казалось, а главное — работаю медленнее, чем хотел бы. И это совершенно нормально. Джун на то и джун: его задача учиться, не отлынивать, быть пунктуальным и уметь задавать вопросы. МНОГО вопросов. Равно как и искать информацию самостоятельно и в целом много времени тратить на свое развитие.

Думаю, эту сферу можно смело сравнить с медициной. Если ты не случайный пассажир, а нацелен на построение карьеры, то готовься постоянно совершенствоваться, следить за актуальными трендами и всегда работать над своим навыком. И тогда результат не заставит себя ждать. В общем, таким образом я прошел путь от чувака с видосами на YouTube и амбициями, до молодого начинающего специалиста в современной, прикольной и любимой всеми нами сфере. Дерзай, соберись, и у тебя все получится.

А сейчас немного по отдельным и важным моментам:

  1. Настрой. Смирись с тем, что если ты решился, то придется пойти на много жертв. ОЧЕНЬ МНОГО. Игры, сериалы, пивасик с друзьями, гуляния с девочками\мальчиками и прочее — это придется урезать. Либо ты будешь жить в удовольствие и от этого пострадает твоя учеба, либо ты возьмешь себя в руки, а через 2-3 года наверстаешь все это в стократном объеме, потому что станешь специалистом с перспективами и хорошей зарплатой. Но, конечно, не забывай про отдых! Просто планируй его и не увлекайся.
  2. Отдача. Мало просто смотреть лекции и жить от созвона до созвона. Хватайся обеими руками за каждую крупицу информации, пробуй, ошибайся, психуй, удаляй, делай заново, спрашивай, спрашивай снова. Нет идеального пути, а не ошибается тот, кто не делает. Да, фраза избита, но от этого она не становится менее верной.
  3. Здоровье, сон, питание. Это самое важное, что есть в твоей жизни, потому что от этого зависит твоя работоспособность. Забудь про то, что «щас сутки буду пахать, потом посплю и продолжу». Так это не работает. Энергетики и прочее не панацея. Размеренный режим, спокойный отдых — это важные части твоего успеха в обучении.
  4. Нервы, моральное состояние. Это стоит в одном ряду с пунктом 3, но не менее важно и вынесено отдельно, потому что — ЭТО САМОЕ ВАЖНОЕ. От этого зависит все: твое здоровье, твоя продуктивность, твоя связь с реальностью в конце концов. Следи за этим. Устал — отдохни. Засиделся — иди погуляй. Потерялся в себе — напиши лучшему другу, сходи к психологу (это совершенно не зазорно). Твое ментальное и физическое здоровье — это самое важное в первую очередь для тебя.
  5. Железо. Твой главный друг и инструмент. Да, это дорого. Но оно того стоит. Хороший музыкант играет на инструменте за десятки, а то и сотни тысяч. Хороший мастер работает на станках еще дороже. Ты становишься специалистом — инструмент должен соответствовать. Да и вообще не жалей денег на обучение и все к нему прилежащее. Все это обязательно окупит себя. Я столкнулся с гигантской проблемой того, что мой комп просто не позволял мне завершить работу. Это вызвало сильный стресс, упадок инициативы. Не повторяй моих ошибок — подготовься заранее. Ну и приятным бонусом будет возможность поиграть во все игры так, как задумано разработчикам. А это тебе нужно, в том числе как будущему специалисту. А еще обзаведись наушниками, микрофоном и простым планшетом. Возможность голосовой связи очень сильно облегчает коммуникацию с преподавателем и группой, а планшет позволит тебе текстурировать как задумано. Не надо гнаться за новым и дорогим, достаточно простенького с Avito, за 2-3 тысячи. Я на таком просидел года 3-4 без малейших нареканий и пересел на подобный чуть новее.
  6. Мотивация. А куда без нее? Потребительски ухватиться за курс лишь бы купить — это путь к неудаче (скорей всего). Осознай, что ты ступаешь на сложный и длинный путь. Хороший специалист учится всю жизнь, и к 3D это относится более чем. Просто настройся, найди В СЕБЕ желание, а не в окружении, не в рекламе, не в восторгах друзей. Пойми, что это нужно именно ТЕБЕ, и тогда все будет круто.
  7. Саморазвитие. Это крайне важно независимо от того, чему ты учишься. Читай, смотри общеобразовательные видосы, рисуй, отжимайся — не важно. Все пойдет в дело и поможет тебе раскрыться как личности, и как специалисту. А также сильно повлияет на твои работы, поверь на слово :)
  8. Самоопределение. Каким бы опытным ты себе не казался, ты идешь учиться. Да, возможно ты знаешь, что такое запекание, делал развертку пары моделей и тыкался в Painter. Лучше оставь это позади и начни с чистого листа. Просто выдохни, расслабься и наслаждайся. Гораздо приятнее делать что-то с нуля, чем править что-то старое и, вероятно, не актуальное.
  9. Самоирония. Это наше все. Учись смеяться над собой и принимать критику. Отличать грубость от доходчивости. Это вообще полезный в жизни навык. Да и в целом стремись жить шире и дальше от стереотипов, ярлыков и условностей. Жизнь слишком обширная штука, чтобы зажимать ее в рамки.
В общем, соберись, настройся на результат и тогда все получится



Спасибо большое Андрею за честный отзыв. Если хотите пройти свой путь от нуля до 3D художника с крепкими навыками, то приходите на курсы «3D для игр» и «3D художник по окружению»


Другие статьи:

Как устроиться на работу художником в геймдев

устроиться в геймдев.jpg

Урок. Lens Blur: 3D прием 2D художников

техники китбаш.jpg

Создание реалистичного портрета в 3D

3Д_портрет.jpg


222 0 850 1
1
2022-11-26
Круто! Очень понравилась статья, всем новичкам рекомендую читать ее, перед выбором курса или самообучения.
А я уже смирился с тем, что в 3Д с разбегу не попадешь. Делаю в своем темпе, чтобы настрой и желание не пропало, а было в удовольствие)
RENDER.RU